Развитие самосознания подростка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие самосознания подростка



Структура и развитие самосознания подростка. Самосознание является относительно устойчивой, осознанной системой представлений индивида о себе, на основе которой строятся его социальные отношения и самоотношение. Самосознание понимается и как система установок в отношении самого себя, как совокуп­ностью самоопределений или образов Я.

Развитие самосознания начинается еще в младенчестве с выделения своего физического Я и отделения его от окружающих предметов и других людей. Первым шагом на пути возникновения представлений о себе является понимание того, что человек - это отдельный, отделенный от других индивид. По мере взросления ребенок открывает все новые стороны своего Я, сравнивает себя с родителями, сиблингами и другими близкими, находя сходства и отличия. Расширение жизненного пространства, изменение социальной ситуации развития приводит к последовательному включению все новых качеств в представления о себе, а когнитивное развитие способствует зарождению новых линий самоанализа и дифференциации образа Я. Постепенно выделяется ядерный компонент самосознания – самооценка личности, вокруг которой формируется Я-концепция, включающая мысли о себе, представления о себе и чувства по отношению к себе, - самоотношение и самопринятие. В подростковом возрасте формируется целостная, осознанная система представлений о себе, регулирующая поведение и ожидания подростка. Интегрируя различные роли, общественные идеалы, родительские ожидания, собственные достижения и социальные репрезентации, подросток формирует систему восприятий себя в бесконечном мире.

Идентичность, самосознание и Я-концепцию можно рассматривать как три измерения «Я» личности, определяющих представления о себе, отношения с окружением и мировоззрение субъекта.

Самосознание как целостная система требует рефлексивного осознания собственной идентичности. Идентичность, понимаемая как подлинность, тождественность самому себе, подчеркивает духовную сущность человека, осознанное принятие определенных ценностей и жизненных ориентиров. Идентичность связана с сознательным волеизъявлением, выбором принципов, поднимающих человека над его онтологией, его врожденными особенностями, семейной заданностью или характерологической неизбежностью.

Исследователи анализируют развитие современных подростков с опорой на следующие полярные ориентации в построении идентичности: персональный опыт – социальный опыт, унификация – фрагментация, беспомощность – многообразие возможностей, неопределенность – устойчивые ориентиры. Идентичность обеспечивает интеграцию множественных образов Я, меняющихся во времени (Я в прошлом, Я в настоящем, Я в будущем) и в контекстах (ролевые Я). Эриксон определяет идентичность как результат синтезирующей функции на границе «эго» и социального окружения.

Идентичность как структурное образование содержит в себе три уровня: индивидный, личностный и социальный. Подросток определяет себя на всех трех уровнях, начиная с базового (индивидного), принимая (или не принимая) свои физические данные, особенности темперамента, задатки и способности. Второй уровень самоопределения строится подростком исходя из чувства собственной уникальности, неповторимости, отличности от других. Последний уровень – интеграция своего Я с социальным окружением, путем учета сходства и различия, значимости и одобрения.

Центральным, индивидным компонентом самосознания является телесная идентичность, вокруг которой строятся представления подростка о себе. Говоря о телесной идентичности необходимо учитывать, что тело является и вместилищем Я (ядром самосознания) и проявлением Я, воздействующим на окружающих, которые могут воспринимать и оценивать внешность подростка по-разному. Поэтому телесная идентичность содержит одновременно внутреннюю и социальную природу. Большое влияние оказывает на подростков предлагаемый обществом идеальный образ внешности и телосложения. Подростки очень чутко реагируют на изменения своей внешности и, как правило, недовольны собой. Неизбежное расхождение между собственным внешним обликом и нереальным идеалом, навязываемым средствами массовой информации, порождает у многих подростков неуверенность в себе, тревожность и даже неврозы (невроз анорексии или невроз булимии).

Необходимость построения нового образа физического Я, вызванная резкими изменениями в росте, пропорциях тела и чертах лица осложняется задачей принять себя не просто изменившимся (подросшим), а принять себя физиологически иным - взрослым с появившимися признаками половой зрелости.

Личная идентичность определяется как целостность и последовательность целей, мотивов, смысложизненных ориентаций и самосознания личности. Социальная идентичность обозначает целостность и последовательность системы социальных ролей, норм, позволяющих дифференцировать индивидов по их групповой принадлежности и общественному статусу. Личная идентичность осознается подростком как субъективное содержание Я, тогда как социальная идентичность трактуется в диадах «Я – они», «Я – мы».

