V . Для чего и какой «придумана» Россия? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V . Для чего и какой «придумана» Россия?



Нам часто предъявляют формулу: «как во всех цивилизованных странах». В 1980– 1990-е гг. на эту формулу, выдвинутую горба-чевщиной и развитую ельцинщиной, страна повелась. Мы что — не цивилизованные?

В нулевые и последующие путинские исторические годы от этой формулы страна

 

28


не избавилась. Но все страны цивилизован-ны, только цивилизации — разные! Каж-дая страна имеет свой собственный, иногда уникальный, ключ к успеху. Мы не лучше или хуже других. Мы просто другие. Какие? В чем специфика России, понимание чего нужно для построения собственной про-граммы развития и успеха?

Мы, как государство и страна, как народ и русская российская цивилизация, рожда-лись и развивались в других условиях и по-другому, отлично от Запада или Востока.

Россия — это самостоятельное русское рос-сийское государство-цивилизация. Обычно в локальных цивилизациях бывает несколь-ко государств-наций (например, в Западной цивилизации), а вот Россия — государство-цивилизация. Такие случаи есть еще, напри-мер, Китай, но нас больше всего волнует сей-час наша страна.

Многие мыслители задавались этим во-просом.

Н.А. Бердяев: «Сознаем ли мы сами, что есть Россия и к чему она призвана?»

 

29


Наша страна не только самая большая в мире, не только страна с длительной исто-рией, не только этнически, культурно и ци-вилизационно разнообразная, и при этом объединенная русской доминантой, нали-чием уникальных скреп и особенностей. Страна прошла колоссальные испытания, подарив миру открытия и уроки, опыт со-зидания, жертвенности и высоких духовных прорывов. Но в нашей истории было немало и проблемных периодов. Сейчас перед Рос-сией вновь встает вопрос о путях развития, об угрозах народосбережению, передовому характеру экономики, социальному устрой-ству, науке, культуре и образованию, вопрос об авторитете и влиятельности в мире, о ее устойчивом развитии в будущем.

Не понимая прошлого страны, не выявив ее цивилизационной специфики и особости выдающихся успехов, причин исторических провалов и катастроф, трудно конструиро-вать будущее развитие.

Что такое успешное государство хорошо сформулировал М. Монтень: «Лучшее го-

 

30


сударственное устройство для любого на-рода — это то, которое сохранило его как целое». Мы добавим: все, что укрепляло го-сударство и народ,— это исторический под-виг. Все, что принижало их и вело к дегра-дации, как это происходит в современности либеральной России, — это историческое преступление.

Киевская Русь, Московское княжество, Московское царство, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Феде-рация — все эти названия знаменуют этапы нашей истории при неизменном содержа-нии: русская российская государственность и государство-цивилизация.

Умное государственное управление вы-страивается в значительной степени через «уроки истории». Пренебрежение опытом после 1917 г. и то же самое после 1991 г., кампания очевидного дезавуирования оте-чественной истории, процесса самоосо-знания остаются одной из причин труд-ностей при современном реформировании страны.

 

31


Социальные функции истории опреде-ляются тем, что она является коллективной памятью социума. Через осознание единого прошлого формируются групповые иден-тичности — цивилизационные, общеграж-данские, этнические. Как бы ни промывали мозги старшему и новым поколениям рос-сийских людей либеральные СМИ и пропа-ганда — социально-генетическую иммун-ную систему страны не истребить. Она свое обязательно возьмет — и это основа нашего исторического оптимизма.

Для общей, коллективной памяти народа России преемственная, неразрывная россий-ская история, Российское государство едино в своей истории, различаясь лишь формами конкретно-исторического воплощения, на-следующими одна другую. В этом контексте СССР, безусловно, один из этапов развития Российского государства и государственно-сти, нашей Родины.

Мы должны знать и помнить особую историческую формулу выживания России. Само ее возникновение в природных усло-

 

32


виях, не благоприятных для существования человека, «программировало» будущие осо-бенности культуры и экономического укла-да, традиций и национального характера, социального и религиозного облика форми-ровавшегося Российского общества и госу-дарства. Не случайна выработанная веками способность нашего народа мобилизовы-ваться, что называется, у последней черты. Так было в XIII и в XIV вв., в Смутное вре-мя в начале XVII в., во время наполеонов-ского нашествия в XIX столетии. Ситуация дважды повторилась в XX в. — в периоды Гражданской войны и фашистской агрессии. Сегодня угрожающая «последняя черта» ли-берализма вновь подошла к порогу нашей страны.

