Коллективные работы на уроках изобразительного искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективные работы на уроках изобразительного искусства.



 

  Коллективная деятельность учащихся стала рассматриваться как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к изобразительному творчеству сравнительно недавно. На рубеже 19-20 вв. педагоги отводили большую роль игровым формам обучения и воспитания детей. Одной из таких форм была совместная изобразительная деятельность детей на общей плоскости большого размера. В 1920-е годы было широко распространено участие детей в украшении школы, классных комнат, спектаклей, революционных праздников. Оформительские работы как результат коллективного художественного труда детей имели внушительные размеры и общественно-значимый результат. Активными пропагандистами коллективного творчества были педагоги А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, Г.В.Лабунская, К.М.Лепилов, С.Т.Шацкий, В.Ф.Шехтель и др. Для выполнения работ дети объединялись в группы, а для некоторых проектов привлекались учащиеся всей школы. Педагоги отмечали, что выполнение таких работ развивает чувство товарищество и уважения к общественному труду, а разнообразие материалов способствует проявлению инициативы и изобретательности. Коллективные работы в то время называли «бригадным методом» или «методом проектов».

В 20-е годы социальное воспитание противопоставлялось индивидуальному. Одной из задач новой школы было развитие коллективных навыков и социальной активности. В 30-е годы произошла радикальная смена целей и содержания преподавания изобразительного искусства в школе. Содержание программы по предмету «рисование» стало направлено на развитие индивидуальных знаний и навыков. Основным методом обучения стало рисование с натуры, что исключало возможность совместной деятельности детей на уроках. Коллективное творчество осталось во внеклассных и внешкольных занятиях, в основном на занятиях декоративно-прикладного искусства и при выполнении оформительских работ, связанных с праздниками.

В начале 60-х годов педагоги попытались ввести коллективную деятельность на уроках рисования в начальных классах на уроках изобразительного искусства (Г.В. Лабунская, Е.Е.Рожкова, В.Н.Ветрова, Т.Я.Шпикалова). Коллективная деятельность как игровой прием широко применялась на занятиях в детском саду.

В 70-е – 80-е годы определялись новые цели и содержание обучения изобразительному искусству в средней школе, разрабатывалась новая программа под редакцией Б.М.Неменского. Впервые метод коллективных и групповых работ был включен в перечень основных методов обучения детей. Систематизация видов коллективной изобразительной деятельности разработана Т.С.Комаровой и А.Исавенковым. 

Выделяют три основные формы организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная и совместно-взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная форма: участники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла. На завершающем этапе создается общая композиция. Организатором коллективной деятельности детей в начальных классах выступает учитель, в старших классах организаторами могут быть ученики.

Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера. При этом результат действий одного участника находится в зависимости от действий предыдущего и последующего ученика. Совместно-последовательная форма организации используется редко, так как сложно организовать процесс такого совместного труда. Эта форма применима, когда надо сделать большое количество одинаковых или похожих изделий, например, пригласительные билеты, поздравительные открытки, елочные украшения и т.п.

Совместно-взаимодействующая форма предполагает одновременную работу всех участников на плоскости, листе или постоянное согласование действий всех участников процесса. Эта форма требует умения общаться в процессе практической деятельности, поэтому больше подходит для старшеклассников. Такая работа подходит для небольших групп детей, поэтому может применяться во внеклассной работе.

Несмотря на явные достоинства совместно-взаимодействующей формы работы, в ней трудно оценить деятельность отдельного ученика, поэтому учителя чаше применяют совместно-индивидуальную форму работы, которую легче организовать и оценить.

Метод коллективных работ не может быть основным и единственным в обучении изобразительному искусству, но он позволяет оживить учебный процесс, научить школьников взаимодействию в процессе работы. В коллективных работах дети видят важность своего вклада в общее дело, что повышает их самооценку и привлекает к занятиям изобразительной деятельностью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.004 с.)