Как воспитывать леворукого ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как воспитывать леворукого ребенка



1. Никогда, ни при каких обстоятельствах не показывайте ребенку негативное отношение к леворукости.

2. Старайтесь придерживаться единой тактики во взаимодействии с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей всегда осложняют ситуацию.

3. Внимательно наблюдайте за ребенком, старайтесь видеть и различать его состояния, понимать причины огорчений и радостей, его проблем, помогать ему их преодолевать.

4. Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем необязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.

5. Не пробуйте научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

6. Определить ведущую руку целесообразно в 4–4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования не удовлетворяет вас.

7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.

8. При обучении письму используйте прописи для леворуких детей. Помните, что методика безотрывного письма в данном случае неприменима.

9. Не заставляйте ребенка читать, если он отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из элементов, пишите буквы, играйте с ними — эта работа облегчит ребенку их распознавание и процесс обучения чтению.

10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи малыша.

Скачать памятку в Pdf

Приложение

Система тестов для определения ведущей руки
(авторы М.Г. Князева, В.Ю. Вильдавский)

Система включает игровые задания, подобранные с учетом способов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Для большей объективности необходимо соблюдать следующие условия:

1. Ребенок не должен знать, что взрослый что-то проверяет, поэтому предложите ему позаниматься или поиграть.

2. Игра должна быть по правилам: взрослому следует сидеть строго напротив ребенка, а все приспособления, пособия, предметы нужно класть перед ребенком на середину рабочего стола, на равном расстоянии от правой и левой руки. Лучше, если коробочки, бусины, мяч, ножницы и т. п. будут разложены рядом на низком столике, чтобы ребенок не видел их и не отвлекался.

ЗАДАНИЕ 1. РИСОВАНИЕ

В этом задании нужно сравнить качество выполнения рисунков.

Инструкция. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш (фломастер), предложите ему нарисовать то, что он хочет. Не торопите ребенка. После того как он закончит рисунок, попросите его изобразить то же самое другой рукой.

Часто дети отказываются: «я не умею», «у меня не получится». Успокойте ребенка: «Я знаю, что трудно нарисовать такой же рисунок правой (левой) рукой, но ты постарайся». Подбодрите его, скажите, что он делает все верно. Проследите за тем, чтобы ребенок правильно и удобно держал ручку или карандаш, не напрягался при выполнении задания, правильно сидел.

Примечание. Во всех заданиях, приведенных ниже, ведущей рукой следует считать ту, которая выполняет более активное действие. Чтобы не держать в уме результаты выполнения заданий, занесите их в таблицу:

Скачать таблицу в Word

Задание Левая рука Обе руки Правая рука
1. +    
2.   +  
3.     +

ЗАДАНИЕ 2. ОТКРЫВАЕМ НЕБОЛЬШУЮ КОРОБОЧКУ

Используйте спичечный коробок или коробочки со счетными палочками.

Инструкция. Предложите ребенку несколько коробков, чтобы повторение действия исключило случайность в оценке этого теста.

Задача — найти спичку (фигуру) в одной из коробочек. Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробочки.

ЗАДАНИЕ 3. СТРОИМ КОЛОДЕЦ

Инструкция. Предложите ребенку построить колодец из палочек или спичек. Сначала из палочек выстроить четырехугольник, затем выложить второй и третий ряды.

ЗАДАНИЕ 4. ИГРА В МЯЧ

Используйте небольшой мяч (например, теннисный), который можно бросать и ловить одной рукой.

Инструкция. Положите мяч на стол прямо перед ребенком и попросите его бросить вам мяч. Задание нужно повторить несколько раз. Можно бросать мяч в цель, например в корзину, ведерко, круг.

ЗАДАНИЕ 5. ВЫРЕЗАЕМ НОЖНИЦАМИ РИСУНОК ПО КОНТУРУ

Используйте любую открытку, из которой можно вырезать цветок, зайчика, узор и т. п.

