Рисковое поведение подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рисковое поведение подростков



Подростков часто определяют как маргинальную группу, которая с точки зрения культурно-исторического развития не принадлежит к традиционным, доминирующим в культуре сообществам. Понятие «маргинальность» происходит от лат. marginalis – находящийся на краю и используется в качестве акцента на нестандартности, крайней вариативности и определенной отчужденности подростковой культуры.

Подростковая субкультура представляет собой совокупность норм, ценностей, установок, обычаев и форм поведения, которые признаны членами подросткового сообщества и реализуются в жизни. Подростковая субкультура проявляется, прежде всего, в таких традиционно молодежных аспектах как одежда и музыка. Каждое новое поколение «открывает» для себя новый стиль в музыке и внешнем виде, стремясь отмежеваться от других поколений и заявить о своей уникальности.

Характерное для подростничества повышенное внимание к одежде, прическе, внешнему виду является неотъемлемой частью формирующейся идентичности, осознанием принадлежности к определенной социальной группе. Подростки прекрасно понимают, что одежда несет информацию о своем хозяине и сообщает окружению о роли, которую «примеряет» на себя человек.

Выбирая ту или иную одежду, подросток создает свой образ, одновременно примеривая на себя различные модели поведения – сегодня он «хиппи», а завтра – «денди». Внешний вид отражает то или иное мировоззрение и использование нового стиля в одежде позволяет легче проникнуть через форму в содержание, в ту культуру, которая стоит за определенным стилем. Постепенно выбор конкретизируется на том образе, который оказывается наиболее близок и комфортен подростку. Выбор одежды подчеркивает самостоятельность подростка и его индивидуальность.

Вызывающую одежду и прически носят подростки, которые хотят заявить о своем несогласии со взрослыми, неприятии мира старшего поколения. Бунтующие подростки придерживаются своего стиля как определенной идеологической позиции, упорно отстаивая право на, скажем, фиолетовый цвет волос. Однако главным мотивом при построении собственного образа является желание получить признание и быть принятым в компаниях сверстников. Наконец, одежда, которая нравится, повышает собственную самооценку и делает человека увереннее, - удовлетворенные своим внешним видом подростки лучше адаптируются в социальном окружении.

Другим значимым компонентом подростковой субкультуры является музыка. Вкусы подростков чрезвычайно разнообразны, но чаще всего юноши и девушки слушают песни о любви. Они могут исполняться в стиле «рэп» или «хэви-металл», но тема любви присутствует практически всегда. Музыка отражает жизненную философию взрослеющего подростка и позволяет если не найти ответы, то сформулировать вопросы.

Музыка является мощным средством общения подростков между собой и способом закрепления традиций. Общение через музыку восходит к до речевой коммуникации и основывается на эмоциональных реакциях. Музыка позволяет подросткам, не слишком склонным к вербальным изъяснениям, выразить свое душевное состояние, впечатления, переживания и настроения. Экспрессивное музыкальное общение по своей сути несет функцию единения, сопереживания, психологической кооперации и массового заражения эмоциональным состоянием друг друга. Ритмическая организация музыки естественным образом синхронизируется с активностью и биологической ритмичностью организма человека, а для подростков еще и открывает адекватный канал выхода сублимированной сексуальной энергии.

Стержневым, объединяющим моментом для субкультуры несовершеннолетних является противопоставление ценностей подростков идеалам взрослых. Ограничения подростков в правах и доступе к взрослой жизни вызывают ответную реакцию самоизоляции со стороны подростковых сообществ. Длительное существование такого сообщества ведет к формированию субкультуры со своим собственным языком, модой, стилем поведения, а главное – ценностями, которые не разделяются взрослыми.

