Коррекционная и развивающая работа. Регламент работы -Педагог-психолог и музыкальный руководитель: области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекционная и развивающая работа. Регламент работы -Педагог-психолог и музыкальный руководитель: области



Регламент работы

  • -Педагог-психолог и музыкальный руководитель: области сотрудничества

Психологическая диагностика

  • -Проективная рисуночная методика «Человек, который срывает яблоко»

Консультирование

  • -В группе демонстративный ребенок: как взаимодействовать

Коррекционная и развивающая работа

  • -Три направления коррекционной работы с детьми 5–6 лет с нарушениями поведения
  • -Особенности работы с леворукими детьми

Психопрофилактика

  • -Психологическая гостиная для педагогов

Психологическая коммуникация

  • -«Как противостоять детским капризам»: семинар для родителей детей 3–4 лет

Регламент работы

Педагог-психолог и музыкальный руководитель: области сотрудничества

Н.П. Кондрашова
педагог-психолог дошкольного отделения «Семицветик» ГБПОУ Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41, Москва

Т.А. Касперович
музыкальный руководитель ГБПОУ Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41 (дошкольное подразделение),

г. Москва

Чтобы обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей, педагог-психолог организует взаимодействие с другими специалистами ДОО. Расскажем, в каких направлениях можно сотрудничать с музыкальным руководителем и представим план совместной работы.

Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя дошкольной образовательной организации строится в рамках психолого-педагогического сопровождения реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»1.

Задачи взаимодействия:

  • создавать условия для творчески наполненной, содержательной жизни детей в ДОО;
  • развивать эмоционально-интеллектуальный опыт дошкольников — основу для возникновения творческих замыслов и материал для развития воображения и фантазии;
  • способствовать накоплению сенсорного опыта, обогащать чувственные впечатления дошкольников, развивать умение понимать и адекватно выражать эмоциональное состояние;
  • обогащать культурный опыт и личностный рост каждого ребенка с учетом особенностей его развития;
  • развивать двигательно-образные навыки — умение владеть телом, координировать свои движения, согласовывать их с музыкой, ориентироваться в пространстве;
  • развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память;
  • обучать детей простейшим артикуляционным движениям при произношении слов песен, потешек, считалок;
  • учить создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • расширять лексический запас;
  • развивать коммуникативные навыки.

Области сотрудничества:

1. Практическая — взаимопомощь в организации и проведении культурно-досуговых, познавательных и просветительских мероприятий с детьми, педагогами и родителями, подбор музыкального сопровождения к тренингам с педагогами и родителями.

2. Консультативная — консультации по психическому развитию детей, влиянию музыки на психику ребенка, использованию музыкальной среды для развития творческих способностей воспитанников.

3. Методическая — взаимопомощь в разработке развивающих программ, занятий, праздников, досугов с детьми, внедрении новых педагогических технологий; обмен мнениями при анализе образовательной деятельности, совместном прослушивании музыкальных произведений; оформление документации по взаимодействию, итогового аналитического отчета.

Организуя взаимодействие с музыкальным руководителем ДОО, педагог-психолог:

  • оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя;
  • проводит диагностику психических процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи);
  • осуществляет психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР, заиканием на музыкальных занятиях, во время подготовки и проведения праздников, досугов, развлечений;
  • организует психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста на музыкальных занятиях;
  • проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка;
  • учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания в ходе прослушивания различных музыкальных произведений;
  • участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях;
  • оказывает консультативную помощь в разработке сценариев праздников, развлечений и досугов, распределении ролей;
  • обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

Взаимодействуя с педагогом-психологом, музыкальный руководитель:

  • консультирует по вопросам подбора музыкальных произведений для занятий с детьми, релаксации, музыкальных пауз;
  • оказывает помощь в разработке занятий по музыкотерапии;
  • участвует в диагностике психических процессов дошкольников;
  • консультирует по вопросам воздействия тех или иных музыкальных произведений на психическое развитие детей с учетом их возраста;
  • участвует в проведении тренингов для педагогов на сплочение коллектива, профилактику эмоционального выгорания, формирование умения слышать и слушать;
  • участвует в проведении «родительских гостиных».

Взаимодействие специалисты осуществляют в соответствии с планом работы (табл. 1).

