Программа Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».



 

   Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»  разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура); конструктивных (архитектура, дизайн); различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства (традиционного крестьянского и народных промыслов),  а также постижение роли художника в синтетических искусствах (на экране и в театре).

 Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Изобразительное искусство — особый предмет. Искусство надо не просто изучать, но проживать. Ребенок приходит на наш урок не только для того, чтобы посмотреть слайды, узнать о произведении и выполнить работу на заданную тему, а для того, чтобы почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, приобрести эмоционально-ценностный опыт, который необходим ему для жизни, для овладения способами познания мира.
Искусство говорит на языке чувств, эмоций. Смысл этих чувств и эмоций — выражение отношения человека к различным объектам и событиям, их оценка. Оценка — способность человека формировать собственное отношение к окружающему миру, в том числе к самому себе.
Содержанием искусства, таким образом, становятся не просто чувства, а оценка людьми различных явлений на основе выработанных человечеством нравственно-эстетических критериев.

Цель и задачи программы

Целью программы является духовно-нравственное развитие ребенка, развитие его творческих способностей, формирование внутренне свободного человека.
Общие задачи предмета «изобразительное искусство» в общеобразовательной школе сводятся к двум основным.
Первая задача — увлечение искусством. Вне увлечения искусством, вне восторга, наслаждения его творениями не может быть сформирована потребность постоянного, на всю жизнь, общения с ним. Программа придает формированию увлеченности искусством на каждом занятии принципиальное, основополагающее значение.
Вторая задача — приобщение к художественной культуре. Данная задача расшифровывается в трех элементах, которые в своем триединстве раскрывают ее сущность:
1) искусство как культура (содержание искусства);
2) искусство как творчество (собственная творческая деятельность);
3) искусство как язык (профессиональный опыт).

1. Содержание искусства — это те жизненные проблемы, ради решения которых и существует искусство: из века в век в нем отражалось отношение творца ко всем явлениям жизни (к природе, человеку и обществу). Здесь — выработанные обществом представления о верных для него отношениях ко всем явлениям жизни. Через искусство эти отношения и осознаются. Через искусство происходит их передача следующим поколениям, что невозможно было сделать иными путями, так как данные отношения всегда проявляются в единстве чувств и знания.
Подлинным содержанием учебных предметов искусств являются человеческие чувства, человеческие отношения, духовные проблемы человека. С помощью поэтизации жизни происходит переосмысление действительности, благодаря которому обычное становится художественным.
2. Творческий опыт искусства — важнейший элемент триады. Развитые творческие способности необходимы и при создании произведения искусства, и при его восприятии — ребенок становится то Художником, то Зрителем. Это и есть один из путей формирования способности к творчеству.
 Преодолеть робость, неуверенность в себе помогает система практических заданий и проектов, заложенных в программе.
3. Язык искусства. Вне языка вообще не существует содержания, оно не может быть выражено. Этот элемент триады предусматривает обязательное выполнение практических заданий на уроках изобразительного искусства. Умения и навыки владения средствами языка — линией, цветом, объемом, пространством, ритмом и др. — помогут созданию художественного образа.
 

Структура программы

Программа состоит из трех частей, соответствующих этапам обучения.

Первый этап — основы художественных представлений.
Пробуждение интереса к искусству, формирование понимания роли искусства в жизни - вот основные задачи начальной школы и первого этапа программы.

 

Второй этап — основы художественного мышления. Этот этап строится на изучении видов и жанров искусства, их различий и взаимосвязи в жизни.