Столь же уникальна противоположная черта русской цивилизации — способность удивительным образом саморазрушаться. Россия — страна полярных максим: либо святость, либо не знающее границ разложе-ние. Урок — для нас, современных россий-ских граждан.

 

33


Самые масштабные исторические ката-строфы Российского государства 1917 г. и 1991 г. произошли именно в период попыток разрушения цивилизационной идентичности России. Критические проблемы современной России во многом объясняются тем же.

Действенность единого централизован-ного государственного управления, осу-ществляемого не только через материальные факторы, но и через формирование идейно-духовных потенциалов общества, имеет для Российского государства и цивилизации особое значение. Идеология, прежде всего, как система ценностей, — это фактор, кото-рый мобилизует российский народ на исто-рические свершения, помогает выстоять в тяжелой ситуации, в которую он далеко не первый раз попадает. Ее утрата сегодня — одна из главных причин деградации страны. Особенности любого государства вызре-вают и формируются в течение сотен лет, для России это уже более 1000 лет. Эволюция ци-вилизации, как и государства-цивилизации, происходит в адаптационных процессах

 

34


изменчивости и закрепления обретенного опыта, оптимальных практик в культуре, устройстве государственных и обществен-ных институтов, в строении экономики, ин-фраструктур, социума.

Россию ее недоброжелатели часто (до сих пор!) упрекают в некой предосудительной «имперскости». Но большая многоликая страна такова по своей сути! Идентичность страны — это не выдумка. Попытки насиль-ственной цивилизационной «евгеники» для государства кончаются плохо.

История формирования русского наро-да и русской гражданственности, шедшего параллельно с формированием российской государственности, имеет большую про-должительность. Складывались различные облики того и другого, менялись конкретно-исторические наименования, различались формы воплощения. Однако общим для на-шего государства, для всех форм его вопло-щения было цивилизационное преемство.

И если в современной Конституции фак-тически указывается, что в период СССР

 

35


российской государственности не существо-вало, то это неверно.

В нашем сложно устроенном государ-стве роль русского этноса имела и имеет большое значение. «Русскость» не столько в этническом, сколько в цивилизационном смысле для России является жизненно важ-ным фактором. Быть этническим русским в России — это значит иметь не привилегию, а особую цивилизационную дополнительную нагрузку и ответственность за сохранность и развитие России, за защиту сопредельных и входящих в состав России народов, за прак-тическое осуществление межэтнической и межконфессиональной гармонии. Русский и все братские народы России в уникальной симфонии как единый народ России — это ее особая и неизменная судьба.

Схожая миссия у российских религий. Русское православие и все традиционные российские религии, ислам, иудаизм, буд-дизм не только формировали и сохраняли социально-культурный «код» российского общества, они все внесли государствообра-

 

36


зующий вклад в историческое формирова-ние России.

Принципиально важно, что учреждение нашего государства связано в российской истории главным образом не с завоеванием, как во многих странах Европы, а с присоеди-нением. Имело место коллективное решение, отразившее рождавшуюся единую субъект-ность разноплеменного народа.

Для внешнего мира и иностранных языков различий в содержании «русский» и «рос-сийский» нет. В современном языке в России этноним «русский» выступает скорее в каче-стве этнического идентификатора, тогда как «российский» — в качестве общеграждан-ского. Но русский, по большому счету, это российский!

Каков генезис «российского» и «русско-го» применительно к названию нашего го-сударства?

В отличие от Запада, где государство скла-дывалось по факту покорения одного на-рода другим, Русское государство возникло исходно как надэтническая сила, исключая

 

37


внутри себя господство или угнетение по признаку этничности и верования.

Государство изначально стало многоэт-ничным. Попытки обвинить Россию в им-перскости западного типа несостоятельны. Россия — тип собирающего государства. В России сообразно с ее цивилизационными особенностями выстроилась модель госу-дарственности, отличная от западной. Рос-сийское общественное здание строилось не снизу вверх, а сверху вниз. Западная модель государственности является не самой опти-мальной для нашего государства.

Природно-климатические условия, боль-шая пространственная протяженность, уда-ленность от культурных центров — все, ка-залось бы, обрекало Россию на отсталость. И только единой волей государства, мощной мировоззренческой идеологической рели-гиозной базой, концентрацией ресурсов и сил страна могла двигаться вперед и сохра-нять себя в условиях внешних и внутренних разрушительных атак. Понятно поэтому, что современная либеральная попытка «со-

 

38


кратить» государство в части его бюджета, функций, собственности для России смер-тельно опасна.

В связи с какими особенностями сформи-ровалась специфическая роль государства в России?

