Традиционные методы обучения изобразительному искусству. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционные методы обучения изобразительному искусству.



Традиционные методы обучения изобразительному искусству.

Метод упражнений в обучении изобразительному искусству.

Под упражнением понимают задание кратковременного характера с ясно выделенной задачей. В длительной учебной постановке ученик одновременно должен решить множество задач: компоновка, конструктивное построение, тоновое и цветовое решение. Внимание учащихся в такой работе рассеивается и школьники выбирают самый простой путь: срисовывать предметы по очереди. В упражнениях возможно отрабатывать отдельные учебные задачи, сфокусировав на них все внимание.

Можно выделить три вида упражнений:

1. Упражнения для освоения технических приемов рисования. Большая группа упражнений предназначена для освоения  приемов рисования разными материалами: карандашом, углем, акварелью, тушью и т.д. Например, этюды акварелью по-сырому, рисунки карандашом с использованием штриховки различного характера.

2. Упражнения часто применяют при изучении новых тем. Например, знакомство с законами цветоведения, смешением цветов, может быть построено на ряде упражнений. В композиции знакомство с законами и приемами композиции успешно происходит на основе выполнения небольших упражнений формального характера. Например, понятия симметрия - асимметрия, динамика-статика могут быть выражены через композицию плоских форм в заданном формате (квадрате, прямоугольнике, круге). Такие упражнения могут выполняться гуашью или аппликацией из цветной бумаги.

3. Упражнения могут применяться для углубления и закрепления знаний по теме урока. Например, при изучении раздела «рисование геометрических тел» в качестве упражнений могут выполняться наброски и зарисовки предметов цилиндрической, кубической, шаровой формы с натуры. Затем аналогичные рисунки могут выполняться по представлению, в разных ракурсах.

 

Упражнения могут выполняться не только на уроках, но и дома, как домашнее задание. Для набросков и зарисовок, задаваемых на дом, учитель продумывает учебные задачи. Домашние зарисовки могут сопровождать тему урока или опережать ее, носить подготовительный характер, как часто бывает в занятиях композицией.

Домашние упражнения должны обязательно проверяться и анализироваться. Качественное и добросовестное выполнение домашних заданий должно поощряться оценкой или демонстрацией лучших работ классу.

Эффективность упражнений возрастает при их регулярном выполнении и при создании учителем системы заданий-упражнений. Упражнения дают возможность проверить и закрепить знания учащихся, освоить технические приемы работы различными материалами.

 


Лессировки.

К этому методу работы прибегают в случае, если время и задачи позволяют вести сеанс продолжительное время без перерыва или в несколько приемов. Для длительного этюда необходимы очень плотная зернистая бумага и мольберт в почти горизонтальном положении. Это даст уплотнение цвета красочного слоя, а при высыхании не лишит его чистоты и прозрачности, поможет дать тончайшие градации светотени. Работа над таким этюдом условно ведется в три этапа.

Первый - подготовительная стадия -заключается в нанесении изображения на плоскость листа. Выполнив рисунок карандашом, лист хорошо промывают мыльной водой. После высыхания места бликов можно покрыть тонким слоем резинового клея (он легко удаляется ластиком на последней стадии деталировки этюда). Вторая стадия имеет цель выявить основные цветовые отношения и их градации. Работу ведут от светлых тонов к темным, постепенно усиливая цветосилу акварельных прописок путем лессировок (наслаивание одного цвета на другой). Сперва прописывают освещенные участки (или самые светлые) по всему этюду, сравнивая их по цвету. Затем прописывают полутени, одновременно на всех предметах, сравнивая их с цветом освещенных участков. Далее прописывают тени, что повышает цветовую насыщенность этюда. Все прописки осуществляются прозрачными цветами. При этом следует постоянно следить за чистотой воды и кистей. Прописка теней до необходимой цветовой насыщенности выявляет звучность освещенных мест, ранее только слегка тронутых краской. Это можно сделать не только сильно разбавленной краской, но и полусухой кистью, так как кисть касается только верхушек зерен бумаги и в контрасте с прозрачностью тени создает неповторимый фактурный эффект. На третьей, завершающей стадии работы над этюдом необходимо более тщательно прописать предметы, вводя переходные оттенки цвета и используя в этих целях тонкие кисти. Это очень ответственный этап работы, так как отдельные детали необходимо органически сочетать с формой предмета по цвету и светосиле, не разрушив при этом целостности цветовых отношений.