Вместе с тем, исследования показывают, что значительная часть подростков не включена в отдельные группы и скорее ориентируется на общие культурные обычаи и нормы, нежели придерживается специфически подростковых традиций. Подростковая субкультура затрагивает скорее форму (внешние проявления), нежели содержание поведения. Разногласия между поколениями связаны с одеждой, аккуратностью и гигиеной, но не с идеологией или будущими ожиданиями.

Одной из причин делинквентности подростков является потребность в принадлежности к группе, которая не всегда удовлетворяется путем включения в позитивно настроенные объединения, а наоборот, часто приводит подростка в группы, противостоящие социальным ценностям и подрывающие устои общества. В группе подросток преодолевает изолированность и достигает определенной идентичности, пусть даже диффузной. Однако «достижениями» группы могут быть асоциальные действия, которые разрушительно влияют на дальнейшее построение идентичности подростком, который вынужден разделять новые деструктивные ценности в обмен на расположение группы. Маргинальность обеспечивает возможность поиска собственной уникальной идентичности.

Неудовлетворенные поиски подростками своего Я и нереализуемая плодотворность, по мнению глубинных психологов, вызывает страстную тягу к передвижениям, локомоторной активности, которая проявляется в спортивных соревнованиях, танцах, бродяжничестве или азартной езде на автомобилях. Потребность ощущать себя в движении связана и с устремленность подростков в будущее, туда, где они будут по-настоящему взрослыми и независимыми. Надо отметить, что ситуативное ощущение наполненности жизни и движения дает и кинематограф. Легко идентифицируясь с героями фильмов, подросток физически ощущает активность своего существования и присваивает иллюзорный опыт киногероев.

Возможно, резкое противопоставление маргинальной субкультуры подростков позволяет им шире исследовать реальность, отделившись от семьи через отрицание традиционных ценностей родителей. Пробы и ошибки легче свершать в группе таких же несовершеннолетних, которые не ждут от тебя ответственных поступков и не оценивают тебя в соответствии с нормативными ценностями.

В образ взрослости подростки включают преимущественно необыкновенные, незаурядные действия, связанные с экстремальными ситуациями. Вхождение во взрослость отождествляется для них с рисковым поведением, героизмом, доходящим до безрассудства. На этапе мифологизации собственного образа Я, подросток идеализирует будущее, вкладывая в него избыточный смысл, и пытается здесь, сейчас реализовать это будущее в неординарных действиях, который могут (по его мнению) приблизить взрослость.

Молодые люди часто совершают рискованные поступки, связанные с сексом, алкоголем, употреблением наркотиков или физическими опасностями. Ученые связывают появление выраженной склонности к рисковому поведению у подростков с несколькими причинами.

1. Желание проверить свои возросшие возможности. Опьяненные своей силой, независимостью и ощущением взрослости, несовершеннолетние хотят испытать себя «по максимуму».

2. Инициация. Если взрослые не принимают нас в свои ряды, мы докажем делом свою состоятельность, свою взрослость - рассуждают подростки.

3. Переоценка риска. Не сознавая степень риска, подростки проверяют границы своих возможностей и часто считают себя неуязвимыми.

Достаточно часто рисковое поведение проявляется в делинквентности, когда подростки нарушают закон. Делинквентное поведение не является возрастной закономерностью, а возникает в результате множественных нарушений развития, связанных с семейными, социальными, биологическими и ситуативными факторами.

В поведении многих подростков оказываются взаимосвязанными противоправные действия и склонность к употреблению алкоголя или наркотических веществ.

Еще одной относительно распространенной формой рискового поведения подростков являются побеги из дома. Максимум подростковых побегов приходится на возраст 14 лет и совпадает с пиком кризисных проявлений отрочества. 60% из них – девочки. Важнейшим фактором является семейная среда. Разногласия между родителями, отсутствие взаимопонимания между членами семьи, алкоголизм родителей, который влечет за собой жестокость и потерю авторитета, пренебрежение родительскими обязанностями и отвержение ребенка, - все это может подтолкнуть подростка к побегу.