Скачать план взаимодействия в pdf

Таблица 1

Примерный план взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя

Форма работы, мероприятие Целевая аудитория Ответственный Примечание

Сентябрь

Музыкально-игровой досуг ко Дню знаний «Незнайка в гостях у ребят» Все группы ДОО Музыкальный руководитель Педагог-психолог консультирует по вопросам распределения ролей с учетом особенностей и возможностей детей
Изучение документации, коррекционно-развивающих программ Педагог-психолог, музыкальный руководитель Например, технология музыкально-ритмического воспитания для детей 2–3 лет «Топ-хлоп, малыши» (Т.Н. Сауко, А.И. Буренина)
Диагностика развития психических процессов дошкольников Все группы ДОО Педагог-психолог
Диагностика музыкального развития детей Все группы ДОО Музыкальный руководитель

Октябрь

Анализ результатов диагностики развития психических процессов дошкольников Музыкальный руководитель Педагог-психолог Составить рекомендации музыкальному руководителю, отразить формы и методы работы с учетом возраста, эмоциональных и поведенческих особенностей детей
Анализ результатов диагностики музыкального развития детей Педагог-психолог Музыкальный руководитель Сформулировать запрос педагогу-психологу на психолого-педагогическое сопровождение детей, у которых выявлены проблемы с восприятием, вниманием, памятью, развитием речи и т. п.
Консультация «Возрастные особенности восприятия музыки» Музыкальный руководитель (педагоги) Педагог-психолог Разработать стратегию деятельности с детьми каждой возрастной группы, подобрать соответствующий музыкальный материал
Познавательный досуг «Посиделки на Покров» Воспитанники старшей и подготовительной групп Педагог-психолог, музыкальный руководитель
Познавательный досуг «В гостях у дедушки Винограда» Воспитанники младшей и средней групп Педагог-психолог, музыкальный руководитель

Ноябрь

Неделя игры и игрушки Все группы ДОО Педагог-психолог, музыкальный руководитель
Психологическая гостиная «Использование музыкальных игрушек и инструментов в соответствии с возрастом ребенка» Родители, педагоги Музыкальный руководитель Консультация проходит в рамках недели игры и игрушки. Разработать рекомендации родителям
Познавательно- игровая викторина «Знай-ка, или “Что? Где? Когда?”» Воспитанники старшей и подготовительной групп Педагог-психолог Музыкальный руководитель готовит «музыкальные» вопросы и задания
Музыкальная театрализация сказки «Теремок» Воспитанники младшей и средней групп Музыкальный руководитель Задача педагога-психолога — помочь в распределении ролей в зависимости от эмоциональных и поведенческих особенностей детей
Развлечение «На бабушкином дворе» Дети группы кратковременного пребывания (2–3 лет) Педагог-психолог, музыкальный руководитель На материале русского фольклора

Декабрь

Подготовка к новогодним утренникам Все группы ДОО Музыкальный руководитель, педагог-психолог
Консультация с практическими упражнениями «Влияние музыки на эмоциональное состояние человека» Педагоги Музыкальный руководитель, педагог-психолог Мероприятие в рамках профилактики эмоционального выгорания педагогов
Консультация «Особенности работы с детьми с нарушениями поведения»2 Музыкальный руководитель (педагоги) Педагог-психолог Совместно разработать стратегию деятельности, подобрать музыкальный материал для этой категории детей
Подведение предварительных итогов взаимодействия специалистов Педагог-психолог, музыкальный руководитель Составить промежуточный отчет, включить результаты диагностики, отразить первичные результаты

Январь

Музыкотерапия «Узоры на стекле» Воспитанники младшей и средней групп Педагог-психолог На основе классических произведений
Музыкотерапия «Рождественские фантазии» Воспитанники старшей и подготовительной групп Педагог-психолог На основе классических и современных произведений, музыки из мультфильмов
Консультация «Особенности работы с гиперактивными детьми» Музыкальный руководитель (педагоги) Педагог-психолог Совместно разработать стратегию деятельности и подобрать музыкальный материал для этой категории детей

Февраль

Музыкально-спортивный праздник «Кто теремок защитит?» Воспитанники младшей и средней групп Музыкальный руководитель Педагог-психолог подбирает упражнения на сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков
Музыкальная театрализация «Как Баба-яга внука Лешика в армию провожала» Воспитанники старшей и подготовительной групп Музыкальный руководитель Педагог-психолог консультирует по вопросам распределения ролей, осуществляет психологическую подготовку детей перед выступлением
Психологическая гостиная «Влияние музыки на психическое развитие ребенка» Родители Педагог-психолог, музыкальный руководитель Подготовить для родителей список музыкальных композиций, которые оказывают благотворное влияние на ребенка и наоборот

