Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показания для применения G-критерия знаков в зависимости от объекта сопоставлений и условия.
Показанием для выбора математического метода с использованием критерия знаков G является выделение трех видов сдвигов: · типичные или преобладающие (разность между показателями «после» и «до») могут быть как со знаком (+), так и (–). · нетипичные или непреобладающие (разность между показателями «после» и «до») могут быть как со знаком (+), так и (–). · нулевые сдвиги (0) – разность между показателями «после» и «до» равна нулю (0). При наличии «нулевых» сдвигов общее количество испытуемых (n) уменьшается на количество испытуемых (n1), имеющих «нулевые» сдвиги. Сумма типичных и нетипичных сдвигов считается критическим значением G (Gкр.) для данного числа наблюдений (nm+nн), которое определяется по таблице «Критические значения критерия знаков G для уровней статистической значимости p≤0,05 и p≤0,01»(по Оуэну Д.Б., 1966). Сумма нетипичных (непреобладающих) сдвигов для данного числа наблюдений (nн) считается эмпирическим значением критерия знаков G (Gэмп.). Преобладание «типичного» сдвига является статистически достоверным, если Gэмп. ниже или равенGкр. (p≤0,05) и тем более достоверным, если Gэмп. ниже или равен Gкр. (p≤0,01). Таким образом, сопоставление Gэмп. и Gкр. является достоверным в типичную сторону, если: Gэмп. ≤Gкр. (p≤0,05; p≤0,01) При этом условии принимается H1, а H0– отвергается. При использовании критерия знаков G для математической обработки результатов психологических исследований необходимо правильно трактовать значимость полученных данных с «типичными» и «нетипичными» сдвигами, которые могут быть как с положительными (+), так и отрицательными (–) знаками. Например, был измерен уровень тревоги «до» и «после» психокоррекционной работы. Для оценки эффективности полученных результатов психокоррекционной работы проведена математическая обработка полученных данных «после» – «до» с использованием критерия знаков G. По результатам математической обработки с использованием критерия G получены сдвиги («после» – «до») с отрицательным (–) знаком, что свидетельствует о снижении уровня тревоги. Если были получены сдвиги «после» – «до» с положительным (+) знаком, то это свидетельствует о повышении уровня тревоги после проведения психокоррекционной работы.
Таким образом, показанием для оценки статистической достоверности с использованием критерия G является наличие разности (сдвигов) между одними и теми же психологическими показателями, измеренными у одних и тех же испытуемых «до» и «после» проведения экспериментальных воздействий (психокоррекционных мероприятий) и представленными тремя видами знаков «после» – «до»: · положительными – (+); · отрицательными – (–); · нулевыми – (0). При равенстве количества типичных и нетипичных сдвигов критерий знаков неприменим, следует использовать другие критерии. Рассмотрим применение критерия знаков G на материале конкретного примера. По методике «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, 1953.Адаптирована Т.А. Немчиным, 1966) обследовано 2 выборки испытуемых: первая – n1=40, вторая – n2=30. Цель методики: измерение уровня тревоги. Результаты обследования по каждой выборке испытуемых представлены в сводных таблицах (табл. 2, 3). Таблица 2 Уровень тревоги у испытуемых первой выборки (n1=40), измеренный по методике «Личностная шкала проявления тревоги» (в баллах).
Таблица 3 Уровень тревоги у испытуемых второй выборки (n2=30), измеренный по методике «Личностная шкала проявления тревоги» (в баллах).
Далее следует количественный анализ по каждой выборке и сравнительный количественный анализ между двумя выборками. Следующий этап – выбор показателя «уровень тревоги», в дальнейшем изучении которого заинтересован исследователь. Для дальнейшего исследования выбираем показатель «высокий уровень тревоги». Сравнительный количественный анализ свидетельствует о том, что высокий уровень тревоги в 4 раза чаще встречается в первой выборке испытуемых, чем во второй, соответственно, 40% (40%=17,5%+22,5%) и 10%. Однако количественный анализ (%) указывает только на право выбора первой выборки испытуемых для проведения дальнейшего экспериментального воздействия (психокоррекционной работы). С 16 испытуемыми (с очень высоким и высоки уровнем тревоги: 16=7+9) первой выборки была проведена психокоррекционная работа, направленная на снижение высокого уровня тревоги. После проведенной психокоррекционной работы 16 испытуемых были повторно обследованы по методике «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, 1953). Результаты полученных данных одних и тех же показателей психологического признака «высокий уровень тревоги», измеренного у 16 испытуемых после проведения психокоррекционной работы (в баллах) и сдвиг «после» – «до» представлены в таблице 4. Таблица 4 Оценки и сдвиг оценок «высокий уровень тревоги» в экспериментальной группе (n=16), (в баллах) под влиянием психокоррекционной работы.