И, наконец, работа завершается (разумеется, по абсолютно просохшей поверхности) широкими обобщающими мазками-лессировками, приглушающими цветовую гамму предметов заднего плана и усиливающими цвет изображения на первом плане.

Именно этот метод позволяет работать над натюрмортами в манере старых мастеров, виртуозно передающих особенности фактуры различных материалов (медь, бархат, стекло, шелк, дерево и т.д.).

В зависимости от формы и ширины кистей и от того, что изображается, можно менять характер мазка: писать так, что мазки не будут заметны, или наоборот - мазок будет ярко выражен, если выкладывать его пятнышками округлой или прямоугольной формы.

Художники применяют и другие технические приемы: акварель комбинируют с гуашью, темперой, тушью, вводят белила, пользуются восковыми мелками в качестве рисующего материала (в этом случае акварель не ложится на места, тронутые мелками, и бумага остается белой). Художник может воспользоваться методом процарапывания рисунка острым концом кисти по еще не совсем высохшему красочному слою. Эта техника придает предметам дополнительную фактурность и выразительность изображению.

Работая кистью по непросохшему слою краски или просто по увлажненной бумаге, можно добиться тончайших цветовых переходов. Этим приемом художники пользуются при изображении неба, воды, отблесков света на предметах, отражений в воде и т. д. при работе над этюдом пейзажа, натюрморта.

Работа гуашью похожа на процесс работы акварелью, но вместо белого цвета бумаги и прозрачности акварели в гуаши используют ее плотный цвет, ее способность давать множество оттенков в смеси с белилами, более темные тона перекрывать светлыми. Несмотря на свою пастозность, гуашь легко ложится на бумагу, очень податлива, а с белилами дает мягкие оттенки самых нежных и изысканных тонов.

Работают гуашью щетинными и колонковыми кистями. Начинают писать работу с темных тонов, чтобы полутона заканчивать уже белилами. Так же как и в любой живописной работе, начинают писать с больших цветовых отношений. Пишут гуашью быстро, пока краска не высохла, пока она подвижна, используя при этом различные приемы. Так, по–разному кладя краску, то густым, то размытым слоем, добиваются разнообразной фактуры поверхности работы, а вместе с тем и особой выразительности. Все поправки и самые светлые места в работе делают после того, как гуашь уже подсохла.

Кроющая способность гуаши слегка изменяется от тона к тону. Так, желтая краска по сравнению с синей имеет более низкую укрывистость, поэтому синюю основу будет видно даже через несколько слоев желтой краски. Для усиления кроющей способности в краску с низким ее показателем можно добавлять гуаши белого цвета. Этот способ повышает ее укрывистость, однако плохо сказывается на яркости цвета краски.

При рисовании гуашью требуется внимание  к количеству краски, набираемого кистью. В случае, если на бумагу попало слишком много краски, той же кистью стоит снять ее излишек, не доводя до высыхания красочного слоя.

Кисти важно тщательно вытирать при смене цвета или оттенка, обжимая ворс о стенки и дно стаканчика с водой. В случае кардинальной смены цвета, чтобы остатки предыдущей краски не загрязнили мазок, стоит обтереть ворс тряпочкой. В отличие от акварели, гуашь гораздо тяжелее удаляется с кисти, легко накапливается в области крепления ворса. Поэтому, чтобы кисти прослужили дольше, их нужно тщательно промывать после каждого этапа работы, удаляя остатки связующего и пигментов гуашевой краски.

 

 

Работа на пленэре в ДШИ.

В программу обучения в детских художественных школ включается летняя пленэрная практика учащихся. На пленэре школьники выполняют рисунки и живописные этюды растений, сельского и городского пейзажа, транспорта, животных.

Работа на пленэре имеет свои особенности. В солнечную погоду освещение меняется быстро и над одним этюдом нельзя работать более 1,5 часов. В пасмурную погоду время несколько увеличивается. При необходимости продолжить работу, приходят на это место во второй раз при подобной погоде. Место для работы следует выбирать в тени, чтобы солнечные лучи не падали на рабочую поверхность.

Перед выходом на этюды педагог должен выбрать место для работы. Пейзажи можно разделить на две группы.

1) Пейзаж, интересный предметным содержанием. Над таким пейзажем можно работать в любую погоду. Среди этих пейзажей можно выделить пейзаж с открытым глубоким пространством, со многими планами в глубину, и пейзаж с замкнутым пространством.