В этом контексте представляется важной информация о гендерных различиях в побудительных причинах побегов. Если мальчики заявляют о своей «ненужности», об отсутствии контроля и внимания со стороны родителей, то девочки упрекают близких в чрезмерном контроле и строгости. Кроме того, девочки часто уходят к знакомым парням, которые старше их, предполагая начать взрослую совместную жизнь.

Одним из сложных, опасных и мало изученных явлений является подростковая депрессия, имеющая множество причин и последствий. Депрессию у подростков не всегда можно распознать. По мнению Р. Кэмпбелла, - ее симптомы отличаются от классических симптомов взрослых людей, не смотря на тождественность нейрогуморального процесса, лежащего в основе депрессии. Нарушения эмоционального состояния проявляются в мрачных фантазиях, ночных кошмарах, но не всегда очевидны в поведении подростка. Пессимистические мысли могут находить отражение в эмоциональных разговорах или коротких, но выразительных фразах. Подростки умело маскируют депрессию, что вызвало появление специального термина – «депрессия с улыбкой», когда за маской видимого благополучия в присутствии посторонних людей скрывается отчаяние, острое чувство одиночества и безысходности.

Мысль об агрессии в отношении самого себя возникает в онтогенезе именно в подростковом возрасте, являясь своего рода негативной стороной самоидентификации. До 12 лет дети крайне редко задумываются о самоубийстве и почти никогда не совершают таких поступков. С возрастом количество самоубийств неуклонно растет.

Социальная изоляция служит для подростка тем негативным контекстом развития, на фоне которого любая потеря, стресс или трудная ситуация могут спровоцировать покушение на самоубийство. Отсутствие семьи или слабая поддержка со стороны близких в первую очередь создают такой негативный контекст, формирующий стрессовую уязвимость подростка.

Самоубийство рассматривается большинством исследователей как акт агрессии направленный против себя, против близких (вызвать у них чувство вины и сожаления) и против общества. Попытка покончить с собой для многих молодых людей становится последним способом привлечь внимание к себе, своей проблеме и своему отчаянию. Прежде чем покуситься на собственную жизнь, подросток пытается обратить на себя внимание другими способами или выражает протест в таких формах как уходы из дома, воровство, агрессия. Своевременно оказанная поддержка близких, чуткое, внимательное отношение окружающих могут предотвратить необдуманные поступки многих подростков.

Несмотря на эмоциональную неуравновешенность, ролевые конфликты, психосексуальные противоречия и статусную неопределенность, отрочество является позитивным этапом развития, значимым не только относительно, как подготовка к будущей жизни, но как полноценный, насыщенный и важный здесь и сейчас период жизни, возможно, даже один из самых эмоционально насыщенных и полнокровных этапов жизни. Истинная дружба, первая любовь, мечты о будущем и абсолютная вера в их реальность придают жизни подростков глубочайший смысл. Нельзя пробежать отрочество лишь готовясь к поступлению в Вуз или тренируясь перед взрослыми достижениями. Для подростка его сегодняшний день и есть жизнь, важно чтобы подросток научился чувствовать сегодняшний день, себя в нем и окружающий мир в себе.

 

Контрольные вопросы к лекции № 11

1. Каковы общие возрастные особенности развития в подростковом возрасте?

2. В чем специфика подросткового кризиса?

3. Какова роль взрослого в психическом развитии подростков?

4. Какие изменения происходят в познавательной сфере подростков?

5. Чем отличается учебная деятельность младших школьников и подростков?

6. Каковы особенности морального развития подростков?

7. Как развивается общение в подростковом возрсте?

8. Каковы причины и последствия рискового поведения в подростковом возрасте?

9. Какие новообразования формируются в подростковом возрасте?

10. Какие сходные черты объединяют подростковый и юношеский возраст?

Литература к лекции № 11

1. Возрастная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / [Т.Д.Марцинковская и др.]; под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

3. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.014 с.)