Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В-18. Специфика и стр-ра педспособ-ей (ПС)
Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «Процесс развития С. человека есть процесс развития человека. Освоение человеком опред-ных знаний и способов Дей-я имеет своей предпосылкой, своим внутР-м условием известный уровень умственного развития — развития умственных С.» [193, с. 277]. Это положение особенно важно для трактовки учебной деят-сти. В наиболее развернутом определении, данном Б.М. Тепловым [213], приведены основные хар-ки С. как инд-ого св-ва личности, являющегося условием успешного выполнения деят-ти. С., согласно Б.М. Теплову, не сводятся к навыкам и умениям и отличают одного человека от другого в отно-ии успешности выполнения опред-ой деят-сти. Если, по С.Л. Рубинштейну, развитие умст-ых С. есть предпосылка освоения знаний, то предпосылкой развития самих С., по Б.М. Теплову, выступают задатки как врожденные анатомо-физио-кие особ-ти. С. создаются в деятельности и проявляются в таких ее динамических харак-ах, как быстрота, глубина, прочность освоения ее средств и способов. По отношению к разным видам деятельности разграничивают общеинтеллектуальные и специальные способности. Общий состав ПС. Отеч-ые иссл-ли на основе рассмо-ых положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова выделили целый набор ПС.. Сопоставим основные из них, опред-ные Н.Д. Левитовым и Ф.Н. Гоноболиным. Так, Н.Д. Левитов выделяет в качестве основных ПС. След-ие: способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; С. понимать учеников, базирующаяся на наблюд-сти; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быструю и точную ориентировку; орг-ие спос-ти, необх-мые как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. Развивая и детализируя содержание этих пяти основных С., Ф.Н. Гоноболин называет уже двенадцать С., объединив которые, получим такие их группы. С. делать учебный материал доступным учащимся и С. связывать учебный материал с жизнью образуют одну как бы собственно дида-ую группу способностей, соотносимых с более общей С-тью к передаче знаний в краткой и интересной форме. Понимание учителем ученика, интерес к детям, творчество в работе, наблюд-сть по отношению к детям — это вторая группа способностей, связанных с рефлексивно-гностическими С.-ями человека. Педа-ски волевое влияние на детей, педтребовательность, пед-ий такт, способность организовать детский кол-ив — это, как бы сейчас назвали, интерактивно-ком-ные С.. Очень важная четвертая группа выделенных Ф.Н. Гоноболиным С-ей включает С., характер-щие содержа-ть, яркость, образность и убед-ость речи учителя.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соот-щие общие определения [97, с. 294—299]. 1. Дида-ие С. — С-ти передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у уча-ся активную сам-ую мысль. Учитель с дид-ми способностями умеет в случае необход-ти соотве-им образом реконструировать, адаптировать учебный материал, трудное делать легким, сложное - простым, непонятное, неясное-понятным... Академические С. — С. к соот-щей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке. Перцептивные С. — С. проникать во внут-й мир ученика, воспитанника, психол-ая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. Речевые С. — способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного учителя на уроке всегда обращена к учащимся. Сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает ли одобрение или порицание, речь его всегда отличается внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Организаторские С.- это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. Орг-ия собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. Авторитарные С.- С. непосредственного эмоц-но-волевого влияния на уч-я и умение на этой основе добиваться у них авторитета. АС. зависят от целого комплекса личностных качеств учителя, в частности его волевых качеств. Ком-ные С. - С. к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоот-ия, наличие педагогического такта.
Педвоображение (или, как бы их назвали сейчас, прогностические С.) — это спец-ая С., выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в восп-ном проектировании личности учащихся, связанном с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника. С. к распред-ию вниМ-ия одновременно между несколькими видами деят-сти имеет особое значение для работы учителя. Способный, опытный учитель внимательно следит за содержанием и формой изложения материала, за развертыванием свой мысли. ПС. в своем содержании, во-первых, включают многие личностные качества и, во-вторых, раскрываются через опред-ые действия, умения. Структура П С. В трактовке Н.В. Кузьминой педсистема включает пять струк-ых элементов (цели, учебная информация, средства коммуникации, уч-ся и педагоги) и пять функц-ых элементов (иссле-ий, проектировочный, конструктивный, комм-ный, орг-ий). Эти же элементы яв-ся функц-ми эле-ами -ой пед-деятельности (исслед-ский, проектировочный, конструктивный, ком-ый, орг-кий)..В.._Кузьмина выделяет 2 уровня П С.: перцептивно-рефлексивные и проективные. Первый уровень включает 3вида чувств-ости: чувство объекта, связанное с эмпатией чувство меры или такта и чувство причастности. Эти проявления чувст-ти лежат в основе пединтуиции. Второй уровень П С., по Н.В. Кузьминой, — проективные С, соотносимые с чувст-тью к созданию новых, продуктивных способов обучения. Этот уровень включает гностические, проектировочные, конструктивные, комМ-ные и орг-ские способности. При этом отмеч-ся, что отсутствие каждой из этих С. есть конкретная форма неспособности. Гностические С. проявляются в быстром и творческом овладении методами обучения учащихся, в изобрет-сти способов обучения. Гнос-кие С. обеспечивают накопление информации учителя о своих учениках, о самом себе. Проектировочные С. проявляются в С. представить конечный результат воспит-его обучения в заданиях-задачах, расположенных во времени на весь период обучения, что готовит обуч-ся к самост-му решению задач. Конструктивные С. проявляются в создании твор-ой рабочей атмосферы совместного сотруд-тва, деят-ти, в чувств-сти к построению урока, в наибольшей степени соотве-его заданной цели развития и саморазвития обучающегося. Ком-ные С. проявляются в установлении контакта, пед-ски целесообразных отн-ий. Одной из важных проблем при рассмотрении ПС. Явл-ся их формирование и диагн-ние. Как отмечал Б.М. Теплов, диагнос-ние, включая колич-ое опред-ие С., обяз-но Д. предваряться и определяться качественным анализом.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.004 с.) |