Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V . Для чего и какой «придумана» Россия?
Нам часто предъявляют формулу: «как во всех цивилизованных странах». В 1980– 1990-е гг. на эту формулу, выдвинутую горба-чевщиной и развитую ельцинщиной, страна повелась. Мы что — не цивилизованные? В нулевые и последующие путинские исторические годы от этой формулы страна
28 не избавилась. Но все страны цивилизован-ны, только цивилизации — разные! Каж-дая страна имеет свой собственный, иногда уникальный, ключ к успеху. Мы не лучше или хуже других. Мы просто другие. Какие? В чем специфика России, понимание чего нужно для построения собственной про-граммы развития и успеха? Мы, как государство и страна, как народ и русская российская цивилизация, рожда-лись и развивались в других условиях и по-другому, отлично от Запада или Востока. Россия — это самостоятельное русское рос-сийское государство-цивилизация. Обычно в локальных цивилизациях бывает несколь-ко государств-наций (например, в Западной цивилизации), а вот Россия — государство-цивилизация. Такие случаи есть еще, напри-мер, Китай, но нас больше всего волнует сей-час наша страна. Многие мыслители задавались этим во-просом. Н.А. Бердяев: «Сознаем ли мы сами, что есть Россия и к чему она призвана?»
29 Наша страна не только самая большая в мире, не только страна с длительной исто-рией, не только этнически, культурно и ци-вилизационно разнообразная, и при этом объединенная русской доминантой, нали-чием уникальных скреп и особенностей. Страна прошла колоссальные испытания, подарив миру открытия и уроки, опыт со-зидания, жертвенности и высоких духовных прорывов. Но в нашей истории было немало и проблемных периодов. Сейчас перед Рос-сией вновь встает вопрос о путях развития, об угрозах народосбережению, передовому характеру экономики, социальному устрой-ству, науке, культуре и образованию, вопрос об авторитете и влиятельности в мире, о ее устойчивом развитии в будущем. Не понимая прошлого страны, не выявив ее цивилизационной специфики и особости выдающихся успехов, причин исторических провалов и катастроф, трудно конструиро-вать будущее развитие. Что такое успешное государство хорошо сформулировал М. Монтень: «Лучшее го-
30 сударственное устройство для любого на-рода — это то, которое сохранило его как целое». Мы добавим: все, что укрепляло го-сударство и народ,— это исторический под-виг. Все, что принижало их и вело к дегра-дации, как это происходит в современности либеральной России, — это историческое преступление.
Киевская Русь, Московское княжество, Московское царство, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Феде-рация — все эти названия знаменуют этапы нашей истории при неизменном содержа-нии: русская российская государственность и государство-цивилизация. Умное государственное управление вы-страивается в значительной степени через «уроки истории». Пренебрежение опытом после 1917 г. и то же самое после 1991 г., кампания очевидного дезавуирования оте-чественной истории, процесса самоосо-знания остаются одной из причин труд-ностей при современном реформировании страны.
31 Социальные функции истории опреде-ляются тем, что она является коллективной памятью социума. Через осознание единого прошлого формируются групповые иден-тичности — цивилизационные, общеграж-данские, этнические. Как бы ни промывали мозги старшему и новым поколениям рос-сийских людей либеральные СМИ и пропа-ганда — социально-генетическую иммун-ную систему страны не истребить. Она свое обязательно возьмет — и это основа нашего исторического оптимизма. Для общей, коллективной памяти народа России преемственная, неразрывная россий-ская история, Российское государство едино в своей истории, различаясь лишь формами конкретно-исторического воплощения, на-следующими одна другую. В этом контексте СССР, безусловно, один из этапов развития Российского государства и государственно-сти, нашей Родины. Мы должны знать и помнить особую историческую формулу выживания России. Само ее возникновение в природных усло-
32 виях, не благоприятных для существования человека, «программировало» будущие осо-бенности культуры и экономического укла-да, традиций и национального характера, социального и религиозного облика форми-ровавшегося Российского общества и госу-дарства. Не случайна выработанная веками способность нашего народа мобилизовы-ваться, что называется, у последней черты. Так было в XIII и в XIV вв., в Смутное вре-мя в начале XVII в., во время наполеонов-ского нашествия в XIX столетии. Ситуация дважды повторилась в XX в. — в периоды Гражданской войны и фашистской агрессии. Сегодня угрожающая «последняя черта» ли-берализма вновь подошла к порогу нашей страны.
