Цель занятия: освоение системы построения допусков и посадок на гладкие соединения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель занятия: освоение системы построения допусков и посадок на гладкие соединения



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для практических занятий

по дисциплине __ Метрология, стандартизация и сертификация __________

по специальности 15.02.08 _Технология машиностроения. 2 курс, 3-4 семестр

Санкт-Петербург

2019 г.


 

ОДОБРЕНО                                                                               

кафедральной комиссией

технических дисциплин

Протокол от «__» ___ 2019 г. №____

___________С.Г.Воробьева   

 

Методические указания рассмотрены

Методическим советом

и рекомендованы для утверждения

протокол № ___ от _______________ г.

 

 

Организация-разработчик: СПБ ГБПОУ «АМК»

 

 

Методические указания предназначены для использования обучающимися при выполнении заданий по практическим занятиям по учебной дисциплине ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация по специальности 15.02.08 Технология машиностроения.

В методических указаниях предлагаются к выполнению практические работы, предусмотренные рабочей программой учебной дисциплины.

 

 

Разработчик: преподаватель СПб ГБПОУ «АМК» Цуканова Елена Анатольевна

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка. 4

2. Планирование практических занятий. 5

3. Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированных умений. 6

4 Общие методические рекомендации по организации и проведению практических занятий.

5. Образец оформления практического задания.

 


Пояснительная записка

Методические указания разработаны для практических занятий по учебной дисциплине ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация по специальности15.02.08 Технология машиностроения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2014 № 346.

Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями

ОК 1   Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2   Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3   Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4   Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5   Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6   Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7   Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8   Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9   Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1 Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.

ПК 1.2 Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.

ПК 1.3 Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.

ПК 1.4 Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.

ПК 1.5 Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.

ПК 2.1 Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

ПК 2.2 Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

ПК 2.3 Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.

ПК 3.1 Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.

ПК 3.2 Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:

уметь:

- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующими нормативными правовыми актами на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;

- применять документацию систем качества;

- применять требования нормативных правовых актов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

знать: 

- документацию систем качества;

- единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

- основы повышения качества продукции.

При разработке содержания практических работ учитывался уровень сложности освоения обучающимися соответствующей темы, общих и профессиональных компетенций.

Методические указания по учебной дисциплине имеют практическую направленность и значимость. Формируемые в процессе практических занятий умения могут быть использованы обучающимися в будущей профессиональной деятельности.

Выполнение обучающимся практических по Метрологии, стандартизации и сертификации способствует:

Основными этапами практического занятия являются:

− проверка знаний обучающихся – их теоретической подготовленности к занятию;

− инструктаж, проводимый преподавателем;

− выполнение заданий, работ, упражнений;

− последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения обучающимися запланированными умениями.

Методические указания включают:

− Планирование практических занятий;

− Общие методические рекомендации по организации и проведению практических работ занятий;

− Практические задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения;

−Критерии оценки выполнения работ и степени овладения обучающимися запланированных умений (освоенных компетенций).


Планирование практических работ

№ п/п Наименование раздела, темы Наименование практической работы Кол-во часов
  Раздел №1   Стандартизация_    
1 Тема «Основные понятия о размерах, отклонениях и допусках. Понятие о системе допусков и посадок» Практическая работа №1 «Нормирование точности гладких элементов деталей и соединений. Образование полей допусков» 4
2 Тема «Основные понятия о точности формы и                       расположения поверхностей» Практическая работа №2 «Нормирование точности формы и расположения поверхностей» 4
3 Тема «Шероховатость и волнистость поверхностей» Практическая работа №3 «Нормирование требований к шероховатости поверхностей» 2
4 Тема «Точность размерных цепей» Практическая работа № 4 «Расчет размерных цепей»   6
5 Тема «Нормирование точности шпоночных соединений» Практическая работа № 5 «Нормирование точности шпоночного соединения» 2
6 Тема «Нормирование точности прямобочных и эвольвентных шлицевых соединений» Практическая работа № 6 «Нормирование точности прямобочного шлицевого соединения» 4
7 Тема «Нормирование точности резьб и резьбовых соединений» Практическая работа № 7 «Нормирование точности метрических резьб» 2
8 Тема «Технические измерения. Структурная схема средств измерений и контроля» Практическая работа № 8 «Выбор средств измерений по классу точности» 4
9

