Поэт понятие превращает в поэтический образ. А художественный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэт понятие превращает в поэтический образ. А художественный



Образ захватывает, волнует, будит в приемнике огромный слой

Запрятанных в сознании и памяти человека ощущений и понятий, тем

Самым обогащая сообщение. У каждого вида искусства — свой канал,

Т.е. особый способ передачи сообщения и, соответственно, свой

Особый способ кодирования.

В Музее имени А.С.Пушкина в Москве находится картина Ван-Гога

«Красные виноградники в Арле». Картина потрясает зрителя своей

Эмоциональностью. Резкие контрастные цвета, где доминирует красный,

Нервные мазки, густо наложенные на холст, динамичная композиция

Служат максимально полной передаче усталости после тяжелого

Рабочего дня. На картине изображены люди, собирающие виноград.

Фигуры на втором плане, скорее, намечены, чем прописаны художником.

А на заднем плане они вообще изображены еле заметными мазками. Эти

Мазки совершенно не похожи на людей, если смотреть на них отдельно, в

Отрыве от всего остального. Но это положение вовсе не мешает зрителю

По расположению мазков представить себе всю картину в целом. Каждая

Черточка, каждый мазок, обозначающие людей, дополняются,

досочиняются зрителем, насыщаются своим особым содержанием.

Закодированное таким образом сообщение расшифровывается

Воображением зрителя.

181

Как нейрохирург, коснувшись электродом какого-то участка мозга,

Возбуждает нервную систему (я об этом где-то читал), вызывая этим

Хранящиеся в чело веке воспоминания, так и сообщения,

Закодированные театром (действием, словом, звуком, цветом),

Способствуют возникновению ассоциаций.

Зритель — соучастник творческого процесса. Он

расшифровывает посланное ему (код-форма) сообщение, примеряет к

Нему свои собственные жизненные аналогии, т.е. делает выбор

Эмоциональных жизненных впечатлений из тех, что имеются у него в

Запасниках (в науке это называют блоком памяти).

Что же значит — вычитать сообщение? Через канал связи сообщение

Поступает в зрительный зал театра. Так как сообщение не способно

Полностью снять неопределенность с происходящих на сцене событий

(это ведь художественный образ, а не цифра или понятие!), то зритель,

Получая кодированное сообщение, оказывается перед проблемой

Выбора.

Для этого он должен быть соответственным образом подготовленным

Для восприятия данного рода искусства, должен иметь некоторые

Сведения из той области человеческих знаний, которой театр посвящает

Свою работу. Японцы говорят: «Сначала узнай, кто твои слушатели, а

Потом говори проповедь».

В зависимости от разной подготовки зрителя между сценой и

Зрительным залом могут возникнуть разного рода конфликты —

Конфликт непонимания или конфликт перенасыщенности.

Первый вид конфликта возникает, когда в роли приемника выступает

Ребенок. Естественно, что спектакля для взрослых он не поймет, т.е.

Сообщение со сцены не снимет для него неопределенности в отношении

Происходящего.

То же самое может быть в том случае, когда данный театральный язык

не знаком зрителю. Например: многое в древней театральной игре

Берикаоба сегодня непонятно зрителю, исчезло само сообщение,

Остался лишь мертвый знак (похищение невесты, купание Кеена в воде,

кастрирование и т.д.). Второй пример: спектакли старинного японского

Театра не всегда понятны европейскому зрителю, так как сообщение

Кодируется особым способом. Условные знаки выражены в незнакомых

Европейцам формах движения. Они так же непонятны, как непонятны

Нам японские иероглифы. Их специально надо изучать.

Конфликт перенасыщенности возникает тогда, когда сообщение

Слишком бедно информацией и не вызывает у зрителя никакого

Интереса. Ведь задача сообщения снимать неопределенность.

Когда зрителю и так все понятно, знак лишь повторяет понятное,

Привычное.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.239.77 (0.007 с.)