Столь же уникальна противоположная черта русской цивилизации — способность удивительным образом саморазрушаться. Россия — страна полярных максим: либо святость, либо не знающее границ разложе-ние. Урок — для нас, современных россий-ских граждан.
33 Самые масштабные исторические ката-строфы Российского государства 1917 г. и 1991 г. произошли именно в период попыток разрушения цивилизационной идентичности России. Критические проблемы современной России во многом объясняются тем же. Действенность единого централизован-ного государственного управления, осу-ществляемого не только через материальные факторы, но и через формирование идейно-духовных потенциалов общества, имеет для Российского государства и цивилизации особое значение. Идеология, прежде всего, как система ценностей, — это фактор, кото-рый мобилизует российский народ на исто-рические свершения, помогает выстоять в тяжелой ситуации, в которую он далеко не первый раз попадает. Ее утрата сегодня — одна из главных причин деградации страны. Особенности любого государства вызре-вают и формируются в течение сотен лет, для России это уже более 1000 лет. Эволюция ци-вилизации, как и государства-цивилизации, происходит в адаптационных процессах
34 изменчивости и закрепления обретенного опыта, оптимальных практик в культуре, устройстве государственных и обществен-ных институтов, в строении экономики, ин-фраструктур, социума. Россию ее недоброжелатели часто (до сих пор!) упрекают в некой предосудительной «имперскости». Но большая многоликая страна такова по своей сути! Идентичность страны — это не выдумка. Попытки насиль-ственной цивилизационной «евгеники» для государства кончаются плохо. История формирования русского наро-да и русской гражданственности, шедшего параллельно с формированием российской государственности, имеет большую про-должительность. Складывались различные облики того и другого, менялись конкретно-исторические наименования, различались формы воплощения. Однако общим для на-шего государства, для всех форм его вопло-щения было цивилизационное преемство. И если в современной Конституции фак-тически указывается, что в период СССР
35 российской государственности не существо-вало, то это неверно. В нашем сложно устроенном государ-стве роль русского этноса имела и имеет большое значение. «Русскость» не столько в этническом, сколько в цивилизационном смысле для России является жизненно важ-ным фактором. Быть этническим русским в России — это значит иметь не привилегию, а особую цивилизационную дополнительную нагрузку и ответственность за сохранность и развитие России, за защиту сопредельных и входящих в состав России народов, за прак-тическое осуществление межэтнической и межконфессиональной гармонии. Русский и все братские народы России в уникальной симфонии как единый народ России — это ее особая и неизменная судьба.
Схожая миссия у российских религий. Русское православие и все традиционные российские религии, ислам, иудаизм, буд-дизм не только формировали и сохраняли социально-культурный «код» российского общества, они все внесли государствообра-
36 зующий вклад в историческое формирова-ние России. Принципиально важно, что учреждение нашего государства связано в российской истории главным образом не с завоеванием, как во многих странах Европы, а с присоеди-нением. Имело место коллективное решение, отразившее рождавшуюся единую субъект-ность разноплеменного народа. Для внешнего мира и иностранных языков различий в содержании «русский» и «рос-сийский» нет. В современном языке в России этноним «русский» выступает скорее в каче-стве этнического идентификатора, тогда как «российский» — в качестве общеграждан-ского. Но русский, по большому счету, это российский! Каков генезис «российского» и «русско-го» применительно к названию нашего го-сударства? В отличие от Запада, где государство скла-дывалось по факту покорения одного на-рода другим, Русское государство возникло исходно как надэтническая сила, исключая
37 внутри себя господство или угнетение по признаку этничности и верования. Государство изначально стало многоэт-ничным. Попытки обвинить Россию в им-перскости западного типа несостоятельны. Россия — тип собирающего государства. В России сообразно с ее цивилизационными особенностями выстроилась модель госу-дарственности, отличная от западной. Рос-сийское общественное здание строилось не снизу вверх, а сверху вниз. Западная модель государственности является не самой опти-мальной для нашего государства. Природно-климатические условия, боль-шая пространственная протяженность, уда-ленность от культурных центров — все, ка-залось бы, обрекало Россию на отсталость. И только единой волей государства, мощной мировоззренческой идеологической рели-гиозной базой, концентрацией ресурсов и сил страна могла двигаться вперед и сохра-нять себя в условиях внешних и внутренних разрушительных атак. Понятно поэтому, что современная либеральная попытка «со-
38 кратить» государство в части его бюджета, функций, собственности для России смер-тельно опасна. В связи с какими особенностями сформи-ровалась специфическая роль государства в России? Во-первых, высокая степень рассредо-точенности населения, несопоставимость людских ресурсов с пространственными па-раметрами, требующая поддержания терри-ториальной целостности за счет включения фактора государственных скреп.