Тема «Измерения и контроль геометрических величин инструментами»

Практическая работа № 9 «Изучение устройства штангенинструментов» 2
10 Практическая работа № 10 «Расчёт исполнительных размеров гладких калибров» 4

3. Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированных умений

1. Критерии оценки выполнения заданий по практическим занятиям:

Оценка Требования к знаниям
отлично Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении вопросов, использует в ответе материал нормативно-правовой литературы, правильно обосновывает принятое решение.
хорошо Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.
удовлетворительно Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
неудовлетворительно Оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

 

4 Общие методические рекомендации по организации и проведению

Практических занятий

 

Практические занятия по дисциплине проводятся в лаборатории «Метрология, стандартизация и подтверждения соответствия». Каждое практическое занятие начинается с организационного момента, включающего проверку посещаемости, готовности обучающихся к занятию.

Перед началом преподаватель ставит перед обучающимися задачи, проводит общий инструктаж по выполнению заданий.

В ходе выполнения заданий преподаватель направляет, консультирует обучающихся, проводит проверку знаний и умений, делает анализ выполнения задания. Занятие заканчивается оценкой работы обучающихся.

 

Тема 1.3 Основные понятия о размерах, отклонениях и допусках. Понятие о системе допусков и посадок

Практическая работа № 1

«Нормирование точности гладких элементов деталей и соединений. Образование полей допусков»

Теоретический материал:

СТ СЭВ 145—88 устанавливает основные определения допусков и посадок для элементов деталей и их соедине­ний, имеющих гладкие цилиндрические или плоские па­раллельные поверхности.

Внутренние цилиндрические поверхности называют отверстиями. Диаметры отверстий обозначают D. Наружные поверхности называют валами и обозначают d.

Размеры выражают числовые значения линейных ве­личин (диаметров, длин и т. д.) и делятся на номинальные, действительные и предельные. В машино- и приборострое­нии все размеры в технической документации задают и ука­зывают в миллиметрах.

Номинальный размер(D, d) — размер, относительно которого определяют предельные размеры и от­считывают отклонения. Номинальные размеры являются основными размерами деталей или их соединений. Сопрягаемые поверх­ности имеют общий номинальный размер.

Действительный размер () — размер, установ­ленный измерением с допустимой погрешностью. Погреш­ность измерения, а следовательно, и выбор измерительных средств необходимо согласовывать с точностью, кото­рая требуется для данного размера.

Предельные размеры — два предельно допустимых раз­мера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер. Больший из двух предельных размеров называют наибольшим предель­ным размером (Dmax, dmax), а меньший — наименьшим пре­дельным размером (Dnm, dmln).

Отклонением называют алгебраическую разность ме­жду размером (действительным, предельным) и соответ­ствующим номинальным размером. Отклонения отверстий обозначают Е, валов е.

Действительное отклонение (, ) равно алгебраиче­ской разности действительного и номинального размеров.

;

Предельное отклонение равно алгебраической разности предельного и номинального размеров. Различают верх­нее и нижнее отклонения. Верхнее отклонение (ES, es) равно алгебраической разности наибольшего пре­дельного и номинального размеров:

;

Нижнее отклонение (EI, ei) равно алгебраической раз­ности наименьшего предельного и номинального разме­ров:

; .

Следовательно

Разброс действительных размеров неизбежен, но при этом не должна нарушаться работоспособность деталей и их соединений, т. е. действи­тельные размеры годных деталей должны находиться в до­пустимых пределах, которые в каждом конкретном случае определяются предельными размерами или предельными отклонениями. Отсюда и происходит такое понятие как допуск размера.

Допуск (IТ — общее обозначение, ITD — отверстия, ITd — вала) равен разности наибольшего и наименьшего предельных размеров или абсолютной величине алгебраической разности верх­него и нижнего отклонений

При создании механизмов машин возникает необходимость соедине­ния двух или нескольких деталей друг с другом. Характер соединений диктуется их функциональным назначением и определяет степень допустимости их относительных перемещений после сборки. Соединение отверстий с валами образует сопряжение или, как часто говорят, «посадку».

