Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В-12. Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формир-ии умств-ых д-ий
Преимущества управления, программ-ия в образ-ом процессе наиболее полно и теор-ки обоснованно представлены в направлении обучения, основанном на психол-ой теории поэтапного форм-ния умст-ых де-ий.. П.Я. Гальперин, поставив задачу «приоткрытия тайны возникновения психического процесса», т.е. того, как может матер-ое, предметное преобразоваться в идеальное, психическое, разработал целостную схему этого преобразования. Совместно с Н.Ф. Талызиной эта теория была реализована на практике в процессе обучения. Исходными теор-ими постулатами послужили след-ие положения, разработанные в отечес-ой психологии Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым: 1)всякое внутр-ее психич-ое есть превращенное, интериоризированное внешнее; сначала психическая ф-ия выступает как интерпсихическая, затем как интрапсихическая (Л.С. Выготский); 2)психика (сознание) и деят-сть суть единство, а не тождество (С. Л. Рубинштейн): психическое формируется в деят-ти, деят-сть регулируется психическим (образом, мыслью, планом); 3)психическая, внутр-яя деят-сть имеет же структуру, что и внешняя, предметная (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина); 4)психическое развитие имеет социальную природу. «Развитие чел-ких индивидов пошло не путем развертывания внут-его наследственно заложенного видовым опытом, а путем усвоения внешнего общ-ого опыта, закрепленного в средствах производства, в языке» (А.Н. Леонтьев),5)деят-ная природа психического, образа «позволяет рассматривать в качестве его единицы, действие....Отсюда следует, что и управлять формированием образов можно только через посредство тех действий, с помощью которых они формируются». П.Я. Гальперин поставил перед обучением принципиально новые задачи: описать любое формируемое д-ие сов-тью его свойств, подлежащих формир-ию; создать условия для формир-ия этих свойств; разработать систему ориентиров, необх-ых и дост-ых для упр-ия прав-тью формирования д-ия и избегания ошибок. П.Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа ориентировочной, вторая — исполнительная. П.Я. Гальперин придавал особое значение ориент-ой части, считая ее и «управляющей инстанцией», позднее он назовет ее «штурманской картой». В результате проведенных П.Я. Гальпериным и его учениками исследований было установлено, что:1) Вместе с действиями форм-ся чувс-ые образы и понятия о предметах этих действий. Форм-ие д-ий, образов и понятий составляет разные стороны одного и того же процесса. Более того, схемы д-ий и схемы, предметов могут в значительной мере замещать друг друга в том смысле, что известные свойства предмета начинают обозначать опред-ые способы д-ия, а за каждым звеном действия предпол-тся опред-ые св-ва его предмета. 2) Умст-ый план сост-ет только один из идеальных планов. Другим является план восприятия. Возможно, что третьим самос-ым планом деят-ти отдельного ч-ка является план речи. Во всяком случае, умственный план образуется только на основе речевой формы действия. 3) Д-ие переносится в идеальный план или целиком, или только в своей ориентировочной части. В этом последнем случае исполн-ая часть д-ия остается в матер-ом плане и, меняясь вместе с ориентировочной частью, в конечном счете превр-ся в двиг-ый навык.4)Перенос д-ия в идеальный, в частности в умст-ый план, совершается путем отражения его предметного coд-ия средствами каждого из этих планов и выражается многократными послед-ми изм-ми формы д-ия. 5)Перенос д-ия в умств-ый план, его интериоризация сост-ет только одну линию его изм-ий.Др-ие, неизбежные и не менее важные линии сост-ют имз-ия: полноты звенье д-ия, меры их диффер-вки, меры овладения ими, темпа, ритма и силовых показ-ей.
Основной хар-кой выполняемых д-ий П.Я.Гальперина считал разумность. По сравнению с традиц-ым обучением по типу проб и ошибок, Гальперин обосновал преимущ-ва второго и особенно третьего типа учения, где реализ-ся полная ориент-ая основа д-ия обучающегося. Данная теория явилась фундаментом разраб-ого Н.Ф. Талызиной программ-ия учебного процесса как программы управ-ия им с позиции теории управ-ия и на основе теории П.Я. Гальперина о планомерном формир-ии умств-ых д-ий Н.Ф. Талызина разраб-ет осн-ые Эл-ты нового напр-ия программ-ия учебного процесса.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.006 с.) |