Как персональная, так и социальная идентичности, которые тесно взаимодействуют между собой. Объективно не существует персональной идентичности без социальных репрезентаций или социальной идентичности, лишенной индивидуальности.

Важным компонентом самосознания личности является также этническая идентичность, которую можно определить как совокупность чувств и переживаний человека, касающихся тех символов, ценностей и общей истории, которые определяют его как члена отдельной национальной группы. Развитие этнической идентичности подростка дает ему ощущение исторической преемственности и чувство причастности к культуре, являющейся мощнейшим источником психического развития не только в детстве, но и в юности, и в зрелости.

Развитие самосознания в подростковом возрасте. В основе развития самосознания лежит влияние значимых окружающих людей. Уровень воздействия авторитетных других зависит от степени их участия в жизни подростка, веса их мнения, близости отношений и той социальной поддержки, которую эти люди оказывают подростку. Действующим фактором является также социальный авторитет значимого лица.

Главным источником формирования у подростка здоровой идентичности исследователи единодушно считают теплые, заинтересованные и доверительные отношения с родителями. Идентификация с одним из родителей позволяет подростку обрести сильную идентичность. В случае недостаточной идентификации, эго-идентичность, как считает Эриксон, остается размытой. Однако в случае полной идентификации с близким взрослым зарождающаяся идентичность подростка не формируется вовсе. Оптимальным вариантом считается умеренная степень идентификации, которая задает магистральную линию самоопределения, но не сводится к копированию.

Психологические механизмы формирования самосознания.

Ч. Кули и Дж. Мид: итериоризация чужих оценок. Под влиянием благоприятных мнений самооценка повышается, тогда как критические оценки окружающих ведут к снижению самооценки.

У. Джеймс: механизм социального сравнения (самоуважение = соотношение успеха и притязаний). Притязания всегда формируются в социальном контексте, субъект соизмеряет свои притязания с достижениями окружающих людей, а рефлексивная оценка себя строится на эталонах сравнения (часто неосознаваемых).

Г. Тэджфел: социальная категоризация, социальная идентификация, социальное сравнение и межгрупповая дискриминация. Становление социальной идентичности это когнитивный процесс последовательных изменений структуры Я от самоопределения в качестве члена некоторой социальной категории (пол, национальность, вероисповедание, статус и т.д.) к усвоению норм поведения и стереотипов, характерных для этих категорий, а затем и присвоения их в качестве внутренних регуляторов во взаимодействии с социальным окружением.

Эриксон: самоопределение в профессиональной, семейной, политической, религиозной и других сферах, которое последовательно осуществляется как апробирование ролей, выбор и принятие решений.

Дж. Марсиа: четыре статуса идентичности, описывающих развитие подростка.

Диффузная или размытая идентичность характерна для подростков, которые не прошли через кризис, через процесс переоценки, поиска и выбора альтернатив и не взяли на себя обязательств. Диффузная идентичность является нормативным вариантом развития в младшем подростковом возрасте. Взрослея, подростки как правило стремятся разрешить проблемы идентичности самостоятельно или под давлением социального окружения. Однако если подросток задерживается на этом этапе, Марсиа оценивает этот вариант развития как неблагоприятный. Статус диффузии часто стабилизируется у подростков из неблагополучных семей, у подростков с нарушенной адаптацией и не способностью интегрировать внутренние изменения. Это подростки, которым не достает мотивации, чтобы предпринять усилия в направлении поиска собственного Я, они вынуждены скрывать собственную неуверенность за маской апатии или безудержной жажды удовольствий, отрицая существование каких-либо проблем.

Предрешенная или преждевременная идентичность - связан с принятием индивидом внутренних обязательств (профессиональных, идеологических, дружеских и т.д.), но не в результате прохождения кризиса, а под влиянием чужих советов или родительского внушения. Предрешенность формируется на основе сильной идентификации ребенка с родителем того же пола и эмоциональной зависимости от семьи, когда идеалы и жизненные планы родителя автоматически присваиваются ребенком. Выбор подростка, развивающегося по предрешенной траектории, определен заранее и потому проходит бесконфликтно.