 Посадка — характер соединения деталей, определяемый значениями получающихся в ней зазоров и натягов.

Зазором S называют разность размеров отверстия и вала, если размер отверстия больше размера вала, т. е. S = Dd.

Натягом N называют разность размеров вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия. При подобном соотно­шении диаметров d и D натяг можно считать отрицатель­ным зазором, т. е.

N= -S= -(D-d)=d-D.

Посадки с зазором характеризуются предельными зазорами — наибольшим и наименьшим.   Они обеспечивают зазор в соединении (поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала).

Наибольший зазор Smax равен разности наибольшего предельного размера отверстия и наименьшего предельного размера вала

Наименьший зазор Smn равен разности наименьшего предельного размера отверстия и наибольшего предель­ного размера вала

Формулы можно преобразовать для вы­числения через отклонения

Smax = ES-ei                                      

Smln = EI-es

Посадки с натягом обеспечивают натяг в соединении (поле допуска вала расположено над полем допуска отверстия)

  Наиболь­ший натяг   равен разности наибольшего предельного размера вала и наименьшего предельного размера отверстия; наименьший натяг равен раз­ности наименьшего предельного размера вала и наиболь­шего предельного размера отверстия:

Предельные натяги, как и предельные зазоры, удобно вычислять через предельные отклонения:

Переходные посадки дают возможность получать в со­единении как зазор, так и натяг (поля допусков отвер­стия и вала перекрываются)

Переходные посадки характери­зуются наибольшими зазорами и наибольшими натягами

Деталь, у которой положение поля допуска не зави cum от вида посадки, называют основной деталью системы.

В зависимости от того, какая из двух сопрягаемых деталей является основной, системы допусков и посадок включают два ряда посадок: посадки в системе отверстия — различные зазоры и натяги получаются соединением раз­личных валов с основным отверстием; посадки в системе вала — различные зазоры и натяги по­ручаются соединением различных отверстий с основным валом.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое размер: действительный, предельный и номинальный?

2. Что такое отклонения: нижние и верхние? Какое отклонение называется основным?

3. Что такое допуск и его взаимосвязь с экономикой производства?

4. Принцип построения графического изображения размеров и отклонений. Что означает нулевая линия? Как поле допуска изображается графически?

5. Какие элементы детали называются отверстием и валом?

6. Что такое посадки и какие посадки бывают?

7. Что такое зазор и натяг?

8. Чем характеризуются посадки с зазором, натягом и переходные?

9. Что такое посадки в системе отверстия и системе вала?

10. Какая из систем посадок (система отверстия или система вала) является предпочтительной и почему?

11. Как наносятся предельные размеры на чертежах?

Оформление результатов работы

Оформить отчёт о проделанной работе, который должен содержать исчерпывающие текстовые ответы на поставленные вопросы с решениями, пояснениями, результатами решения.

Сформулировать выводы по результатам работы.

Сдать и защитить работу.

Тема 1.4 Основные понятия о точности формы и расположения поверхностей

Практическая работа № 2

«Нормирование точности формы и расположения поверхностей»

Цель занятия: закрепить знания обучающихся по нормированию требований к точности формы и расположения поверхностей элементов деталей.

Задачи:

          - сформировать компетенции ОК 1- ОК 9

Время на выполнение работы: 4 часа

Оборудование, технические средства и инструменты:

1. Тетрадь для практических работ

Ход практического занятия:

1. Ознакомиться с целью работы и порядком её выполнения.

2. Изобразить условные знаки для обозначения допусков формы и расположения поверхностей и записать словами их смысловое значение (согласно заданному варианту).

3. Сделать эскиз вала и нанести размеры в соответствии с требованиями ЕСТД (согласно заданному варианту)

4. Для вала необходимо задать три допуска формы и три допуска расположения поверхностей.

5. Заданные допуски свести в таблицу.

 

Таблица 6. 1 - Отчёт о проделанной работе

Условное обозначение допуска Смысловое значение База Степень точности
       

6. Сделать вывод о проделанной работе.      

7. Оформление отчёта и подготовка его к сдаче.

Теоретический материал:

          Под погрешностью формы понимается отклонение фактически допустимой формы при обработке от идеальной номинально заданной.