2) Пейзажи, интересные по освещению и состоянию природы. Составляющие их предметы приходят в гармонию в зависимости от освещения. Такие пейзажи «на состояние» - это этюды облаков, перед дождем, восход солнца. Такие этюды пишутся на небольшом формате очень быстро, за 15-40 мин.

При выходе на этюды очень важно выбрать точку зрения. Для этого часто пользуются видоискателем (картонной рамкой). Перед началом работы может проводиться организованное наблюдение, которое поможет ученикам понять пейзаж, выделить в нем главное и второстепенное. Наблюдение делится на 3 этапа.

В 1ом – анализируется содержание пейзажа, характер, цветовые сочетания, особенности строений, растительности.

2-ой этап – беседа педагога о способах выделить главное и второстепенное, выделить из пейзажа его основную схему.

3-ий этап – рассмотрение перспективного вида пейзажа. Главная задача здесь, чтобы учащиеся поняли сокращение уходящей вдаль плоскости земли. Необходимо обратить внимание на загораживание дальних предметов ближними, изменение видимых размеров человека.

В первых этюдах школьникам сложно разобраться в большом количестве деталей, которые они видят: листва деревьев, трава, блики солнца и сложные тени, поэтому первые задания – это этюды и зарисовки отдельных объектов (растения, ветка, дерево, архитектурные детали) и пейзажи с обобщенными планами (земля - небо - лес вдали). В пейзажах важно показать горизонтально уходящую вдаль плоскость земли и уходящее вдаль над землей небо (это можно заметить в облачный день, рассматривая уходящие к горизонту облака). Затем задания усложняются. От отдельных архитектурных объектов переходят к городскому пейзажу и пейзажу со сложным рельефом поверхности земли.

 Работа на пленэре может вестись различными материалами. Живописные этюды школьники выполняют акварелью или гуашью, наброски и зарисовки – карандашом, мягкими материалами, тушью, фломастером.

Работа на пленэре обогащает зрительную память учащихся, позволяет заметить изменение цвета предметов в зависимости от эффектов освещения. Наблюдения на пленэре затем могут стать основой для творческой работы над композицией.

 

Обучение скульптуре.

Скульптура - это искусство создания трехмерных объемов. Тематика скульптуры ограничена. Главный объект скульптуры – человек, реже – животное.

В скульптуре мы можем выделить два разных способа работы: пластический, когда форма набирается из пластичного материала (глины, пластилина) и скульптурный – когда форма образуется путем отсекания лишнего из твердого материала (дерево, камень).

В обучении школьников скульптуре используют пластические материалы: пластилин и глину. Пластилин прост в использовании, но плохо сохраняет форму. Глина требует емкостей для хранения, но удобна в лепке, легко отмывается с рук.

В обучении скульптуре педагоги используют несколько методов лепки. При методе лепки «от куска» форма образуется путем вытягивания и подрезания стекой из целого, единого куска пластилина или глины. Такой способ позволяет почувствовать пластичность материала, возможность передачи движения в скульптурном объеме. Лепка вытягиванием из целого куска сосредотачивает внимание на центральной массе туловища человека или животного и позволяет с большой точностью передать другие части тела.

Обучая детей среднего и старшего школьного возраста, используют метод лепки на каркасе. На проволочный каркас постепенно набирают объем, добавляя пластилин или глину. Этот метод позволяет делать скульптурные работы большего размера и передавать достаточно сложное движение. Уже на стадии создания каркаса определяются основные пропорции и намечается движение.

В работе с дошкольниками применяют метод лепки из отдельных частей, собирая их затем в целую форму. Этот метод привлекает педагогов тем, что маленькие дети быстро научаются катать шарики и столбики из пластилина, из которых собирают собак, зайцев и т.п. существенным недостатком этого метода является условность. Схематичность получаемого изображения, его статичность и непрочность соединения деталей.

В детских художественных школах скульптура преподается как отдельный предмет. На этих уроках дети лепят не только по представлению, но и с натуры. Сначала с натуры лепят предметы несложной формы, овощи, фрукты и листья, затем животных, рельеф, розетку. Лепка с натуры позволяет детям быстрее понять объемные изображения, увидеть их с разных сторон.

Обучение скульптуре развивает пространственное мышление школьников, приучает к анализу пропорций и формы предметов, что оказывает положительное влияние и на рисунки детей. Обучаясь скульптуре, школьники получают представление о скульптуре, как одном из видов изобразительного искусства, учатся понимать выразительность объемных изображений.

Планирование работы учителя.