Мораторий: Эти подростки не готовы принять окончательного решения, но и чужой выбор их не устраивает, - они заняты поиском себя. Доминирующими эмоциями подростков в статусе моратория являются тревога и чувство неудовлетворенности.

Зрелая идентичность достигается индивидом, который прошел через кризис и сделал осмысленный выбор жизненного пути. Основное решение, которое должны принять подростки, - это профессиональный выбор.

Идентичность не формируется в отрочестве раз и навсегда, а претерпевает серьезные изменения на протяжении всей жизни человека, под влиянием конфликтов между самореализацией и социально нормируемым ролевым поведением. Сознательная переоценка ценностей, появление новых смыслов и новых ролей требуют интеграции и пересмотра идентичности на протяжении всего жизненного пути. Статус идентичности не всегда совпадает по разным сторонам жизни: подросток может одновременно находиться в статусе предрешенности в связи с самоопределением в религии, в статусе моратория относительно профессионального выбора и в статусе диффузии касательно полоролевых предпочтений. В пределах подросткового возраста не многие юноши и девушки достигают идентичности, ограниченные семейным и школьным опытом.

Стержневым компонентом самосознания является временная перспектива личности. Отрочество – это период реорганизации психологического времени и формирование представлений о будущем как о необходимой реальности существования, когда отдаленные и не очень перспективы придают сегодняшнему дню осмысленность и наполненность.

Представления подростка о будущем предельно абстрактны, а временная перспектива выдвигается максимально в будущее. Это связано как с объективными характеристиками психологического возраста, так и с отсутствием объективно заданных социумом форм взросления и ориентиров успешности для подросткового возраста.

Временная структура Я-концепции подростка начинает свое формирование с дифференциации Я, которое затем упорядочивается и приобретает целостность на оси времени. Самосознание в отрочестве в большей степени ориентированно на перспективу развития, нежели на оценку наличных черт. Подростки стремятся ответить на вопросы о том, кем они станут, каким будет их персональное будущее, в чем смысл жизни. Построение временной перспективы личности включает осознание своей непрерывности и преемственности во времени, формирование образа будущего и прошлого, рефлексию Я.

Для детства характерна преимущественная ориентация в настоящем, связанная со спонтанностью, текущим удовлетворением потребностей и импульсивностью. Однако если естественная для детства погруженность в настоящее начинает распространяться за пределы возраста, то в отрочестве ценности настоящего приводят к ряду негативных последствий, прежде всего развитию различных зависимостей в основе которых лежит стремление к сиюминутному удовольствию. Это и алкогольная, и наркотическая, и игровая зависимости, связанные с импульсивностью желаний и отсутствием во временной ориентации личности моделей прошлого и будущего.

Ориентация в будущее позволяет подростку продуктивно организовывать собственную жизнь, формулировать реальные цели и стремиться к их достижению. Присутствие модели прошлого во временной перспективе подростка обеспечивает связь личности с культурой, с семьей, формирует чувство стабильности, преемственности, позитивного самоотношения, чувства идентичности.

Самооценка подростков. Центральным и наиболее важным компонентом самосознания личности является самооценка. Самооценка складывается под влиянием собственной результативности, которая зарождается в новообразовании раннего детства – чувстве гордости за свои достижения, из оценок индивида со стороны окружающих и развития чувства собственной ценности. Самооценка ребенка отражает родительскую оценку его достоинств, которая интериоризируется ребенком или присваивается в символическом взаимодействии. Типичная в детстве склонность к завышенным самооценкам постепенно преодолевается в школьном возрасте и самооценка младших подростков все больше сближается с оценками, даваемыми окружающими. Взрослея, подросток оценивает самого себя, свои качества и возможности. Реалистичная самооценка способствует развитию самопринятия и самоодобрения, появлению чувства собственной ценности. Самооценка обеспечивает связь между реальными и идеальными представлениями о себе.

Общей тенденцией развития самооценки в отрочестве является центрация на межличностных отношениях. Самооценка подростков зависима от социального контекста, в котором, не смотря на общий относительный характер социального окружения, выделяются значимые для каждого конкретного подростка зоны успешности.

Изменчивость самооценки проявляется в ощущении своих возможностей влиять на обстоятельства. С другой стороны, ощущение собственной ценности остается достаточно стабильным и к концу подростничества все меньше подвержено влиянию окружения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.011 с.)