Как преодолеть трудности поведения ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как преодолеть трудности поведения ребенка



1. Устанавливайте правила. Правила должны быть изложены четко и определенно (например, все должны мыть руки перед едой, убирать игрушки). Правила надо вводить последовательно. Они должны соответствовать уровню развития ребенка, его возрасту.

2. Избегайте конфликтов. Разумеется, если ребенок ведет себя плохо, он нуждается в строгом воздействии. Однако вы можете предусмотреть возникновение многих конфликтов и избежать их. Если убрать хрупкие и опасные предметы подальше от ребенка, там, где он не достанет, то не будет необходимости весь день твердить ему: «Не трогай, положи на место». Признайте, что иногда вы сами создаете конфликтные ситуации, например когда ребенок отказывается есть. Он уже достаточно созрел, чтобы иметь собственные желания. Если на него давить, это только усилит его сопротивление. Лучше всего — похвалить ребенка, когда он ест хорошо, и не сердиться на него, если он отказывается от какого-нибудь блюда.

3. Обсуждайте с ребенком его поведение. Например, скажите: «У тебя есть привычка разбрасывать вещи (игрушки) по дому. Мне приходится перешагивать через них. Что мы будем с этим делать? Может, ты сам поможешь мне решить, что будет, если ты не уберешь свои вещи (игрушки)?»

4. Используйте тайм-ауты. «Тайм-аут» — прекрасный способ ограничить действия ребенка, не причиняя ему эмоциональной травмы. Он даст как ребенку, так и вам возможность успокоиться и избежать конфликта. Выделите стул или кресло («тихий стул», «тихое кресло»), на которые вы будете отправлять ребенка в момент обострения ситуации и где он сможет отдохнуть и подумать. Не используйте для «тайм-аутов» просто комнату, где полно всяких игрушек и интересных вещей, с которыми ребенок может поиграть во время наказания. Важно действовать незамедлительно, чтобы он понял связь между своим поступком и «тайм-аутом». Время на раздумье — 3 мин. После перерыва ребенок возвращается к игре. Не следует его больше ругать или как-то напоминать ему о возникшем инциденте.

5. Исключите эмоции, не читайте нотации и не спорьте, когда призываете ребенка к порядку. «Таня, я не собираюсь с тобой спорить. Бить других детей нехорошо, я хочу, чтобы ты сейчас подумала о своем поведении. Иди посиди немного в „тихом кресле“». Дети должны знать, что любое действие имеет последствие. Хорошие поступки — похвала, одобрение, плохие — наказание. Если ребенок кричит и ведет себя плохо, можно продлить время пребывания в «тихом кресле» (но не более 5–6 мин). Когда время наказания закончится, не забудьте спросить ребенка, понял ли он, за что его отправили на «тихое кресло».

6. Хвалите ребенка. Похвала — это передача ему ваших ожиданий. Полезно, чтобы ребенок знал, за что конкретно его похвалили. Лучше сказать «Мне нравится, что ты поделился игрушкой», чем выразится менее понятно — «Ты хороший мальчик». Похвала развивает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребенок легче переносит замечания, он понимает, что они касаются его поведения, а не личности.

7. Следите за своим поведением, показывайте хороший пример. Дети очень наблюдательны и копируют поведение родителей. Если вы кричите — так же будет делать ваш ребенок. Он употребляет слова, которые слышит от вас, подражает вашему поведению. Для дошкольника родители — самое главное, поэтому он считает, что все, что они делают, это хорошо.

8. Чаще играйте с ребенком. Игра укрепит доверительные отношения, позволит вам ненавязчиво, без нравоучений и конфликтов развивать ребенка, лучше понять его. Любите его, хвалите за каждую мелочь, и он ответит вам тем же.

Скачать памятку в pdf

1 «Лабиринт души. Терапевтические сказки» / Под ред. О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева.
М.: Академический проспект, 2016.>>вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Коррекционная и развивающая работа

Особенности работы с леворукими детьми

Ю.Н. Гут
канд. психол. наук, ст. преподаватель кафедры общей и клинической психологии ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Часто, чтобы адаптировать ребенка в жизни, взрослые стремятся «подогнать» его под общие стандарты. Больше других такому перевоспитанию подвергаются леворукие дети. Правильно ли это? Надо ли их переучивать? Как и чем в первую очередь необходимо помочь леворукому ребенку?

Большинство людей на Земле — праворукие, и только часть — не такие, как все. Они пишут, шьют, едят и делают еще множество дел левой рукой. Так им удобнее, легче. Однако заметив, что ребенок активнее действует левой рукой, родители начинают волноваться.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Межполушарная асимметрия — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое.

Что это — боязнь проблем в будущем или нежелание понять ребенка, неловкость от того, что он «другой»? Чаще всего это непонимание ситуации, нелепые предрассудки или просто незнание. Леворуким всегда было неуютно в «праворуком мире». Иначе как объяснить существующие в разных языках и культурах негативные значения слов «левый», «леворукий»? В латинском, греческом, французском, немецком, английском языках синонимы слова «левый» — «фальшивый», «незаконный», «неловкий», «неумелый», «неуклюжий» и даже «злой», «подлый», «нечестный».

Не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких, узнать о них больше, осмыслить различия — это путь цивилизованного отношения к феномену леворукости в наше время.

Переучивать или не переучивать леворуких детей

Преимущественное владение той или другой рукой определяется не желанием или капризом ребенка, а особой организацией его центральной нервной системы. Поэтому заставлять левшу писать правой рукой — значит вмешиваться в сформировавшуюся, сложную функциональную систему и перестраивать ее без достаточных на то оснований.

В ряде случаев переучивание приводит к развитию невротических расстройств и других форм патологии, например к возникновению признаков «зеркального» мышления, для которого характерно перевернутое справа налево написание букв или целых слов.

Необходимость переучивать леворуких детей в дошкольных учреждениях и школах в СССР законодательно отменена в 1986 году.

Если принуждать ребенка действовать и писать правой рукой, в его психике могут появиться ранее несвойственные ему признаки астенического состояния: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, жалобы на вялость, на «усталость в правой руке», головные боли. Учитывая все сказанное, необходимо четко понимать, к каким негативным последствиям может привести переучивание леворуких детей.

Существует несколько способов выявления ведущей руки. Однако любой опросник — это самооценка, а специальные исследования доказали, что она не всегда совпадает с объективной оценкой рукости. Особенно сложно использовать опросники в работе с детьми. Поэтому предпочтительно проводить комплексную диагностику в ходе непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука более активна, чаще используется, выполняет движения более ловко и точно. Можно использовать систему тестов для определения ведущей руки, разработанную М.Г. Князевой
и В.Ю. Вильдавским (приложение).

Тестирование проводится один на один в спокойной, благожелательной обстановке. Не следует акцентировать внимание ребенка на том, что взрослый что-то проверяет.

Кроме того, эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Важно все: где сидит исследователь, что он делает, что говорит и т. п. Наблюдение проводится один на один в спокойной, благожелательной обстановке. Не следует акцентировать внимание ребенка на том, что взрослый что-то проверяет. Начать тестирование можно следующими словами: «Сейчас мы с тобой поиграем» или «Давай-ка мы поработаем вместе, я буду давать тебе задания, а ты постарайся их выполнить».

Как организовать работу с леворукими детьми

Организуя игровую деятельность, педагог должен учитывать особенности темперамента леворуких детей: повышенную эмоциональность, часто сочетающуюся с ослаблением тормозных процессов и излишней подвижностью. Таких детей надо вовлекать в подвижные игры, давать им разнообразные поручения, требующие переключения внимания, и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.006 с.)