Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общее представление о зрелом возрасте
Зрелость в нормальном цикле жизни является самым длительным периодом, по сравнению с предыдущими и последующими периодами. Зрелость характеризует отдельные этапы развития, которое меняется в ходе онтогенеза до тех пор, пока не достигнет конечного уровня, т.е. уровня полной зрелости взрослого человека. Другими словами, это процесс роста или созревания до полностью развитого состояния. С понятием зрелости связан основной принцип возрастной физиологии – гетерохронности развития. При этом различают г етерохронность внутрисистемную, которая характеризует неодинаковую скорость формирования различных по сложности компонентов внутри одной функциональной системы, и гетерохронность межсистемную, которая характеризует разные сроки формирования отдельных функциональных систем на последовательных этапах онтогенеза. Зрелость означает относительно стабильный в соматическом и психическом развитии возраст. В качестве критериев зрелого возраста выступают развитые способности личности, такие как: отвечать за свои поступки, к рефлексии и самосознанию, устанавливать зрелые межличностные отношения с другими людьми, к творчеству, самоактуализации. В последнее десятилетие понятие зрелости обогатилось за счет новых моделей, в которых предложено различать разные виды зрелости. Так, когнитивная зрелость характеризуется развитием таких систем, которые зависят от опыта индивида в взрослой жизни, наличием стадии постформального мышления с пониманием диалектической природы аргументов и социальных изменений, а также того, что люди имеют разные точки зрения. Эмоциональная зрелость свидетельствует о том, что человек становится менее импульсивен и имеет больший комплекс реакций на какое-то событие, способен контролировать свое эмоциональное состояние (B. Knight). Зрелость предполагает реалистический взгляд на вещи, понимание того, что не любая цель достижима, а это способствует гибкости в выборе целей и адекватной замене их в случае необходимости. К зрелому возрасту формируются твердые моральные принципы, уверенность в своих силах и адекватная самооценка. Эмоциональная зрелость проявляется в собственной поддержке, аналогично финансовой зрелости (Ф. Перлз). То есть эмоционально зрелый индивид сам отвечает за свое психическое состояние. Те же, кто постоянно чувствует себя беспомощными и страдающими, стремятся переложить на других работу по саморегуляции.
Эти социально необходимые качества и умения необходимо развивать и вырабатывать. На практике это происходит не всегда и многие люди, будучи зрелыми по возрасту, не являются таковыми в психологическом и социальном отношении. Периодизация зрелого возраста В науке существуют разногласия по поводу начала периода взрослости и его окончания, т.к. хронологические рамки достаточно условны и определяются моментом завершения юности и началом периода старения. В целом, период взрослости начинается с момента окончания юности – 18-19 лет и заканчивается началом старости или дряхлости. В этом диапазоне жизни человека выделяются следующие стадии: ранней взрослости (18-30 лет); средней взрослости (30-45 лет); поздней взрослости (45-55 лет); предпенсионного возраста (50-55 лет для женщин, 55-60 лет – для мужчин). Стадия ранней взрослости соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность: он овладевает ролью взрослого, получает юридическую и экономическую ответственность, возможность включиться во все виды социальной активности. В нормальном цикле жизни у большинства складывается собственная семья, рождается первый ребенок, завершается получение высшего образования. На работе осваиваются профессиональные роли, образуется круг общения, в основе которого – избранная профессия. Средняя взрослость – это период достижения компетентности в выполнении профессиональных ролей, материальной независимости, формирования широкого круга социальных связей, появления и удовлетворение интересов вне рамок профессиональной деятельности. Другими словами, это пора постановки четких и точных целей, позволяющих добиться стабильности в личной жизни и высоких результатов на профессиональном поприще. Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило, достижением пика в должностном статусе, а также некоторым снижением социальной активности.
В предпенсионный период жизни происходит снижение физических и умственных функций. В основной области труда наблюдается спад профессиональных притязаний и происходят существенные изменения всей мотивационной сферы в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни. Считается, что это период наиболее благоприятный для занятия наиболее видного положения в своем социальном кругу. Это общее представление о периодизации жизни взрослого человека дополнено в теории структуры жизни Д.Дж. Левинсона и коллег, где выделяется серий периодов или фаз, которые определяют порядок развития взрослого человека. Развитие охватывает последовательность эр (до-взрослости – 0-22 лет, ранней взрослости – 17-45 лет, средней взрослости – 40-65 лет, поздней взрослости– 60 лет и старше), которые частично совпадают в психобиосоциальных переходах, означающие временной интервал (пять лет) перехода личности в «новую эру»: в 17-22 – переход к ранней взрослости, 40-45 лет – переход к средней взрослости, 60-65 лет – переход к поздней взрослости. Таким образом, периоды или фазы являются стабильными или переходными. Хотя каждая фаза включает биологическую, психологическую и социальную адаптацию, семья и работа рассматриваются как основные в структуре жизни в любое время, и индивидуальное развитие переплетается с изменениями в этих ролях (см. рис. 1). Рис. 1. Схематичное изображение развития взрослого человека Источник: Gross R. The Science of Mind and Behaviour (3td edition). – London: Hodder & Stroughton, 1996. Переход ранней взрослости (17-22 года) представляет собой развитие между юношеским возрастом и взрослостью. Как правило, в этом периоде важны две составляющие: отделение (сепарация) и планирование дальнейшей жизни. Экстернальное отделение заключается в уходе или отъезде из дома, появлении финансовой независимости, социальных ролей, ответственности. Интернальное отделение проявляется в психологической дистанции от семьи и родителей, меньшей эмоциональной зависимостью от них и большем установлении различий между «Я» и родительской семьей. Несмотря на такое отделение, этот процесс никогда не завершается и длится всю жизнь. Переход средней взрослости (40-45 лет) означает завершение одной жизненной фазы и начало другой. Это время поиска смысла жизни, возникновения множества вопросов, на которые человек пытается найти ответы, оценки реальных достижений и свершений жизни. Переход поздней взрослости (60-65 лет) означает изменения физического состояния и приобретение нового статуса в связи с выходом на пенсию. В середине шестидесяти лет человек должен прийти к согласию с фактом, что он больше не играет первую роль в семье и на работе. Это не значит, что ему следует избегать обязанностей по отношению к семье, друзьям. При этом он должен прийти к принятию своего прошлого.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.005 с.) |