Во-первых, высокая степень рассредо-точенности населения, несопоставимость людских ресурсов с пространственными па-раметрами, требующая поддержания терри-ториальной целостности за счет включения фактора государственных скреп.

Во-вторых, с догоняющим типом россий-ской модернизации, необходимостью фор-сированной ликвидации технической отста-лости от Запада, достигаемой посредством этатистской мобилизации сил.

В-третьих, климатические и ландшафтные условия порождали особую ритмику труда (назовем ее «мобилизационным типом»), це-лесообразность общинной и коллективист-ской модели труда и распределения.

В-четвертых, особая роль государства в России определялась постоянными внешни-

 

39


ми угрозами, борьбой за выживание. Разве не так и сейчас, в условиях давления и санкций? В-пятых, этническая и конфессиональная гетерогенность России соотносилась с осо-бым значением государственного управления как условием сохранения полиэтничности и поликонфессиональности. А разве сейчас в

этом что-то существенно изменилось? Ведущие российские религии, прежде

всего православие, ислам, закрепляли опти-мальные для России основания государ-ственного и общественного строительства и эволюции, привнося в человеческое про-странство специфический пакет ценностей-мотиваторов, традиций, укладов, что дало значительный вклад в эволюцию российской государственности.

Ни одно государство не могло бы состо-яться в длительной временной перспекти-ве без адекватной ценностной системы. Но Конституция 1993 г. запрещает ценностную основу для страны, ее идеологию!

В ядре каждой цивилизации есть два на-чала: материальное и ценностно-духовное.

 

40


В истории России именно духовные ценно-сти всегда играли основополагающую циви-лизационно — и государствообразующую роль. Они закреплялись не только религи-озными заветами, но и светскими ценност-ными сводами. Специалисты давно сошлись во мнении о содержательной близости и со-циальной роли, например, Нагорной пропо-веди и «морального кодекса» времен СССР. Современный же либеральный эксперимент игнорирует и разрушает это цивилизацион-ное основание и скрепу российской государ-ственности.

Ценности-мотиваторы, определяя инди-видуальное и коллективное поведение лю-дей, формируют и общества, и государства. Они вполне познаваемы и позволяют пони-мать специфику страны в сравнении с ины-ми государствами. Пословица «Что русскому здорово — то немцу смерть» не менее акту-альна и в обратном прочтении. Говорить, что Россия (в политическом смысле) — это Ев-ропа, особенно находясь под европейскими санкциями, ошибочно. Навязывать совре-

 

41


менной России формулы иных цивилизаций противопоказано ее успешности.

Российская государственность построена на приоритете духовного начала над матери-альным. Удивительная иллюстрация этого заключается в том, что большинство своих славных военных побед Россия одержива-ла в численном меньшинстве! Срабатывали воинский дух и верность своему Отечеству. Поэтому замещение фактора служения Оте-честву так называемой профессионализаци-ей армии, под которой на деле понимается ее коммерциализация и наемничество, не даст должной обороноспособности и геополи-тической крепости страны. Надо различать контрактную, или, иными словами, добро-вольческую, наемную, и профессиональную армию. В действительности военного про-фессионала отличает не столько оплата его службы из государственной казны, сколько привитый ему кодекс чести и патриотиче-ское служение.

Исторически Россия сформировалась в разрезе этнических взаимоотношений как

 

42


особый тип интегрирующего государства. Особенность заключается в не характерном, например, для Запада сохранении этниче-ской идентичности и традиций населяющих российскую территорию народов. Русская идентичность практически всегда имела в большей степени в своем смыслообразую-щем ядре надэтнический характер.

«Русская идея» от Хомякова и Достоев-ского, вселенскость исторически сформиро-ванного русского национального сознания, российская жертвенность в мировых коор-динатах — все это не случайные черты и осо-бенности русской российской государствен-ности и цивилизации. Мы вправе говорить не только о национальной идее России, но и о масштабной исторической и мировой мис-сии России.

Значимость базовых духовных и нрав-ственных ценностей заложена как харак-тером российской          государственности, подразумевающим принцип верховенства общего блага, так и русским национальным характером, для которого «правда» и «спра-

 

43


ведливость» являются абсолютными кри-териями общественной жизни. Достаточно вспомнить название первого правового сво-да русского государства — «Русская правда» Ярослава Мудрого. В этом плане россий-ские и западные традиции выстраивания общественного мировоззрения принадле-жат разным культурно-цивилизационным типам.