При выполнении задания более активной может быть и та рука, которой ребенок держит ножницы, и та, которой он держит открытку. Ножницы могут быть неподвижны, а открытку ребенок будет поворачивать, облегчая процесс вырезания.

Результат может быть неверным, если размер и форма ножниц не соответствуют руке ребенка. Задание можно заменить, например предложить ребенку разложить карточки из детского лото.

Инструкция. Все карточки (10–15 шт.) стопкой положите строго на середину стола перед ребенком. Сформулируйте задание: «Возьми все карточки в одну руку, а другой разложи их перед собой».

Ведущей будет рука, которой ребенок раскладывает карточки.

Примечание. Чтобы ему было интереснее, попросите называть то, что нарисовано на карточках.

ЗАДАНИЕ 6. НАНИЗЫВАНИЕ

Инструкция. Предложите ребенку нанизывать бисер или пуговицы на иголку с ниткой или шнурок.

ЗАДАНИЕ 7. ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Инструкция. Предложите ребенку открыть несколько флаконов, баночек (2–3 шт.) с завинчивающимися крышками.

Учтите, что ребенок может держать флакон или баночку за крышку, а крутить сам пузырек.

ЗАДАНИЕ 8. УЗЕЛКИ

Заранее завяжите неплотно несколько узлов из шнура средней толщины.

Инструкция. Предложите ребенку развязать узелки. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел.

В этом задании бывает трудно выделить ведущую руку, т. к. развязывание узелков — довольно сложный для ребенка процесс, в котором участвуют, как правило, обе руки.

Можно предложить ребенку составить цепочку из скрепок. В этом случае ведущей рукой он будет присоединять скрепку, а другой рукой держать всю цепочку.

ЗАДАНИЕ 9. СТРОИМ ИЗ КУБИКОВ

Инструкция. Предложите ребенку построить из кубиков дом, ограду, башню, мост и т. п. Ведущей является рука, которой ребенок чаще берет, укладывает и поправляет кубики. При их складывании используются в основном обе руки.

Это привычный вид деятельности для любого ребенка, поэтому можно продублировать задание и предложить конструктор, мозаику с конкретным заданием.

ЗАДАНИЕ 10. ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Задание позволит получить данные о семейной леворукости.

Если в семье есть леворукие родственники (родители, братья, сестры, бабушки, дедушки), поставьте плюс в графу «Левая рука», если нет — в графу «Правая рука». Если в графе «Левая рука» больше 7 плюсов, то ребенок скорее всего леворукий.

Анализ результатов. Если все плюсы в заданиях 2–9 оказались в графе «Левая рука», а в первом (рисование) — в графе «Правая рука», значит, бытовые действия ребенок лучше выполняет левой рукой, а графические — правой. В этом случае, выбирая руку для письма, следует учесть преимущество правой при выполнении графических заданий.

Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Психопрофилактика

Психологическая гостиная для педагогов

В.М. Боженко
педагог-психолог МБДОУ детский сад «Аленушка» комбинированного вида, г. Зея, Амурская обл.

Психологические перегрузки — неотъемлемая часть педагогической профессии. Поэтому важно, чтобы педагоги умели полноценно восстанавливаться, защищать себя от последствий психических и физических нагрузок. Как это сделать, учитывая занятость и динамичный ритм современной жизни? Одно из решений — устраивать для педагогов регулярные встречи в психологической гостиной.

Профессия педагога относится к разряду стрессогенных. Коммуникативные перегрузки, конфликтные и стрессовые ситуации, необходимость постоянно повышать профессиональную компетентность, неадекватная социальная оценка труда — все это требует наличия психических и физических резервов, самообладания и саморегуляции.

Чтобы помочь педагогам восполнить энергию, отдохнуть и просто пообщаться друг с другом в непринужденной обстановке, используйте такую форму работы, как психологическая гостиная.