Март

Праздники-конкурсы к 8 Марта Все группы ДОО Музыкальный руководитель, педагог-психолог
Психологическая гостиная «Вокалотерапия. Повышаем профессиональные качества» Педагоги Музыкальный руководитель Педагог-психолог готовит информацию о психологических трудностях в работе педагога
Консультация «Особенности работы с агрессивными детьми» Музыкальный руководитель (педагоги) Педагог-психолог Совместно разработать стратегию деятельности и подобрать музыкальный материал для этой категории детей

Апрель

Музыкально-познавательный досуг «Пасхальное яичко» Воспитанники старшей и подготовительной групп Музыкальный руководитель Педагог-психолог готовит игры и упражнения для сплочения детского коллектива, развития коммуникативных качеств, снятия эмоционального напряжения
Театрализованный праздник «Весна, весна, пробуди все ото сна!» Воспитанники младшей и средней групп Музыкальный руководитель Педагог-психолог подбирает игры и упражнения для повышения активности детей, развития творческих способностей, развития взаимодействия в группе
Психологическая гостиная «Музыкальные релаксации» Педагоги Педагог-психолог, музыкальный руководитель В рамках профилактики эмоционального выгорания

Май

Праздник к Дню Победы Все группы ДОО Музыкальный руководитель Педагог-психолог консультирует по вопросам распределения ролей, осуществляет психологическую подготовку детей перед выступлением
Итоговая диагностика развития психических процессов и музыкального развития дошкольников Все группы ДОО Педагог-психолог, музыкальный руководитель Проанализировать результаты, определить проблемы для работы с ними в новом учебном году
Итоговый аналитический отчет по результатам совместной деятельности специалистов Администрация, педагоги Педагог-психолог, музыкальный руководитель Проанализировать результаты работы за год, наметить перспективные направления сотрудничества на новый учебный год

В течение года

Исследование «Влияние музыки на интеллектуальное развитие старших дошкольников» Воспитанники старшей и подготовительной групп, педагоги, родители, администрация ДОО Педагог-психолог, музыкальный руководитель Разработать занятия по музыкотерапии, рекомендации воспитателям и родителям по вопросам использования музыки для развития детей. Тема исследования в каждом учебном году разная
Оформление журнала взаимодействия специалистов Педагог-психолог
Участие в педагогических советах по вопросам взаимодействия специалистов ДОО Педагог-психолог, музыкальный руководитель Анализ работы двух специалистов, обсуждение проблемных моментов, выявленных в процессе совместной деятельности
Составление отчетной документации Педагог-психолог, музыкальный руководитель
Составление методической библиотеки педагога (в том числе сборника конспектов занятий по музыкотерапии, вокалотерапии для детей, педагогов и родителей) Педагог-психолог, музыкальный руководитель Цель — создать методическую основу для взаимодействия специалистов
Создание фонотеки по направлениям: • музыка для релаксации; • музыка для активизации мыслительных процессов; • музыка для развития фантазии и воображения и т. д. Музыкальный руководитель В фонотеке собрать музыкальные записи для отдельных категорий детей: тревожных, гиперактивных, агрессивных, застенчивых и т. д.
Создание картотеки игр и упражнений Педагог-психолог Музыкальный руководитель разрабатывает рекомендации по музыкальному сопровождению

Содержание и результаты совместной деятельности педагог-психолог отражает в журнале взаимодействия специалистов (табл. 2).

Скачать журнал в Word

Таблица 2

Месяц

Мероприятие

Задачи

Результат

педагога-психолога музыкального руководителя общие                        

Результаты взаимодействия педагога-психолога и музыкального руководителя, а следовательно и освоения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

НА САЙТЕ

e.psihologsad.ru

Читайте статью Н.М. Курченко, Н.В. Косовой «Использование изотерапии на стекле в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками» в электронной версии журнала № 2, 2015.

1 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».>>вернуться в текст

2 См.: Базулина И.В. Три направления коррекционной работы с детьми 5–6 лет с нарушениями поведения.>>вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психологическая диагностика

Проективная рисуночная методика «Человек, который срывает яблоко»

А.В. Фокина
канд. психол. наук, доц. каф. возрастной психологии МГППУ, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 1466 им. Надежды Рушевой, Москва

В материале представлена малоизвестная проективная методика, которую можно использовать в работе с педагогами и родителями. Она поможет определить, как человек относится к своим проблемам, оценивает степень их «тяжести», пытается найти решение.