Под погрешностью расположения понимается отклонение фактически допустимого расположения поверхностей и элементов деталей от номинально заданных.

Действительные отклонения формы и расположения на чертежах ограничиваются допусками.

          ЕСДП СЭВ устанавливает 3 группы допусков:

1.Отклонением формы поверхности или профиля назы­вают отклонение формы реальной поверхности (реального профиля) от формы номинальной поверхности (номиналь­ного профиля).

1) отклонение и допуск прямолинейности (-). Задаётся к прямой в плоскости, к прямой в пространстве (ось вала), к прямой в заданном направлении. Частные случаи – выпуклость и вогнутость.

2) отклонение и допуск плоскостности (   ) Задаётся к плоским поверхностям.Частными видами отклонений от плоскостности являются выпуклость и вогнутость.

3)отклонение и допуск цилиндричности () Комплексно характеризует отклонение формы в поперечном и продольном сечениях цилиндрической поверхности.

4) отклонение и допуск круглости (О). Задаётся в сечении, перпендикулярном оси поверхности вращения. Частные случаи – овальность и огранка.

5) отклонение и допуск профиля продольного сечения цилиндрической поверхности (=). Задаётся к образующим цилиндрической поверхности, лежащим в плоскости продольного сечения. Частные случаи: конусообразность, бочкообразность, седлообразность.

2. Отклонения расположения поверхностей называют отклонение реального расположения поверхности, оси или профиля от номинального расположения.

1) Отклонение и допуск параллельности ()задаётся к параллельной плоскости для прямой и плоскости, для прямых в плоскости, для двух прямых или осей в пространстве.

2) Отклонение и допуск перпендикулярности () задаётся для перпендикулярных плоскостей, для плоскости и прямой, для двух прямых в плоскости, для двух прямых в пространстве.

3) Отклонение и допуск наклона ().Задаётся к углу наклона плоскостей, к прямой и плоскости, к прямой и плоскости в пространстве.

4) Отклонение и допуск соосности ().Задаётся к осям поверхностей вращения и различают:

          -отклонение от соосности относительно оси базовой поверхности;

          -отклонение от соосности относительно общей оси;

5)Отклонение и допуск симметричности ().Задаётся для симметричных элементов (боковые поверхности шпоночного паза). Может задаваться относительно базовой плоскости симметрии и относительно общей плоскости симметрии.

6)Позиционное отклонение и допуск()- условные названия отклонения и допуска на смещение оси или плоскости относительно номинального расположения. Задаётся для расположения элементов, участвующих в сборке изделия.

7) Отклонение и допуск пересечения осей (). Задаётся для пересекающихся осей поверхностей вращения.

3. Суммарное отклонение (допуск) формы и расположе­ния(табл.8.7,8.8)

- отклонение (допуск), которое одновременно учитывает (ограничивает) отклонения формы и располо­жения рассматриваемой реальной поверхности (профиля) относительно заданных баз.

1) Допуск биения ().

- Радиальное биение - разность наибольшего и наименьшего расстояний от точек реального профиля поверхности вращения до базовой оси в сечении плоскостью, перпендикулярной базовой оси.Оно возникает в результате от­клонений от круглости и соосности с указанной осью профиля проверяемого сечения.

- Торцовое биение -   разность наи­большего и наименьшего расстояний от точек реального профиля торцевой поверхности до плоскости, перпендикулярной базовой оси. Его определяют в сечении торцовой поверхности цилин­дром заданного диаметра d.

- Биение в заданном направлении-разность наибольшего и наименьшего расстояний от точек реального профиля поверхности вращения в сечении рассматриваемой поверхности конусом, ось которого совпадает с базовой осью, а образующая имеет заданное направление, до вершины этого конуса.

2) Допуск полного биения ()

- Полное радиальное биение цилиндрической поверхности появ­ляется в результате отклонений проверяемой поверхности от цилиндричности и соосности с базовой осью.

- Полное торцовое биение опре­деляют аналогично торцовому, но в пределах всей торцовой поверх­ности.

Задаётся: радиальное - к цилиндрическим поверхностям; торцовое - к плоским.

