В-12. Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формир-ии умств-ых д-ий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В-12. Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формир-ии умств-ых д-ий



Преимущества управления, программ-ия в образ-ом процессе наиболее полно и теор-ки обоснованно пред­ставлены в направлении обучения, основанном на психол-ой теории поэтапного форм-ния умст-ых де-ий.. П.Я. Гальперин, поставив задачу «приоткрытия тай­ны возникновения психического процесса», т.е. того, как мо­жет матер-ое, предметное преобразоваться в идеальное, психическое, разработал целостную схему этого преобразова­ния. Совместно с Н.Ф. Талызиной эта теория была реализована на практике в процессе обучения. Исходными теор-ими постулатами послужили след-ие положения, разрабо­танные в отечес-ой психологии Л.С. Выготским, С.Л. Рубин­штейном, А.Н. Леонтьевым: 1)всякое внутр-ее психич-ое есть превращенное, интериоризированное внешнее; сначала психическая ф-ия высту­пает как интерпсихическая, затем как интрапсихическая (Л.С. Выготский); 2)психика (сознание) и деят-сть суть единство, а не тож­дество (С. Л. Рубинштейн): психическое формируется в деят-ти, деят-сть регулируется психическим (образом, мыс­лью, планом); 3)психическая, внутр-яя деят-сть имеет же структу­ру, что и внешняя, предметная (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина); 4)психическое развитие имеет социальную природу. «Раз­витие чел-ких индивидов пошло не путем развертывания внут-его наследственно заложенного видовым опытом, а путем усвоения внешнего общ-ого опыта, закрепленного в средствах производства, в языке» (А.Н. Леонтьев),5)деят-ная природа психического, образа «позволяет рассматривать в качестве его единицы, действие....Отсюда сле­дует, что и управлять формированием образов можно только через посредство тех действий, с помощью которых они фор­мируются». П.Я. Гальперин поставил перед обучением принципиально но­вые задачи: описать любое формируемое д-ие сов-тью его свойств, подлежащих формир-ию; создать условия для фор­мир-ия этих свойств; разработать систему ориентиров, необ­х-ых и дост-ых для упр-ия прав-тью форми­рования д-ия и избегания ошибок. П.Я. Гальперин разгра­ничил две части осваиваемого предметного действия: его пони­мание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ори­ентировки и названа ориентировочной, вторая — исполнитель­ная. П.Я. Гальперин придавал особое значение ориент-ой части, считая ее и «управляющей инстанцией», позднее он на­зовет ее «штурманской картой». В результате проведенных П.Я. Гальпериным и его учениками исследований было установ­лено, что:1) Вместе с действиями форм-ся чувс-ые об­разы и понятия о предметах этих действий. Форм-ие д-ий, образов и понятий составляет разные стороны одного и того же процесса. Более того, схемы д-ий и схемы, пред­метов могут в значительной мере замещать друг друга в том смысле, что известные свойства предмета начинают обозна­чать опред-ые способы д-ия, а за каждым звеном дей­ствия предпол-тся опред-ые св-ва его предмета. 2) Умст-ый план сост-ет только один из идеальных планов. Другим является план восприятия. Возможно, что третьим самос-ым планом деят-ти отдельного ч-ка является план речи. Во всяком случае, умственный план образуется только на основе речевой формы действия. 3) Д-ие переносится в идеальный план или целиком, или только в своей ориентировочной части. В этом последнем случае исполн-ая часть д-ия остается в матер-ом плане и, меняясь вместе с ориентировочной частью, в ко­нечном счете превр-ся в двиг-ый навык.4)Перенос д-ия в идеальный, в частности в умст-ый план, совершается путем отражения его предметного coд-ия средствами каждого из этих планов и выражается многократными послед-ми изм-ми формы д-ия. 5)Перенос д-ия в умств-ый план, его интериоризация сост-ет только одну линию его изм-ий.Др-ие, неизбежные и не менее важные линии сост-ют имз-ия: полноты звенье д-ия, меры их диффер-вки, меры овладения ими, темпа, ритма и силовых показ-ей.

Основной хар-кой выполняемых д-ий П.Я.Гальперина считал разумность. По сравнению с традиц-ым обучением по типу проб и ошибок, Гальперин обосновал преимущ-ва второго и особенно третьего типа учения, где реализ-ся полная ориент-ая основа д-ия обучающегося.

Данная теория явилась фундаментом разраб-ого Н.Ф. Талызиной программ-ия учебного процесса как программы управ-ия им с позиции теории управ-ия и на основе теории П.Я. Гальперина о планомерном формир-ии умств-ых д-ий Н.Ф. Талызина разраб-ет осн-ые Эл-ты нового напр-ия программ-ия учебного процесса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.006 с.)