Проективную рисуночную методику «Человек, который срывает яблоко» разработали арт-терапевты Л. Гантт и К. Табон. Как и большинство рисуночных методик, она имеет широкий возрастной диапазон и проста в применении. Методика проводится индивидуально.

Процедура диагностики

Материалы: лист А4, стандартный 12-цветный набор карандашей.

Инструкция: «Нарисуй(те) человека, который срывает яблоко с дерева».

Инструкция позволяет человеку моделировать предложенную ситуацию по собственному желанию. Это означает, что проблему и уровень трудности ее решения задает сам автор рисунка.

На уточняющие вопросы (что рисовать, как рисовать, нарисовать мужчину или женщину, можно ли нарисовать что-то еще) ответов не давайте. Лучше отвечайте фразами: «как хотите», «как угодно», «можно рисовать все, что захочется».

На слова «я не умею рисовать», «я плохо рисую» скажите, что качество рисунка не имеет значения.

Испытуемый выполняет задание в комфортном темпе, но не дольше 10–15 мин. Торопить его нельзя. Если обследуется человек с замедленным темпом деятельности, выделите на диагностическую встречу не менее 30 мин.

В начале работы сообщите испытуемому, сколько времени есть в его распоряжении.

Получив рисунок, попросите рассказать, что испытуемый нарисовал, кто изображен на рисунке, каково его состояние, задавайте любые вопросы. Эти сведения имеют такое же значение для интерпретации, как и само изображение.

Интерпретация рисунка

Рисунок символически выражает отношение человека к проблемам, оценку тяжести трудностей, которые имеются у него на момент исследования, его стратегию поиска решения. Сюжет рисунка — «экран», на который автор проецирует личное отношение к своим проблемам.

Сюжет рисунка

Сюжет рисунка в норме должен соответствовать инструкции — т. е. должен быть нарисован человек, который срывает с дерева яблоко. Если рисунок не соответствует инструкции, это объясняется или психической патологией, или негативным отношением и нескрываемым протестом к факту диагностики.

Для людей с адекватным поведением по отношению к проблемам характерно реалистичное изображение:

Реализм рисунка и поведения героя отражают уровень реализма испытуемого в жизни. Невозможные в действительности изображения демонстрируют люди, которые не руководствуются здравым смыслом в решении проблем. Соотношение препятствий на пути героя к яблоку и находящихся в его распоряжении ресурсов отражает это же соотношение к проблемам.

Ключевые элементы

Если дифференцировать ключевые изображения или составные элементы рисунка, то человек представляет собой символическое изображение личностных качеств, которые он активизирует и использует при столкновении с проблемой (ребенок или взрослый, сильный или слабый, мужчина или женщина, трудяга или кокетка, садовник или вор, действует для себя или для другого и т. п.).

Схематичное изображение человека при условии сформированной мотивации диагностики и адекватной атмосферы выполнения методики может указывать на непонимание или неучет испытуемым тех личностных качеств, которые потенциально помогают ему справляться с трудностями. Декоративный характер изображения человека — центральный элемент рисунка, нарисован старательно, красиво, подчеркнута его привлекательность — указывает на демонстративность и потребность в одобрении. Это характерно для подросткового возраста. Кроме того, изображение человека отражает схему тела испытуемого (образ тела, «физическое Я»).

Яблоня и яблоко символизируют обстоятельства, которые сопутствуют проблеме, и результат собственных действий.

Высота дерева, иногда его расположение (очень далеко, за оградой, под охраной) буквально отражает представление человека о том, достижим ли желаемый результат.

Яблоню, до ветвей которой человек не может дотянуться без использования каких-то вспомогательных средств, рисуют те, кто склонен преувеличивать сложность проблем и не видит возможности разрешить их собственными силами.

Если яблоня изображается так, что нарисованный человек может дотянуться до яблок, которые растут на ней, — это говорит о том, что с проблемами справиться реально.

Иногда испытуемые изображают только ветку дерева — это показатель инфантильности, личностной незрелости.

Размещение яблок относительно положения нарисованного человека позволяет судить о том, достижим ли результат: человек сможет сорвать яблоко с дерева или нет? Сорванное яблоко — достигнутый результат в решении проблем. Держит ли человек яблоко в руках (результат в его руках), скоро ли дотянется за ним или вообще не похоже, что яблоко будет добыто, — эти детали передают представления автора рисунка о том, можно ли решить проблему.