Психологическая гостиная — это комплекс мероприятий, которые педагог-психолог проводит с целью оказать психологическую помощь педагогам, удовлетворить их потребности в самореализации, раскрыть творческий потенциал, повысить профессиональную компетентность.

Идея психологической гостиной в ДОО: психологически здоровый педагог обучает и воспитывает психологически здорового ребенка.

Задачи:

  • обучить педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния;
  • сформировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат;
  • провести профилактику стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания педагогов;
  • сформировать мотивацию к профессиональному и личностному самосовершенствованию.

Встречи в психологической гостиной проходят один раз в месяц в соответствии с тематическим планом (табл. 1), продолжительность — 40–50 мин.

Скачать тематический план в pdf

Таблица 1

Тематический план работы психологической гостиной для педагогов ДОО

Тема Время проведения Задачи Форма проведения
1. «Дерево пожеланий» Сентябрь Установить доброжелательную атмосферу между участниками занятия; выяснить профессиональные проблемы педагогов; развить творческий потенциал; снять эмоциональное напряжение Тренинг с использованием арт-терапевтической методики «Рисуем деревья с помощью коктейльных трубочек»
2. «Мое Я» Октябрь Изучить личностные особенности участников; создать условия для личностного роста, мотивировать к самопознанию, выработке формул позитивного мышления Тренинг с элементами арт-терапии
3. «Педагог — профессия творческая» Ноябрь Развить профессиональное самосознание, творческий потенциал, коммуникативную компетентность педагогов; развить творческие способности через необычные способы применения обычных вещей Круглый стол, мастер-класс по изготовлению паспарту1
4. «Как-то зимним вечерком» Декабрь Сплотить коллектив, развить коммуникативные навыки; создать положительный эмоциональный настрой Круглый стол
5. «Стремимся к бесконфликтному общению» (приложение 1) Январь Дать информацию о конфликтных ситуациях; способах разрешения конфликтов; развить коммуникативную компетентность педагогов; обучить конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций Круглый стол
6. «Улыбнись! И тебе улыбнуться в ответ» Февраль Дать возможность осознать свою индивидуальность; помочь наладить эффективное взаимодействие с окружающими; скорректировать эмоциональное отношение педагогов к себе; найти резервы работы Тренинг на повышение самооценки и уверенности в себе
7. «Я счастливая!» (приложение 2) Март Создать положительный эмоциональный настрой и атмосферу в группе; активизировать и сблизить педагогов; уменьшить психическое напряжение; повысить уверенность педагогов в себе Тренинг уверенности в себе
8. «Я хочу, я могу, я умею» Апрель Скорректировать эмоциональное отношение педагогов к себе; найти резервы работы Тренинг на повышение самооценки и уверенности в себе
9. «Мечты о лете» (приложение 3) Май Обучить навыкам саморегуляции и расслабления; сформировать положительное эмоциональное состояние педагогов Тренинг с элементами арт-терапии и релаксации

Количество участников — 10–12.

Взаимодействие с участниками включают разные формы работы, каждая из которых выполняет свои функции.

Деловые игры и упражнения помогают снять психическую напряженность, усиливают чувство собственной значимости, развивают навыки эффективной коммуникации и взаимодействия.

Игровые формы работы стабилизируют самооценку, устраняют чувство одиночества, развивают способности к осознаванию и отреагированию важнейших чувств, связанных с изменением взаимоотношений в семье, коллективе, обществе. Кроме того, игра развивает:

  • вербальную активность — умения сформулировать мысль и использовать ее в качестве диалога;
  • невербальные средства общения — коммуникации без слов, при помощи «прочтения» мимики, жестов, пространственного расположения партнеров друг относительно друга и т. п.

Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения.

Психогимнастические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряженность.

Релаксационные методики снимают эмоциональное напряжение, способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению и в результате — позитивному самовосприятию.

Аутотренинг способствует самовнушению положительных установок, направленных на личностное и профессиональное развитие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.027 с.)