 

Планирование работы учителя можно подразделить на долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное. Долгосрочное планирование – это планирование на несколько лет обучения (обычно на весь срок обучения), например, 2 года обучения в студии изобразительного искусства или на 4 года обучения в художественной школе. Такое планирование осуществляется через разработку программ обучения предмету и тематических планов, включаемых в программу. Долгосрочное планирование намечает цели и задачи обучения, выделяет этапы роста учащихся, определяет их последовательность. В детской художественной школе такое планирование осуществляется в виде программ обучения рисунку, живописи, композиции, скульптуре.

 Среднесрочное планирование – это планирование работы учителя на учебный год, семестр или четверть. Оно реализуется через календарно-тематические планы или иллюстрированный тематический план. В календарно-тематическом планировании определяется последовательность изучения тем, дата проведения занятий, задание дл учащихся. Календарно-тематический план составляется на основе программы по предмету обучения. Годовой иллюстрированный план составляется в виде таблицы, в клетках которой распределяется учебный материал по четвертям и урокам. В каждой клетке указывается тема урока и выполняется примерный образец рисунка на тему урока. Такой вид планирования сложен для выполнения, но он позволяет наглядно проследить последовательность выполнения заданий, взаимосвязь уроков, степень усложнения заданий.

 Краткосрочное планирование – это планирование работы на ближайшее время – урок, неделю, месяц. Как правило, оно осуществляется через поурочные планы. План урока определяет цель и задачи урока или ряда уроков по теме, форму проведения урока, содержание урока, задание для учащихся, форму подведения итога урока.

При планировании работы учитель опирается на учебные программы и чрез календарно-тематическое планирование вносит коррективы в случаях изменения количества учебных часов и учитывая индивидуальные особенности класса. Например, в группе, где большинство составляют активные, быстро работающие дети, количество заданий может быть увеличено, а в слабоуспевающей группе может отводиться дополнительное время на закрепление учебного материала.

Планирование работы учителя – важная и необходимая часть педагогической деятельности. Правильно составленные планы помогают увидеть перспективы обучения, провести контроль усвоения новых знаний, наметить пути достижения желаемых результатов.

 

Цель и задачи программы

Целью программы является духовно-нравственное развитие ребенка, развитие его творческих способностей, формирование внутренне свободного человека.
Общие задачи предмета «изобразительное искусство» в общеобразовательной школе сводятся к двум основным.
Первая задача — увлечение искусством. Вне увлечения искусством, вне восторга, наслаждения его творениями не может быть сформирована потребность постоянного, на всю жизнь, общения с ним. Программа придает формированию увлеченности искусством на каждом занятии принципиальное, основополагающее значение.
Вторая задача — приобщение к художественной культуре. Данная задача расшифровывается в трех элементах, которые в своем триединстве раскрывают ее сущность:
1) искусство как культура (содержание искусства);
2) искусство как творчество (собственная творческая деятельность);
3) искусство как язык (профессиональный опыт).

1. Содержание искусства — это те жизненные проблемы, ради решения которых и существует искусство: из века в век в нем отражалось отношение творца ко всем явлениям жизни (к природе, человеку и обществу). Здесь — выработанные обществом представления о верных для него отношениях ко всем явлениям жизни. Через искусство эти отношения и осознаются. Через искусство происходит их передача следующим поколениям, что невозможно было сделать иными путями, так как данные отношения всегда проявляются в единстве чувств и знания.
Подлинным содержанием учебных предметов искусств являются человеческие чувства, человеческие отношения, духовные проблемы человека. С помощью поэтизации жизни происходит переосмысление действительности, благодаря которому обычное становится художественным.
2. Творческий опыт искусства — важнейший элемент триады. Развитые творческие способности необходимы и при создании произведения искусства, и при его восприятии — ребенок становится то Художником, то Зрителем. Это и есть один из путей формирования способности к творчеству.
 Преодолеть робость, неуверенность в себе помогает система практических заданий и проектов, заложенных в программе.
3. Язык искусства. Вне языка вообще не существует содержания, оно не может быть выражено. Этот элемент триады предусматривает обязательное выполнение практических заданий на уроках изобразительного искусства. Умения и навыки владения средствами языка — линией, цветом, объемом, пространством, ритмом и др. — помогут созданию художественного образа.
 

Структура программы

Программа состоит из трех частей, соответствующих этапам обучения.

Первый этап — основы художественных представлений.
Пробуждение интереса к искусству, формирование понимания роли искусства в жизни - вот основные задачи начальной школы и первого этапа программы.