Яблоки на яблоне отражают количество проблем, которые человек видит в настоящем (необязательно буквальное совпадение числа, скорее — много или мало). Яблоки, изображенные уже снятыми с дерева: лежат на земле, в корзинке, ящиках, карманах и т. п., — уже решенные проблемы. Если снятые яблоки не нарисованы, это не означает полного отсутствия проблем, скорее, это говорит о концентрации на нерешенном.

В некоторых случаях изображение яблока может быть диагностично — на что человек нацелен, что берет, выбирает. Яблоко аппетитное, привлекательное, съедобное — адекватные цели в решении проблем, нацеленность на привлекательные результаты. Червивый, пораженный плод, незрелый, поклеванный птицами — мысленный результат усилий непривлекателен, человек двигается к сомнительной цели. Яблоко сказочное, фантастическое, необычного цвета или размера, имеет особые свойства — преобладают нереалистичные, идеализированные цели в решении реальных проблем.

Техника рисования

Под техникой рисования подразумевается в первую очередь характер линий.

Штриховка, исправления, линии многократно обведены — все это выдает тревожность испытуемого (можно говорить о тревожности, сопровождающей его восприятие проблем).

Сильный нажим, крупные штрихи и размах рисунка — напористость, энергичность, стремление к избыточному контролю.

Слабые тонкие линии — осторожность, неуверенность, иногда переживание недостаточного контроля над событиями собственной жизни.

Энергичный процесс рисования и наполненные жизнью и энергией рисунки выдают энергичных, настойчивых, упорных людей.

Методика позволяет выявить демонстративность, на которую указывают:

Степень детализации рисунка указывает на уровень сил, которые испытуемый в настоящий момент готов потратить на проблему. Схематичные рисунки могут быть показателем:

1) нехватки сил — особенно в сочетании с мелким размером изображения, примитивно нарисованным человечком, малоцветностью, размещением рисунка в нижней части листа, отсутствием ощущения цвета, радости, вкуса, добычи;

2) скрытности и непрямого отказа от контакта с психологом — поэтому проведение проективных методик требует наличия консультативного контакта.

Богатая детализация рисунка тоже должна рассматриваться не одномерно, а в сочетании с тем, как она была создана испытуемым:

Если в рисунке есть персеверации — многократные повторения одного и того же элемента, это указывает на неадекватно многократные реакции на событие: перемалывание в голове, постоянное возвращение, застывание, определенная мстительность.

Цветовая гамма

Цветовая гамма рисунка анализируется традиционно.

Темные тона и использование одного-двух цветов указывают на сниженное эмоциональное состояние.

Монохромность изображения (использовался один цвет, неважно, какой, при наличии полного набора карандашей) — «страх самопредъявления», т. е. нежелание показывать собственные истинные мысли и чувства.

Неадекватное использование цвета (синие стволы, черные яблоки и т. п.) свидетельствуют о неадекватности эмоциональных реакций.

Каждый цвет, который испытуемый использует в рисунке, отражает состояния:

Необходимо обратить внимание на общую атмосферу рисунка. Постараться уловить, что изображено — борьба, удовольствие, удача, провал, попытка заслужить награду, что отражает логику поведения человека при столкновении с трудностями.

Приложение

Примеры рисунков родителей и воспитателей

Интерпретация рис. 1

Самовосприятие: нет понимания собственных качеств и ресурсов, способных обеспечить решение проблемы (схематичное изображение человека, сцепленные руки не дают двигаться, повернут в прошлое). Восприятие проблем и обстоятельств, им сопутствующих: проблем достаточно много, но и они видятся схематично, без деталей. Результаты решения проблем не кажутся привлекательными (плоды некрасивы, с трудом узнаваемы). Человек не пытается активно действовать. Опыт уже решенных проблем не отражен.

Рис. 1

Интерпретация рис. 2

Самовосприятие: сильный мрачный человек. Восприятие проблем и обстоятельств, им сопутствующих: есть выделяющаяся проблема (круглый плод среди удлиненных листьев). Испытуемый может с нею справиться собственными силами, результат достижим. Нравственная борьба, сопровождающая размышления о проблеме символически изображена в виде змея и руки. Опыт уже решенных проблем не отображен.

Рис. 2

Интерпретация рис. 3

Самовосприятие: человек действия. Подчеркивается внешняя женственность (наличие маникюра). Изображена только рука, что указывает на приоритет активных прямых действий по решению проблемы без учета других собственных личностных качеств и ресурсов, также участвующих в достижении результата. Восприятие проблем и обстоятельств, им сопутствующих: испытуемая сконцентрирована на одной ключевой для нее проблеме. Она способна решить ее собственными силами и уже близка к окончательному желаемому результату.

