Роль общения в пожилом возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль общения в пожилом возрасте



В психологии пожилого возраста рассматривают, как правило, два аспекта роли общения: клинический и социальный.

Клинический аспект общения рассматривается как категория жизнедеятельности, которая очень важна при оценивании нарушений способности к общению (неразвитость, свернутость, деформации и пр.) у пожилых людей, наряду с другими категориями жизнедеятельности (способности к самообслуживанию, передвижению, трудовой деятельности, ориентации и контроля за своим поведением).

Второй аспект проблемы общения относится к социальным факторам. Например, установлено, что затяжные семейные конфликты для пожилых людей обладают таким же патогенным воздействием, как смерть или тяжелая болезнь близкого человека. Многие авторы подчеркивают, что важным условием эмоционального благополучия является сохранение социальных связей, поддержание теплых и открытых отношений со взрослыми детьми и внуками, при этом совместное проживание не обязательно.

В пожилом возрасте группа общение (друзья, семья) уже создана, и в этом возрасте уже почти не пересматривается. С одной стороны, это связано с приверженностью к старому опыту, в рамках которого все происходящее сопоставляется и ассимилируется. С другой стороны, имеются объективные ограничения – оставшегося времени жизни, сил, энергии, круга общения, который сформирован и у сверстников. Данную ситуацию описывает теория селективности с оциоэмоциональная, предложенная американским психологом Лаурой Л. Карстенсен (L. L. Carstensen) в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. Изменения в социальных сетях могут наблюдаться во всех стадиях жизни. Они связаны с субъективной избирательностью контактов и зависят от возрастных изменений в мотивационной структуре (например, изменяются от потребности активного общения в ранней жизни до потребности в большей близости с меньшим числом людей в позднем возрасте). Согласно теории, с ранней взрослой жизни до старого возраста люди активно сужают свою окружающую социальную среду и в то же время увеличивают эмоциональную близость в существенных для них отношениях. В течение этого периода гедонистические качества социальных контактов становятся все более существенными.

До конца 80-х гг. прошлого века сужение социальных связей пожилого человека приравнивалось к дефициту в эмоциональном удовлетворении социальными взаимодействиями и уменьшенной способности устанавливать и поддерживать лично необходимые контакты. Пересмотренная в 90-х гг. концепция больше не рассматривает возрастные изменения в социальном отношении как отражение нормативных потерь. Исследования показали, что старые и очень старые люди без супруга (супруги) и детей способны поддерживать эмоционально близкие социальные отношения, которые помогают им ощущать себя частью общества.

Было обнаружено, что при активном функционировании частота социальных взаимодействий положительно связана с высоким уровнем субъективной автономии и возрастом. Среди представителей «четвертого» возраста высокое число социальных контактов было связано с низким уровнем субъективной автономии, но у представителей «третьего» возраста не имелось никаких связей. Одно из объяснений этого заключается в том, что умышленное сокращение социальных контактов в очень старом возрасте является компенсационным и защитным механизмом. В этом возрасте могут наблюдаться даже отрицательные последствия социальных отношений (например, гиперопека укрепляет зависимость).

Контрольные вопросы к лекции № 13

1. Каковы психологические особенности процесса старения?

2. Каковы причины и проявления кризиса пожилого возрасте?

3. Каковы особенности интеллектуальной сферы пожилых людей?

4. Какова функция механизма компенсации в поздний период жизни?

5. Какова специфика личностного развития в пожилом возрасте?

6. Какова роль общения в поздний период жизни?

7. Какую роль играет профессиональная занятость в поздний период жизни?

8. Какие психологические новообразования формируются в пожилом возрасте?

9. Как влияет выход на пенсию на пожилых людей?

10. Каковы источники эмоционального благополучия пожилых людей?

Литература к лекции № 13

1. Возрастная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / [Т.Д.Марцинковская и др.]; под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

3. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.004 с.)