Российский этнический интеграционный путь резко диссонирует с расистским путем западного колониализма, стоившего физи-ческого существования многим народам. На деле Россия менее всего соответствует образу «тюрьмы народов». Модель СССР также акцентировала идею цивилизацион-ной интеграции этнических идентичностей. Советский Союз самим фактом своего суще-ствования наносил решающий удар по по-зициям расизма. Неравенство, присвоение и паразитизм в мире, характерные для расиз-ма, колониализма, фашизма, современного либерализма и глобализации, сдерживались большой многоэтнической Россией. Именно

 

44


это определяет природу противостояния За-пада и России.

Русской российской цивилизации, право-славию всегда были чужды паразитизм, ро-стовщичество, угнетение и, напротив, наи-более близка идея труда и нестяжательства.

Но сегодня основополагающие специфи-ческие черты русской российской государ-ственности замещаются своими противо-положностями, что актуализирует задачу их восстановления: от уроков труда в школе до совершенно иных образцов телевизионной пропаганды.

Российская государственность в силу сво-ей специфики породила вполне определен-ные требования к конструктам самого госу-дарства. Речь, прежде всего, идет об уровне этатизма, или участия государства в делах экономики и делах общества. Либеральный миф о государстве как ночном стороже наи-более опасен именно для России, в которой исторически выработаны собственные опти-мальные императивы роли и места государ-ства в общественном развитии. Когда же ей

 

45


навязывают экстремистскую либеральную модель разгосударствления и децентрали-зации, то экономические, социальные, да и политические результаты неизбежно стано-вятся провальными.

Доля государственного перераспределе-ния ресурсов или государственных расходов в ВВП в России должна быть существенной. То же самое касается уровня концентрации собственности, как производственного, так и инфраструктурного назначения — транс-порта, энергетики, связи. Естественные мо-нополии для России потому и естественные, что они наилучшим образом балансируют индивидуальные, групповые, общественные и государственные интересы.

Либеральный эксперимент коснулся и та-кого института, как местное самоуправле-ние. Оно «отлучено» сейчас от государства, предоставлено самому себе. Как результат — пустые бюджеты, недостаточное финанси-рование образования, культуры и здравоох-ранения на местах, пассивность населения даже в собственном дворе.

 

46


А ведь в традициях Отечества — государ-ственный патернализм в отношении земских сообществ, всемерная поддержка местных инициатив как основы гражданского обще-ства. Их можно и нужно вернуть.

То же самое касается степени автаркии российской государственности. Сверхот-крытость российской экономики приве-ла к угрозам национальной безопасности и устойчивости развития. Превышение оптимального норматива внешнеторгово-го оборота является причиной уязвимости современной России в условиях мировых финансовых кризисов.

Россия не единожды в своей истории бра-лась за задачи мирового масштаба. Будь то об-ретение миром социальной справедливости или освоение космоса, спасение человечества от глобальной агрессии фашизма или ядерной атаки, построение идеального общества. По отношению к миру Российское государство исторически несет миссию удержания его от зла и стяжания. Мировая статистика пока-зывает, что когда распался СССР, расслоение

 

47


мира, несправедливость его экономического и финансового облика резко возросли.

Причины устойчивой враждебности определенных кругов на Западе, да и в са-мой России к российской сути и ее истории связаны с наличием исторического элита-ристского проекта «мирового господства». Россия всегда представляла по отношению к нему серьезное сдерживающее начало.

Но существует и реальный запрос зна-чительной части мирового сообщества на выдвижение действенного                   альтерглоба-листского проекта. Анализ показывает, что Россия сегодня, как и прежде, потенциаль-но способна войти в ядро геополитической консолидации альтерглобалистских сил. Че-ловечество нуждается в новом российском «послании миру».

Восстановление цивилизационно иден-тичного образа России, пострадавшего в последнее двадцатипятилетие, оказывается принципиальным вопросом не только оте-чественного, но и всемирного историческо-го процесса.

 

48


Для российской государственности иден-тичность и опора на собственный опыт культурного строительства, построения си-стем образования и науки, институтов фор-мирования общественного сознания, миро-воззренческой, объединяющей все общество платформы являются факторами государ-ственной успешности.

Опыт русской российской государствен-ности дал миру пример собирающей, не-эксплуататорской, неростовщической и не-паразитарной, уважительной и терпимой к народам и религиям государственности. Это весьма важно при футурологическом осмыслении будущего всего мира. Будущий мир — это не мир потребления, это мир вы-соких смыслов и духовности.

Затем настоящая Россия и была «приду-мана», затем она и нужна человеческому со-обществу. Так мы понимаем ее суть и такой будем отстаивать.

 

 

49



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.057 с.)