Рис. 3

Опыт уже решенных проблем символически показан прикосновением одного из пальцев к яблоку.

Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Консультирование

В группе демонстративный ребенок: как взаимодействовать

А.Ю. Кремлякова
педагог-психолог МАДОУ детский сад комбинированного вида № 30, г. Белебей, Республика Башкортостан

В каждой группе детского сада есть дети, которые постоянно требуют внимания со стороны воспитателя и сверстников, самоутверждаются за счет других, любыми способами демонстрируют свое превосходство. Что служит причиной подобного поведения? Чего добиваются такие дети? Как воспитателю с ними работать? Дайте рекомендации.

 

Демонстративность — эмоционально окрашенное поведение, субъективно воспринимаемое как привлекательное. В основе такого поведения — желание ребенка нравиться, быть на виду, проявлять себя.

Как личностная черта демонстративность появляется с 4–5 лет. Иногда она фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основной мотив их действий — положительная оценка окружающих, с помощью которой они удовлетворяют собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Как проявляется демонстративность

Чтобы привлечь к себе внимание, демонстративный ребенок использует разные средства: кривляется, сознательно нарушает правила поведения или, наоборот, подчеркнуто «идеально» себя ведет, транслирует нарочитую застенчивость.

Аня А. (6 лет) часто с грустным видом присаживается у окна или на лавочку во время прогулки. Воспитатель, остальные дети подходят к девочке, интересуются, почему она грустит. В ответ Аня молчит и только печально вздыхает. Тогда дети начинают придумывать, как ее развеселить. Через полчаса у Ани поднимается настроение, и она включается в игры.

Демонстративный ребенок преувеличивает свои заболевания. Он жалуется на боли в животе, головную боль, тошноту. При этом все симптомы быстро проходят, достаточно окружить его вниманием.

Артур М. (6 лет) во время игры стремится командовать и указывать другим, что делать. Если его перестают слушать, он начинает кричать: «Я болею! У меня болит голова! Замолчите все! Слушайте меня!»

Обращаясь к сверстнику или взрослому, демонстративный ребенок не испытывает к нему реального интереса, не стремится что-то делать вместе. Скорее, он хочет показать себя и вызвать восхищение других: «Посмотрите, какое у меня красивое платье», «Я лучше всех нарисовала елочку», «Я бегаю быстрее всех и сегодня всех обогнал» и т. д.

Чтобы самоутвердиться, продемонстрировать свои достоинства и достижения, дошкольник обесценивает способности и личностные качества других. Например, на занятии по лепке может сказать своему соседу: «Фу, какой некрасивый снеговик у тебя получился! Посмотри, я леплю лучше тебя». Он постоянно сравнивает себя с другими и в этом сравнении всегда выходит на первое место.

Демонстративность проявляется не только в стремлении показать собственные достоинства и достижения. Обладание яркой, необычной вещью — традиционная форма демонстрации себя. При этом острое желание иметь какую-нибудь машинку или куклу не связано с собственными игровыми потребностями ребенка. Он приносит в детский сад игрушки, чтобы похвастаться, добавить себе привлекательности: «Я круче всех — у меня есть телефон».

Такой ребенок очень эмоционально реагирует, когда критикуют или хвалят других детей. Если взрослый дает отрицательную оценку действиям сверстника — с жаром и большим удовольствием поддерживает ее. Если хвалит — наоборот, начинает возражать.

Поведение демонстративного ребенка отличается ярко выраженным формализмом. Для него важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем оказать помощь сверстнику. Он совершает добрый поступок не ради другого, а чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту.

Любые эмоциональные проявления сверстника или взрослого он воспринимает как безусловную ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной (похвала, одобрение, улыбка) или отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань) форме.

Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной, — и демонстративный ребенок избирает простейший путь, особенно если у него не складываются межличностные отношения. Он проявляет агрессию, постоянно жалуется, провоцирует ссоры и драки.

Как взаимодействовать с демонстративным ребенком

Чтобы выстроить взаимодействие с ребенком, необходимо учитывать причины его демонстративного поведения.

Постоянная потребность в похвале, превосходстве над другими — главный мотив всех действий и поступков такого ребенка. Он постоянно рассматривает и оценивает себя глазами других, воспринимает себя исключительно через отношение окружающих, причем это отношение должно быть восторженным. Ребенок боится оказаться хуже других. И этот страх порождает тревожность, неуверенность в себе, постоянное напряжение, различные невротические отклонения.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.095 с.)