Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стили ПД в зависимости от ее хар-ра
Наиболее полное собственно деят-ное представление о стилях педдеят-ти предложено А.К. Марковой, Д.Я. Никоновой. На этой основе авторами выделены четыре типа инд-ных стилей, харак-их современного учителя. Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС). Учителя ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учительс ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном — сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала. Эмоционально-методичный стиль (ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-восп-ого процесса, высокая оперативность, некоторое преобл-ие интуитивности над рефлексивностью. акого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работ на уроке, практикует коллективные обсуждения. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлек-тью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета. Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС). Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-восп-ого процесса. По сравнению с учителями эмоц-ых стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобрет-ость в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относ-ое время спонтанной речи его уч-ся во время уроков меньше, чем у учителей с эмоц-ым стилем. Рассуждающе-методичный стиль (РМС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-восп-ый процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в исп-ии средств и способов пед-деят-ти.
В-7. Обая хар-ка учебной деят-сти (УД). Стр-ра учебной деят-сти.
В общей теории учения, основы которойбыли заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Дистерве-гом, И. Гербартом, в нашей стране — К.Д. Ушинским, П.Ф. Кап-теревым, СТ. Шацким, А.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, а также крупнейшими представителями отеч-ой и заруб-ой пед-псих-ии середины XX столетия Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, Й. Ломпше-ром, сформи-ась собственно психол-ая теория УД, являющаяся научным приоритетом России. Ее разработчики — Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др. Понятие «учеб Дея-сть» достаточно неоднозначно. В шир- смысле слова она иногда неправомерно рассм-ся как синоним научения, учения и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, — это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой понятие «УД» наполняется собственно деятель-ым содерж-ем и смыслом, соотносясь с особым «ответ-ым отношением», по С.Л. Рубинштейну, субъекта к предмету обучения на всем его протяжении. Согласно Д.Б. Эльконину, «УД — это деят-ть, имеющая своим содерж-м овладение обобщенными способами деЙ-ий в сфере научных понятий,...такая деят-сть должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть...мотивы приобретения обобщенных способов Дей-ий, или проще говоря, мотивы собственного роста, собст-ого соверше-ния. Если удастся сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерж-ся, наполняясь новым содер-ем, те общие мотивы деят-ти, которые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой Дея-ти» Отмечаются 3осн хар-ки УД, отлич-ие ее от других форм учения: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы Дей-й и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы); 3) общие способы действия предваряют решение задач. Добавим к этим трем еще две сущес-ые хар-ки УД. Во-первых, отвечая позн-ной, ненасыщаемой потребности, 4) УД ведет к изменениям в самом субъекте, что, по опред-ию Д.Б. Эльконина, явл-я основной ее хар-кой. Во-вторых, чешский теоретик процесса и структуры учения И. Лингарт рассм-ет еще одну особ-ть УД как активной формы учения, а именно 5) изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собст-х действий». Таким образом, можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением.
Компонентный состав внешней стр-Ры УД УД имеет внешнюю стр-ру, состоящую из таких осн-ых компонентов, как мотивация; учебные задачи в опред-ных ситуациях в различной форме заданий; учеб.дей-ия; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку. Каждому из компонентов стр-ы этой деят-сти присущи свои особ-и.Рассмотрим подробней. Мотивация, как будет показано далее, явл-тся не только одним из основных компонентов структ-ой орг-ции УД (вспомним «закон готовности» Э. Торндайка, мотивацию как первый обяз-ый этап поэтапного фор-ия умст-ых Дей-й П.Я. Гальперина), но и, что очень важно, сущест-ой хар-кой самого субъекта этой деят-сти. Мотивация как первый обяза-ый компонент входит в структуру УД. Она может быть -й или внешней по отношению к Дея-и, но всегда остается внутр-ей хар-кой личности как субъекта этой деят-сти. Вторым по счету, но главным по сути компонентом структуры УД является учебная задача. Она предлагается обучающемуся как опред-ое учебное задание в опред-ой учебной ситуации, сово-тью которых представлен сам учебный процесс в целом. Понятие «задача» имеет большую историю развития в науке. В психол-м плане в отече-ой науке одним из первых иссл-ей, рассмат-им категорию задачи, был М.Я. Басов. Отметим, что, по А.Н.Леонтьеву, задача — это цель, данная в опред-ых усл-ях. В трактовке Л.М. Фридмана в состав любой задачи входят одни и те же части: 1)предметная область — класс фиксированных обозн-ых объектов, о которых идет речь;2)отношения, которые связывают эти объекты; 3)требование задачи — указание цели решения задачи, т.е. того, что необх-мо установить в ходе решения; 4)оператор задачи — совокупность тех действий (операций), к-ые н.произвести над условием задачи, чтобы выполнить ее реш-ие В процессе УД учеб задача дается (существует) в опред-ой учеб ситуации. (В нашей трактовке учеб ситуация выступает как единица целостного образ-ого процесса.) Учебситуация может быть сотруднической или конфликтной. Создание проб-ой сит-ии, пробл-о в обучении представляет знач-ную педтрудность. Как отмечает A.M. Матюшкин, проб-ая ситуация сама определяет отн-ия между субъектом и условиями его деят-ти, в которых раскрывается неизвестное, искомое. Одним из важных структ-ых компонентов деят-и является действие — морфол-кая единица любой деят-сти. Это важнейшая «образующая» чел-ой Дея-сти. В общей структуре УД знач-ое место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Это обусловливается тем, что всякое другое учебное д-ие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности. Контроль за выполнением действия осущ-ся механизмом обратной связи или обратной афферентации в общей структуре деят-ти как сложной функцион-ой системы (П.К. Анохин). УД, представляющая собой основную форму включения в общ-ое бытие людей в возраста от 6-7 до 22-23 лет, характ-тся спецификой предметного содер-я и внешней структуры, в которых особое место занимает учебная задача и учебные Дей-ия по ее решению
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.008 с.) |