Действия человека на рисунке, их результат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действия человека на рисунке, их результат



Сюжет рисунка и его составные элементы неотделимы от того, что именно предпринимает нарисованный человек. Его действия по добыче яблока символизируют действия испытуемого по отношению к проблемам. В первую очередь это содержание активности: человек срывает яблоко, только готовится это сделать или уже обладает им.

В первом случае можно говорить о стратегии быстро выделять главные причины проблемы и готовности к целенаправленным и конструктивным шагам в ее решении. Во втором — о склонности тщательно фиксироваться на подготовке, взвешивать варианты, иногда — о сомнениях и неготовности переходить от размышлений к действиям. В третьем — о высокой эффективности и нацеленности на обязательные заметные результаты (иногда с перфекционизмом, трудоголизмом, эффективностью во что бы то ни стало, в том числе с игнорированием собственного состояния).

Кроме того, рисунок рассматривают с точки зрения того, сложной ли оказалась задача сорвать яблоко — это символ отношения человека к проблемам, возникающим перед ним. Потребовалось ли герою рисунка обратиться за помощью извне (в рисунке это символически изображенная лестница, стул, палка, помощник и так далее) — показатель того, достаточно ли собственных ресурсов для решения имеющихся проблем.

Результат действий рассматривается с точки зрения того, сопоставимы ли усилия и их плоды. Например, карабкался через забор, влезал на скалу, усыплял сторожа, тряс дерево ради мелкого зеленого яблочка — чрезмерные затраты сил на маленькие цели. Сорвано ли яблоко вообще (решаются ли проблемы) или оно остается недостижимым (околопроблемное поведение испытуемого нерезультативно).

Методика позволяет делать выводы о том, в чем состоит цель человека при столкновении с проблемой,
т. е. зачем герою яблоко:

  • съесть — восполнить какие-то недостающие ресурсы, получить что-то извне;
  • заготовить впрок — подстраховаться от возможных или ожидаемых трудностей в будущем;
  • угостить кого-то — оптимизировать социальные контакты;
  • использовать в косметических целях — улучшить впечатление, производимое на окружающих;
  • воспользоваться волшебными свойствами яблока — в зависимости от свойств указывает на значительную вероятность ухода в фантазии.

Анализируется также, хочет ли герой яблоко на самом деле (действительно желает определенного результата при столкновении с проблемой) или действует по чьему-то чужому желанию (не принимает проблему как собственную, воспринимает ее как событие жизни другого человека).

В приложении представлены примеры рисунков родителей и воспитателей.

Техника рисования

Под техникой рисования подразумевается в первую очередь характер линий.

Штриховка, исправления, линии многократно обведены — все это выдает тревожность испытуемого (можно говорить о тревожности, сопровождающей его восприятие проблем).

Сильный нажим, крупные штрихи и размах рисунка — напористость, энергичность, стремление к избыточному контролю.

Слабые тонкие линии — осторожность, неуверенность, иногда переживание недостаточного контроля над событиями собственной жизни.

Энергичный процесс рисования и наполненные жизнью и энергией рисунки выдают энергичных, настойчивых, упорных людей.

Методика позволяет выявить демонстративность, на которую указывают:

  • украшение яблони и других растений, если они есть на рисунке, цветами;
  • декоративные элементы одежды изображенного человека: бантики, узоры, пряжки, оборки и т. п. Обратите внимание — вертикальный ряд пуговиц, который испытуемый рисует на одежде, некоторые специалисты считают признаком созависимости испытуемого;
  • подчеркнуто красивая внешность нарисованного человека: длинные ресницы, локоны, «фигуристость»;
  • красная цветовая гамма.

Степень детализации рисунка указывает на уровень сил, которые испытуемый в настоящий момент готов потратить на проблему. Схематичные рисунки могут быть показателем:

1) нехватки сил — особенно в сочетании с мелким размером изображения, примитивно нарисованным человечком, малоцветностью, размещением рисунка в нижней части листа, отсутствием ощущения цвета, радости, вкуса, добычи;

2) скрытности и непрямого отказа от контакта с психологом — поэтому проведение проективных методик требует наличия консультативного контакта.

Богатая детализация рисунка тоже должна рассматриваться не одномерно, а в сочетании с тем, как она была создана испытуемым:

  • быстро, эффективно, с удовольствием — это свидетельствует о готовности вкладывать много сил и ресурсов в решение проблемы;
  • от недовольства рисунком, в качестве все новых попыток улучшить его, которые как правило совершаются с недовольными комментариями в адрес изображения — в этом случае обилие деталей говорит не об энергичности, а о навязчивой самокритике, неполезной осторожности.

Если в рисунке есть персеверации — многократные повторения одного и того же элемента, это указывает на неадекватно многократные реакции на событие: перемалывание в голове, постоянное возвращение, застывание, определенная мстительность.

Цветовая гамма

Цветовая гамма рисунка анализируется традиционно.

Темные тона и использование одного-двух цветов указывают на сниженное эмоциональное состояние.

Монохромность изображения (использовался один цвет, неважно, какой, при наличии полного набора карандашей) — «страх самопредъявления», т. е. нежелание показывать собственные истинные мысли и чувства.

Неадекватное использование цвета (синие стволы, черные яблоки и т. п.) свидетельствуют о неадекватности эмоциональных реакций.

Каждый цвет, который испытуемый использует в рисунке, отражает состояния:

  • красный — энергичности, страстности, напора;
  • оранжевый — опасности;
  • желтый — оптимизма и некоторой незрелости;
  • зеленый — спокойствия, уравновешенности;
  • синий — сконцентрированности и «мужских» черт характера (рациональность, мужество);
  • фиолетовый — тревоги;
  • серый, черный, коричневый — сниженного настроения и усталости; коричневый может указывать на чрезмерную фокусировку на телесных переживаниях, черный — на протест и негативизм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.006 с.)