В каждом отдельном случае у каждого режиссера процесс сочинения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В каждом отдельном случае у каждого режиссера процесс сочинения



Спектакля протекает по-разному. Это зависит от таланта, темперамента,

Осведомленности и образованности режиссера, от пьесы, от темы, от

Того, с кем и где он ставит спектакль.

Но так же, как каждое жизненное явление подчинено неким общим

Закономерностям, так и творческий процесс, вероятно, подчинен некой

Единой логической схеме. Во всяком случае, мне кажется, что хотя бы

Приблизительно можно определить этапы, которые должен пройти

Каждый режиссер по мере сочинения спектакля.

Во время работы режиссер обычно этих этапов не замечает. Часто они

Сливаются, в отдельных случаях — как будто вообще отсутствуют,

Протекают на разных участках быстрее или медленнее, но они

Обязательно есть, логически вытекают один из другого и психологически

Обусловлены.

Жизненный опыт и наблюдения, переживания и знания, участие в

Духовной жизни общества непрерывно сообщают режиссеру новые

Мысли и впечатления. Его творческие «склады» сознательно или

Бессознательно пополняются. Многое из накопленного используется

Сразу же, а что-то предается забвению или «дремлет» в подсознании до

Тех пор, пока однажды не понадобится и не будет извлечено для

Творческого использования.

Сценическое решение приходит иногда совершенно неожиданно —

Даже при первом чтении пьесы. Решение возникает как бы само собой,

Интуитивно, подсознательно. Подсознание режиссера как будто

Случайно «набредает» на хранящиеся в человеческой памяти, когда-то

Найденные и глубоко запрятанные образы. Они, помимо воли самого

Режиссера, неосознанно припоминаются как раз в тот момент, когда это

Нужно.

Но подсознание — это не бездонный источник, из которого

Извлекаются на свет в нужный момент готовые приемы и формы. Это

Случается только иногда, очень редко, в момент удачи, а нас больше

Интересует длительный, часто мучительный процесс поиска, который

Является более частым спутником нашего творчества.

Нельзя ли научиться тогда, когда это необходимо, проветривать свои

«запасы»? Тогда содержание наших творческих «запасников» можно

Было бы использовать для новых догадок и идей. Но каким образом

Привести в действие механизм, который извлекает из этих «запасников»

Именно то, что необходимо в данный момент?

Наряду с интуитивным началом, творческая мысль возникает у

Режиссера, если он исходит из замысла спектакля (первая часть

режиссерского плана), следуя хорошим традициям, использованию

* Выделено M.T.

109

Установившихся правил, использованию способов, выработанных

Веками. Конечно, разговор здесь идет не о копировании чужих

Спектаклей и уже износившихся театральных штампов, а об исполь-

Зовании законов и методов, о приобщении к опыту лучших режиссеров

Прошлого и настоящего.

Процесс нахождения решения будущего спектакля можно поделить

приблизительно на шесть этапов:

1. подготовка;

2. поиск, разведка;

3. вынашивание идеи, инкубационный период;

4. эврика!

5. проверка правильности решения;

Разработка.

ЭТАП ПЕРВЫЙ. ПОДГОТОВКА

Нынешние артисты все больше сложа руки си-

Дят и ждут вдохновения от Аполлона. Напрас-

но, батюшка! У него своих дел достаточно.

Г.Федотова*

Режиссер, если хотите, — это генератор театральных идей,

Катализатор творческого процесса, вдохновитель поиска. Но как ужасно,

Когда у этого «вдохновителя» не возникает вокруг пьесы никаких новых

Идей, и ему, скрывая стыд, приходится продавать старье, как новое. Это

Состояние похоже на бесплодие, на ощущение неполноценности, на

Пустыню без оазиса, пустоту без границ, на беспомощное ожидание

Поезда, который никогда не придет.

Для того, чтобы что-то найти, надо точно знать, что ищешь.

Зародившись в сознании режиссера еще в момент созревания замысла,

Росток образной жизни все время присутствует в творческом процессе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.007 с.)