Во-вторых, с догоняющим типом россий-ской модернизации, необходимостью фор-сированной ликвидации технической отста-лости от Запада, достигаемой посредством этатистской мобилизации сил. В-третьих, климатические и ландшафтные условия порождали особую ритмику труда (назовем ее «мобилизационным типом»), це-лесообразность общинной и коллективист-ской модели труда и распределения. В-четвертых, особая роль государства в России определялась постоянными внешни-
39 ми угрозами, борьбой за выживание. Разве не так и сейчас, в условиях давления и санкций? В-пятых, этническая и конфессиональная гетерогенность России соотносилась с осо-бым значением государственного управления как условием сохранения полиэтничности и поликонфессиональности. А разве сейчас в этом что-то существенно изменилось? Ведущие российские религии, прежде всего православие, ислам, закрепляли опти-мальные для России основания государ-ственного и общественного строительства и эволюции, привнося в человеческое про-странство специфический пакет ценностей-мотиваторов, традиций, укладов, что дало значительный вклад в эволюцию российской государственности. Ни одно государство не могло бы состо-яться в длительной временной перспекти-ве без адекватной ценностной системы. Но Конституция 1993 г. запрещает ценностную основу для страны, ее идеологию! В ядре каждой цивилизации есть два на-чала: материальное и ценностно-духовное.
40 В истории России именно духовные ценно-сти всегда играли основополагающую циви-лизационно — и государствообразующую роль. Они закреплялись не только религи-озными заветами, но и светскими ценност-ными сводами. Специалисты давно сошлись во мнении о содержательной близости и со-циальной роли, например, Нагорной пропо-веди и «морального кодекса» времен СССР. Современный же либеральный эксперимент игнорирует и разрушает это цивилизацион-ное основание и скрепу российской государ-ственности. Ценности-мотиваторы, определяя инди-видуальное и коллективное поведение лю-дей, формируют и общества, и государства. Они вполне познаваемы и позволяют пони-мать специфику страны в сравнении с ины-ми государствами. Пословица «Что русскому здорово — то немцу смерть» не менее акту-альна и в обратном прочтении. Говорить, что Россия (в политическом смысле) — это Ев-ропа, особенно находясь под европейскими санкциями, ошибочно. Навязывать совре-
41 менной России формулы иных цивилизаций противопоказано ее успешности. Российская государственность построена на приоритете духовного начала над матери-альным. Удивительная иллюстрация этого заключается в том, что большинство своих славных военных побед Россия одержива-ла в численном меньшинстве! Срабатывали воинский дух и верность своему Отечеству. Поэтому замещение фактора служения Оте-честву так называемой профессионализаци-ей армии, под которой на деле понимается ее коммерциализация и наемничество, не даст должной обороноспособности и геополи-тической крепости страны. Надо различать контрактную, или, иными словами, добро-вольческую, наемную, и профессиональную армию. В действительности военного про-фессионала отличает не столько оплата его службы из государственной казны, сколько привитый ему кодекс чести и патриотиче-ское служение.