 

Второй этап — основы художественного мышления. Этот этап строится на изучении видов и жанров искусства, их различий и взаимосвязи в жизни.

 

Третий этап (существует как идея) — 10–11-й классы — основы художественного сознания. Призван завершить, закрепить все полученные представления и знания в личных убеждениях, связав вечные проблемы искусства с их сегодняшним бытованием.
На этом этапе предлагается разделить теоретические и практические занятия. Теоретический курс для всех — «Исторические связи искусств» и практические курсы по выбору.
Программа Б.М. Неменского требует особого подхода к обучению. Техника рисунка, живописи, грамотная композиция — это не цель, а средства создания художественного образа. Задача учителя — создать на уроках изобразительного искусства атмосферу увлеченности. от уже имеющегося эмоционального опыта самих детей, от их фантазии.
Проживание как форма обучения превращается на уроке в возможность перевоплощения, игрового действия, что помогает ребенку присвоить содержание как собственный чувственный опыт.

 

 

23. Педагогический рисунок.

 

Педагогическим рисунком называют изобразительную деятельность учителя, дополняющую устное объяснение и осуществляемую в ходе урока.

Педагогический рисунок может выполнять следующие функции:

1. Иллюстрирование отдельных положений устного объяснения учителя.

2. Демонстрация методической последовательности работы над рисунками,

3. Показ одной из стадий выполнения рисунка,

4. Показ принципов композиционного решения,

5. Разъяснение сущности строения изображаемых объектов.

6. Показ технических приемов работы различными материалами,

 

Педагогические рисунки можно разделить на два вида по методам их использования: 1. Рисунки большого размера для фронтальной демонстрации всем учащимся класса

2. небольшие наброски для индивидуального объяснения учебного материала.

Рисунки для фронтального показа должны иметь достаточно большой размер, обладать значительной контрастностью и выраженной активностью изобразительных средств.

Педагогические рисунки, используемые для индивидуального показа, обычно имеют небольшой размер. Они выполняются на полях ученического рисунка или на отдельных листах небольшого формата. Здесь не требуется повышенного контраста между изображением и фоном, так как они рассчитаны на рассматривание одним учеником с близкого расстояния. Выполняются они обычно тем же материалом, каким работают ученики.

Важными качествами педагогического рисунка следует считать: правдивую и убедительную трактовку изображаемого объекта, передачу в рисунке главного, обоснованно упрощенный характер изображения, лаконизм и выразительность графических средств. 

Педагогический рисунок выполняется быстро и обязательно сопровождается одновременным рассказом учителя, поэтому он должен быть лаконичен, выразителен, без излишней детализации. В педагогическом рисунке не следует демонстрировать эффектные приемы работы, он должен точно раскрывать поставленную задачу и быть доступным для понимания учениками.

Наиболее распространенный способ рисования – мелом на доске, но изображение при этом получается негативным (белое на темном фоне). Поэтому тоновой рисунок показывать на доске нецелесообразно. Сейчас стали использовать специальные доски для рисования фломастером, на которых, как и на рисунках учеников, получается темное изображение на белом фоне, но тоновой рисунок на них также затруднен, так как линия фломастера одинаковой толщины и яркости. В процессе обучения бывает необходимо наглядно показать приемы выполнения штриховки, распределение светотени на форме предмета. В таких случаях показывают работу карандашом на бумаге или мягким материалом – углем, сангиной, соусом.

Для освоения техники работы акварелью учителю бывает необходимо показывать приемы работы лессировками и работу акварелью по-сырому. Для этого лист бумаги закрепляют на планшет и устанавливают так, чтобы он был хорошо виден всему классу.

В процессе обучения перед педагогом встает вопрос, насколько возможно вмешиваться в детский рисунок, поправлять его. Если педагог регулярно правит рисунки, создается ложное впечатление об уровне умений учащихся. Опыт работы многих педагогов показывает, что иногда невозможно другим методом, кроме правки ученического рисунка показать возможный вариант продолжения рисунка, особенно последний этап работы, уточнение и обобщение рисунка. Однако, такой метод работы не должен применяться постоянно.

Рисунок учителя позволяет ученикам увидеть процесс создания рисунка, понять последовательность работы, перенять технические приемы. Использование педагогического рисунка оживляет ученый процесс, активизирует внимание учащихся. Объяснение учебного материала в сопровождении педагогического рисунка бывает более понятно для школьников, чем использование учебных таблиц.

 

Традиционные методы обучения изобразительному искусству.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.046 с.)