3) Отклонение и допуск формы заданного профиля ().Задаётся к криволинейным профилям(спираль Архимеда, винтовая линия)

4) Отклонение и допуск формы заданной поверхности ().Задаётся к сложным криволинейным поверхностям.

Контрольные вопросы:

1. Что такое отклонение формы?

2. Что такое прилегающая поверхность?

3. Понятие о частных видах отклонения формы.

4. Виды отклонений формы, условные знаки для указания их допусков на чертежах. Примеры.

5. Отклонение от плоскостности.

6. Отклонения формы цилиндрических деталей. Комплексные и частные виды этих отклонений.

7. Отклонения расположения и условные знаки их допусков на чертежах.

8. Зависимые и независимые допуски расположения.

9. Суммарные отклонения формы и расположения элементов деталей. Их виды и условные знаки указания допусков на чертеже.

Оформление результатов работы

Оформить отчёт о проделанной работе, который должен содержать исчерпывающие текстовые ответы на поставленные вопросы с решениями, пояснениями, результатами решения.

Сформулировать выводы по результатам работы.

Сдать и защитить работу.

Список рекомендуемой литературы

Учебники и учебные пособия:

1. Основные:Единая система допусков и посадок СЭВ в машиностроении и приборостроении: Справочник, М.: Издательство стандартов, 1989.

 

Рисунок 2.1 - Чертёж вала

 

Таблица 2.1 - Исходные данные


Пример выполнения задания:

  1. О – допуск круглости.

 

 

Таблица 2. 3 - Отчёт о проделанной работе.

Условное обозначение допуска Смысловое значение База Степень точности
Допуск круглости цилиндрической поверхности Ø340f7равен 0,016мм - 6
Допуск радиального биения наружной поверхности Ø350m6 Б 5

Практическая работа № 3

«Нормирование требований к шероховатости поверхностей»

Теоретический материал:

При механической обработке на поверхности изделия всегда образуется множество неровностей с различными высотами и шагами.

Один из способов условного разделения отклонений на макро- (погреш­ность формы, волнистость) и микрогеометрические (шероховатость) осно­ван на оценке отношения шага между неровностями l и высотой h (рисунок 3.1).

Рисунок 3. 1 – Схема метода условного разделения макрогеометрических и микрогеометрических отклонений на плоских поверхностях

 

Если отношение l/ h > 1000, то это отклонение условно относят к еди­ничному макрогеометрическому отклонению от правильной геометрической формы (погрешность формы), при 1000 > l/ h > 50 — к волнистости, а при l/ h < 50 — к микрогеометрическим отклонениям (шероховатость поверхно­стного слоя).

Под шероховатостью поверхности понимают совокупность выступов и впадин на базовой длине l. Причиной возникновения шероховатости являются случайные погрешности при обработке.

Рисунок 3.2 – Профилограмма и основные параметры поверхности.

Неровности поверхности нормируются геометрическими параметрами.

 

В мировой практике разработано около 50 раз­личных параметров, но наиболее широкое практическое применение нахо­дят шесть из них:

- три вертикальных параметра:

Ra - среднее арифметическое отклонение профиля;

Rz - высота неровностей профиля по десяти точкам;

Rmax - наибольшая высота профиля;

- два горизонтальных параметра:

S - средний шаг местных выступов профиля;

Sm - средний шаг неровностей профиля;

- один комплексный параметр:

tp - относительная опорная длина профиля.

Базовая длина l - длина средней линии профиля, используемая для вы- деления неровностей, характеризующих шероховатость поверхности.

Методы определения параметров шероховатости:

1) Визуальный (осуществляется путём сравнения обработанной поверхности либо с образцовой деталью, либо с эталонами образцов шероховатости).

2) Измерительный (используется в лабораториях с помощью приборов профилометров и профилографов).

С учетом изменений, принятых Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, структура обозначения шероховатости поверхности приведена на рисунок 3.3.

Рисунок 3.3 – Структура условного обозначения шероховатости на чертежах

Контрольные вопросы:

  1. Что такое макро и микронеровности?
  2. Факторы, влияющие на чистоту поверхности?
  3. Какие параметры шероховатости вы знаете?

 

 

Оформление результатов работы

Оформить отчёт о проделанной работе, который должен содержать исчерпывающие текстовые ответы на поставленные вопросы с решениями, пояснениями, результатами решения.