Исторически Россия сформировалась в разрезе этнических взаимоотношений как
42 особый тип интегрирующего государства. Особенность заключается в не характерном, например, для Запада сохранении этниче-ской идентичности и традиций населяющих российскую территорию народов. Русская идентичность практически всегда имела в большей степени в своем смыслообразую-щем ядре надэтнический характер. «Русская идея» от Хомякова и Достоев-ского, вселенскость исторически сформиро-ванного русского национального сознания, российская жертвенность в мировых коор-динатах — все это не случайные черты и осо-бенности русской российской государствен-ности и цивилизации. Мы вправе говорить не только о национальной идее России, но и о масштабной исторической и мировой мис-сии России. Значимость базовых духовных и нрав-ственных ценностей заложена как харак-тером российской государственности, подразумевающим принцип верховенства общего блага, так и русским национальным характером, для которого «правда» и «спра-
43 ведливость» являются абсолютными кри-териями общественной жизни. Достаточно вспомнить название первого правового сво-да русского государства — «Русская правда» Ярослава Мудрого. В этом плане россий-ские и западные традиции выстраивания общественного мировоззрения принадле-жат разным культурно-цивилизационным типам. Российский этнический интеграционный путь резко диссонирует с расистским путем западного колониализма, стоившего физи-ческого существования многим народам. На деле Россия менее всего соответствует образу «тюрьмы народов». Модель СССР также акцентировала идею цивилизацион-ной интеграции этнических идентичностей. Советский Союз самим фактом своего суще-ствования наносил решающий удар по по-зициям расизма. Неравенство, присвоение и паразитизм в мире, характерные для расиз-ма, колониализма, фашизма, современного либерализма и глобализации, сдерживались большой многоэтнической Россией. Именно
44 это определяет природу противостояния За-пада и России. Русской российской цивилизации, право-славию всегда были чужды паразитизм, ро-стовщичество, угнетение и, напротив, наи-более близка идея труда и нестяжательства. Но сегодня основополагающие специфи-ческие черты русской российской государ-ственности замещаются своими противо-положностями, что актуализирует задачу их восстановления: от уроков труда в школе до совершенно иных образцов телевизионной пропаганды. Российская государственность в силу сво-ей специфики породила вполне определен-ные требования к конструктам самого госу-дарства. Речь, прежде всего, идет об уровне этатизма, или участия государства в делах экономики и делах общества. Либеральный миф о государстве как ночном стороже наи-более опасен именно для России, в которой исторически выработаны собственные опти-мальные императивы роли и места государ-ства в общественном развитии. Когда же ей
45 навязывают экстремистскую либеральную модель разгосударствления и децентрали-зации, то экономические, социальные, да и политические результаты неизбежно стано-вятся провальными. Доля государственного перераспределе-ния ресурсов или государственных расходов в ВВП в России должна быть существенной. То же самое касается уровня концентрации собственности, как производственного, так и инфраструктурного назначения — транс-порта, энергетики, связи. Естественные мо-нополии для России потому и естественные, что они наилучшим образом балансируют индивидуальные, групповые, общественные и государственные интересы. Либеральный эксперимент коснулся и та-кого института, как местное самоуправле-ние. Оно «отлучено» сейчас от государства, предоставлено самому себе. Как результат — пустые бюджеты, недостаточное финанси-рование образования, культуры и здравоох-ранения на местах, пассивность населения даже в собственном дворе.
46 А ведь в традициях Отечества — государ-ственный патернализм в отношении земских сообществ, всемерная поддержка местных инициатив как основы гражданского обще-ства. Их можно и нужно вернуть. То же самое касается степени автаркии российской государственности. Сверхот-крытость российской экономики приве-ла к угрозам национальной безопасности и устойчивости развития. Превышение оптимального норматива внешнеторгово-го оборота является причиной уязвимости современной России в условиях мировых финансовых кризисов. Россия не единожды в своей истории бра-лась за задачи мирового масштаба. Будь то об-ретение миром социальной справедливости или освоение космоса, спасение человечества от глобальной агрессии фашизма или ядерной атаки, построение идеального общества. По отношению к миру Российское государство исторически несет миссию удержания его от зла и стяжания. Мировая статистика пока-зывает, что когда распался СССР, расслоение
47 мира, несправедливость его экономического и финансового облика резко возросли. Причины устойчивой враждебности определенных кругов на Западе, да и в са-мой России к российской сути и ее истории связаны с наличием исторического элита-ристского проекта «мирового господства». Россия всегда представляла по отношению к нему серьезное сдерживающее начало. Но существует и реальный запрос зна-чительной части мирового сообщества на выдвижение действенного альтерглоба-листского проекта. Анализ показывает, что Россия сегодня, как и прежде, потенциаль-но способна войти в ядро геополитической консолидации альтерглобалистских сил. Че-ловечество нуждается в новом российском «послании миру». Восстановление цивилизационно иден-тичного образа России, пострадавшего в последнее двадцатипятилетие, оказывается принципиальным вопросом не только оте-чественного, но и всемирного историческо-го процесса.
48 Для российской государственности иден-тичность и опора на собственный опыт культурного строительства, построения си-стем образования и науки, институтов фор-мирования общественного сознания, миро-воззренческой, объединяющей все общество платформы являются факторами государ-ственной успешности. Опыт русской российской государствен-ности дал миру пример собирающей, не-эксплуататорской, неростовщической и не-паразитарной, уважительной и терпимой к народам и религиям государственности. Это весьма важно при футурологическом осмыслении будущего всего мира. Будущий мир — это не мир потребления, это мир вы-соких смыслов и духовности. Затем настоящая Россия и была «приду-мана», затем она и нужна человеческому со-обществу. Так мы понимаем ее суть и такой будем отстаивать.
49
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.057 с.) |