Анализ результатов свидетельствует о выделении трех видов сдвигов «после» – «до»: положительных (+), отрицательных (–) и нулевых (0), что является показанием для выбора математического метода – критерия знаков G с целью определения статистической значимости сдвига для выявления (или отсутствия) эффективности психокоррекционной работы. Вариант 1. Объект сопоставлений: одни и те же показатели, измеренные у одних и тех же испытуемых (n=16) до и после проведения психокоррекционной работы при отсутствии контрольной группы. АЛГОРИТМ Расчета критерия знаков G
В случае многократных повторений экспериментов, удобно проводить расчеты с использованием табличного процессора MS Excel. Пример решения рассмотренной задачи приводится на рисунке Рис. 3.5.1, где в рамках приводятся формулы, используемые для расчетов.
Рис. 3.5.1. Расчет критерия знаков G Вариант 2. Объект сопоставлений: одни и те же показатели, измеренные у одних и тех же испытуемых до и после проведения психокоррекционной работы при наличии контрольной группы. Выборка, состоящая из 16 испытуемых с высоким уровнем тревоги, была разделена на 2 группы: · первая (n=8) – психокоррекционная работа проводилась (экспериментальная); · вторая (n=8) – психокоррекционная работа не проводилась (контрольная). После проведенной психокоррекционной работы обе группы были повторно протестированы по методике «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, 1953). Оценки и сдвиги оценок показателей психологического признака «высокий уровень тревоги» в обеих группах представлены в таблице 5 и таблице 6. Таблица 5 Оценки и сдвиг оценок «высокий уровень тревоги» под влиянием психокоррекционной работы в экспериментальной группе (n=8), (в баллах).
Анализ полученных результатов свидетельствует о выделении трех видов сдвигов: · отрицательных (–) – 7; · положительных (+) – 0; · нулевых (0) – 1. Эти данные являются показателями для выбора метода математической обработки G-критерия знаков для определения статистической значимости сдвига. Продолжаем действовать по строгому алгоритму расчета критерия знаков G: 1. Исключаем количество нулевых сдвигов из общего числа наблюдений и получаем: nоб.=8-1=7 2. Подсчитываем сумму отрицательных (–) и положительных (+) сдвигов: ∑n=n(-)+n(+) ∑n=7+0=7 3. Определяем равенство сумм: nоб.= 7 ∑n=7 Равенство сумм соблюдено. 4. n=7 является основанием для определения критического значения критерия знаков G (Gкр.), которое определяем по таблице «Критические значения критерия знаков G для уровней статистической значимости p≤0,05 и p≤0,01». 5. Преобладающее направление изменений – «типичные» сдвиги – являются отрицательные (–) сдвиги, что указывает на снижение уровня тревоги. 6. Количество «нетипичных» сдвигов, равное нулю (0), является эмпирическим значением G-критерия знаков. Gэмп.=0 7. Сопоставляем Gэмп. и Gкр.: Gэмп. ≤ Gкр.: 0=0 (p≤0,05) 0=0 (p≤0,01) 8. Вывод: сдвиг в типичную отрицательную (–) сторону является достоверным (p<0,01), что свидетельствует о статистической значимости снижения «высокого уровня тревоги» в экспериментальной группе, где была проведена психокоррекционная работа. Н1 принимается. Таблица 6 Оценки и сдвиг оценок «высокий уровень тревоги»в контрольной группе (n=8), (в баллах).
Анализ полученных результатов свидетельствует о выделении трехвидов сдвигов: · положительных (+) – 1;
· отрицательных (–) – 1; · нулевых (0) – 6. Полученные данные являются основанием для выбора метода математической обработки – G-критерия знаков с целью определения достоверности сдвига. Продолжаем действовать по строгому алгоритму расчета критерия знаков G: 1. Исключаем количество нулевых сдвигов из общего числа наблюдений и получаем: nоб.=8–6=2 2. Подсчитываем сумму положительных (+) и отрицательных (-) сдвигов: ∑n=n(+)+n(-) ∑n=1+1=2 3. Определяем равенство сумм: nоб.=2 ∑n=2 Равенство сумм соблюдено. 4. n=2 является основанием для определения критического значения критерия знаков G (Gкр.), которое определяем по таблице «Критические значения критерия знаков G для уровней статистической значимости p≤0,05 и p≤0,01». Gкр. для n=2 установить невозможно, так как n=2<n=5 (ограничения минимального количества наблюдений в обоих замерах). 5. Типичный и нетипичный сдвиги установить невозможно, так как положительных и отрицательных сдвигов поровну: n+(1) = n-(1) 6. Вывод: достоверный сдвиг в контрольной группе не выявлен, что свидетельствует об отсутствии снижения высокого уровня тревоги. Н0 принимается. Для подтверждения эффективности психокоррекционной программы, статистической значимости различий сдвигов междуэкспериментальной и контрольной группами могут быть использованы три математических метода: · Q-критерий Розенбаума; · U-критерий Манна-Уитни; · φ*-критерий (угловое преобразование) Фишера.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.240 (0.04 с.) |