Сформулировать выводы по результатам работы.

Сдать и защитить работу.

Список рекомендуемой литературы

Учебники и учебные пособия:

1. Единая система допусков и посадок СЭВ в машиностроении и приборостроении: Справочник, М.: Издательство стандартов, 1989.

 

Исходные данные:

1. Эскиз вала в практической работе № 2.

2. По результатам работы заполняется таблица 3.1.

Таблица 3. 1 – Нормирование требований к шероховатости поверхностей.

Поверхность,

основной размер

Поле допуска,

предельные отклонения

Квалитет

Параметры шероховатости, мкм

Ra Rz
1          

Пример выполнения задания:

Таблица 3. 1 – Нормирование требований к шероховатости поверхностей

Поверхность,

основной размер

Поле допуска,

предельные отклонения

Квалитет

Параметры шероховатости, мкм

Ra Rz
1 Наружная цилиндрическая ∅340, l=70   ∅340f   7   0,8   6,3

Практическая работа № 4

«Расчёт размерных цепей»

Теоретический материал:

Качество машин определяется не только точностью отдельных составных частей, но и их взаимным расположением. Это важно в условиях массового и серийного производств. Требуемое их взаимное расположение при сборке должно осуществляться без подгонки, с минимальной регулировкой в условиях взаимозаменяемости.

Размерные цепи

Линейные                                                Угловые

Детальные                                             Сборочные

   Плоские                                           Пространственные

 

Звенья размерной цепи

Составляющие                                        Замыкающие (исходные)

Увеличивающие  Уменьшающие

Размерная цепь – совокупность размеров, образующих замкнутый контур и непосредственно участвующих в решении задач.

Звено размерной цепи – один из размеров, образующих размерную цепь.

Замыкающее звено – получается последним в процессе изготовления или при сборке.

Величина замыкающего звена определяется величинами составляющих звеньев.

Для линейной детальной плоской размерной цепи расчётная схема выглядит так:

 


Рисунок 4. 1 - Схема размерной цепи

 

Составляющее звено А i - звено, изменение которого вызывает изменение замыкающего звена.

Увеличивающее звено – звено, с увеличением которого увеличивается замыкающее звено.

Уменьшающее звено – звено, с увеличением которого уменьшается замыкающее звено.

Линейная размерная цепь – размерная цепь, звенья которой являются линейные размеры.

Угловая размерная цепь – размерная цепь, звенья которой являются угловые размеры.

Плоская размерная цепь – размерная цепь, звенья которой расположены в одной или нескольких параллельных плоскостях.

Пространственная размерная цепь – размерная цепь, звенья которой расположены в пространстве под различными углами.

Для решения проверочной задачи необходимо найти:

1. Номинальный размер замыкающего звена

,

где n и p- число увеличивающих и уменьшающих и звеньев.

 

2. Предельные размеры замыкающего звена

3. Предельные отклонения замыкающего звена

 ;

 Es(A0)=А0max-A0;

 

Ei(A0)= ;

Ei(A0)=А0min-A0;

4. Допуск замыкающего звена

IT(A0)=A0 max - A0 min

IT(A0)=Es(A0) - Ei(A0)

Контрольные вопросы:

1. Что такое размерная цепь?

2. Что такое замыкающее звено размерной цепи?

3. Виды размерных цепей по назначению и по расположению.

4. Задачи, решаемые при расчете точности размерных цепей.

5.Последовательность расчета размерных цепей при обеспечении полной взаимозаменяемости (расчет на максимум-минимум).

6. Чему равен допуск замыкающего звена и допуск любого звена при расчете размерных цепей на полную взаимозаменяемость?

Оформление результатов работы

Оформить отчёт о проделанной работе, который должен содержать исчерпывающие текстовые ответы на поставленные вопросы с решениями, пояснениями, результатами решения.

Сформулировать выводы по результатам работы.

Сдать и защитить работу.

Список рекомендуемой литературы

Учебники и учебные пособия:

1. Единая система допусков и посадок СЭВ в машиностроении и приборостроении: Справочник, М.: Издательство стандартов, 1989.

 

Исходные данные:

1. Линейная размерная цепь из практической работы №2.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.242 с.)