 

Третий этап (существует как идея) — 10–11-й классы — основы художественного сознания. Призван завершить, закрепить все полученные представления и знания в личных убеждениях, связав вечные проблемы искусства с их сегодняшним бытованием.
На этом этапе предлагается разделить теоретические и практические занятия. Теоретический курс для всех — «Исторические связи искусств» и практические курсы по выбору.
Программа Б.М. Неменского требует особого подхода к обучению. Техника рисунка, живописи, грамотная композиция — это не цель, а средства создания художественного образа. Задача учителя — создать на уроках изобразительного искусства атмосферу увлеченности. от уже имеющегося эмоционального опыта самих детей, от их фантазии.
Проживание как форма обучения превращается на уроке в возможность перевоплощения, игрового действия, что помогает ребенку присвоить содержание как собственный чувственный опыт.

 

 

23. Педагогический рисунок.

 

Педагогическим рисунком называют изобразительную деятельность учителя, дополняющую устное объяснение и осуществляемую в ходе урока.

Педагогический рисунок может выполнять следующие функции:

1. Иллюстрирование отдельных положений устного объяснения учителя.

2. Демонстрация методической последовательности работы над рисунками,

3. Показ одной из стадий выполнения рисунка,

4. Показ принципов композиционного решения,

5. Разъяснение сущности строения изображаемых объектов.

6. Показ технических приемов работы различными материалами,

 

Педагогические рисунки можно разделить на два вида по методам их использования: 1. Рисунки большого размера для фронтальной демонстрации всем учащимся класса

2. небольшие наброски для индивидуального объяснения учебного материала.

Рисунки для фронтального показа должны иметь достаточно большой размер, обладать значительной контрастностью и выраженной активностью изобразительных средств.

Педагогические рисунки, используемые для индивидуального показа, обычно имеют небольшой размер. Они выполняются на полях ученического рисунка или на отдельных листах небольшого формата. Здесь не требуется повышенного контраста между изображением и фоном, так как они рассчитаны на рассматривание одним учеником с близкого расстояния. Выполняются они обычно тем же материалом, каким работают ученики.

Важными качествами педагогического рисунка следует считать: правдивую и убедительную трактовку изображаемого объекта, передачу в рисунке главного, обоснованно упрощенный характер изображения, лаконизм и выразительность графических средств. 

Педагогический рисунок выполняется быстро и обязательно сопровождается одновременным рассказом учителя, поэтому он должен быть лаконичен, выразителен, без излишней детализации. В педагогическом рисунке не следует демонстрировать эффектные приемы работы, он должен точно раскрывать поставленную задачу и быть доступным для понимания учениками.

Наиболее распространенный способ рисования – мелом на доске, но изображение при этом получается негативным (белое на темном фоне). Поэтому тоновой рисунок показывать на доске нецелесообразно. Сейчас стали использовать специальные доски для рисования фломастером, на которых, как и на рисунках учеников, получается темное изображение на белом фоне, но тоновой рисунок на них также затруднен, так как линия фломастера одинаковой толщины и яркости. В процессе обучения бывает необходимо наглядно показать приемы выполнения штриховки, распределение светотени на форме предмета. В таких случаях показывают работу карандашом на бумаге или мягким материалом – углем, сангиной, соусом.

Для освоения техники работы акварелью учителю бывает необходимо показывать приемы работы лессировками и работу акварелью по-сырому. Для этого лист бумаги закрепляют на планшет и устанавливают так, чтобы он был хорошо виден всему классу.

В процессе обучения перед педагогом встает вопрос, насколько возможно вмешиваться в детский рисунок, поправлять его. Если педагог регулярно правит рисунки, создается ложное впечатление об уровне умений учащихся. Опыт работы многих педагогов показывает, что иногда невозможно другим методом, кроме правки ученического рисунка показать возможный вариант продолжения рисунка, особенно последний этап работы, уточнение и обобщение рисунка. Однако, такой метод работы не должен применяться постоянно.

Рисунок учителя позволяет ученикам увидеть процесс создания рисунка, понять последовательность работы, перенять технические приемы. Использование педагогического рисунка оживляет ученый процесс, активизирует внимание учащихся. Объяснение учебного материала в сопровождении педагогического рисунка бывает более понятно для школьников, чем использование учебных таблиц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.009 с.)