Проблема развития личности в зрелом возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема развития личности в зрелом возрасте



Развитие личности

В отношении индивидуального развития человека под углом зрения диалектики природных и социокультурных составляющих существуют две точек зрения. Согласно одной из них, развитие личности, ее социализация происходят до периода зрелости (Н.В. Андреенкова, Т. Шибутани). По мнению ряда психологов, прекращение собственно развития сопровождается простым изменением отдельных психологических характеристик.

Согласно другой точке зрения, социализация и развитие длятся всю жизнь (Б.Г. Ананьев, А.И. Анцыферова, И.С. Кон, К.К. Платонов). Исходя из этого, исследователи обращаются к проблеме свободного и необходимого выбора личностью своего жизненного пути, места в жизни. Лишь овладевая необходимыми способами деятельности и системой нравственных норм и ценностей, человек определяет себя как ответственный субъект и неповторимую личность.

Особое значение занимает в отечественной научной литературе понятие ответственности, которая рассматривается как главный признак зрелости. Осознание своей ответственности и стремление к ней характеризует личность с точки зрения выполнения ею определенных социальных или нравственных требований. Ответственность – это необходимость отвечать за свои действия или поступки, когда индивид сам есть источник действия и полностью осознает их возможный исход. Основными компонентами ответственности считаются наличие способности к собственному суждению и умение выбирать линию поведения (А.В. Толстых). Взрослый человек, в отличие от юноши, не зависит от родителей, он должен сам обеспечивать свое существование, делать порой сложные выборы и жизнеопределяющие выборы.

Под ответственностью понимается способность к собственному обоснованному суждению и умение отвечать за результаты как в случае благоприятного, так и неблагоприятного исхода. Эти две характеристики можно считать признаком развитой человеческой индивидуальности. Недостаточно зрелые индивиды не просто не умеют, а боятся идти своим путем, особенно вопреки мнению окружающих. Они боятся ошибок, возможных неудач. И наоборот, психологически зрелым людям доставляет удовольствие думать, принимать решения, пробовать свои силы в разных областях, учитывать и исправлять ошибки, и тем самым подниматься на новый, более высокий уровень развития (Л.Б. Волынская).

Взрослость характеризуется как способность построения особых, децентрированных, диалогических отношений с другими людьми, зрелыми межличностными отношениями, способностью к контактам и принятию другого, умением входить в общение. В межличностной сфере существенным критерием зрелости выступает «паритетность», умение распределять ответственность.

В зрелом возрасте происходит стабилизация не только психосоматических функций, но и всего жизненного уклада индивида и его личностных особенностей. Изменения ценностей и ценностных ориентаций мало вероятны в этот период. Лонгитюдные и срезовые исследования не обнаруживают значимых вариаций в степени жизненной удовлетворенности; они показывают, что в группе лиц зрелого возраста преобладают ценности профессиональной самореализации (интересная работа, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь) и личные ценности (здоровье, жизненная мудрость, любовь, общественное признание) (А.И. Тащева). Все это позволяет рассматривать зрелость в качестве интервала относительной стабильности и «жизни настоящим».

Кризисы зрелого возраста

Одной из центральных проблем концепции зрелости является проблема кризиса середины жизни, возможного при осознании того, что жизненные планы и мечты молодости не осуществились. Кризис рассматривается как критический период, определяющий стадию развития зрелой личности. Даже при успешном положении дел у человека могут возникнуть опасения, что он не успеет сделать то, что считает нужным. Такой кризис – не редкость не только у людей творческих профессий.

Выход из кризиса середины жизни возможет путем перестройки своей личности в соответствии с изменяющимся положением и обстоятельствами. По мнению американского психолога А. Маслоу, самоактуализация как достижение совершенства в профессии, семье и обществе требует устранения личных недостатков, жажды самосовершенствования. Самоактуализирующиеся люди стараются быть лучшими родителями, в выбранной профессии стремятся достичь высшего уровня компетентности, в отношениях с другими – быть преданными друзьями, неравнодушными гражданами, достойными партнерами. В концепции Маслоу нет никаких возрастных ограничений.

Близка к этой точке зрения и позиция психолога Э. Эриксона, который связывает преодоление кризиса с сохранением чувства генеративности, или неуспокоенности. Генеративность – очень широкое понятие, охватывающее как родительские отношения, так и творчество, продуктивность, под которыми подразумевают компетентность в той или иной области, способность внести в нее свой вклад. С его точки зрения, зрелому человеку необходимо ощущать себя частью человечества, находить точки соприкосновения своих интересов с интересами других. В противном случае человек погружается в стагнацию, застой. По мнению Э. Эриксона, кризис связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок, допущенных в прошлом, а также с оценкой своих возможностей реализоваться в остающийся отрезок жизни. Оценка такого расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные и эмоционально-тягостные тона.

Переживание жизненных кризисов и событий своей жизни некоторые авторы связывают с особенностями познавательной сферы субъекта, его образа мира и сложностью внутреннего мира человека (Л.И. Анцыферова; Г.М. Андреева).

В отношении хронологического возраста, когда происходит кризис середины жизни нет общего согласия. Так, одни исследователи считают, что он начинается около 30 лет и переходит в начало следующего десятилетия (П. Массен, Дж. Конгер и др.). Главной характеристикой является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. К главным проблемам авторы относят убывание физических сил и привлекательности, неспособность к эмоциональной отдаче или духовной гибкости. Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку целей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознания ограниченности времени жизни всякого человека. Супруг, друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное «Я» все больше лишается своего исключительного положения. Отмечается отчетливая тенденция довольствоваться тем, что есть, чувствовать свое собственное положение вполне приличным. Эти изменения определяют собой следующую стадию развития личности, период новой стабильности.

Другие авторы указывают иной временной интервал. Так, Б.С. Братусь считает, что наиболее существенны переживания, связанные с изменением физиологического состояния в 40-50 лет. В качестве оснований выдвигаются аргументы того, что данный возрастной период характеризуется резкими физиологическими и психологическими изменениями, что и представляют собой возрастной кризис. В это время происходит перестройка смысловых структур сознания и переориентация на новые жизненные задачи, ведущие к изменению системы отношений, что оказывает глубокое влияние на дальнейшее развитие личности.

В рассмотренной вышетеории структуры жизни Левинсона с коллегами кризис середины жизни приходится на возраст 40-45 лет, т.е. это психобиосоциальный переход от ранней взрослости к поздней взрослости. Согласно этой теории, кризис середины жизни является неизбежным и необходимым и определяет развитие взрослых индивидов, страдающих от временной депрессии, неуверенности, сексуальной неопределенности и сомнений в отношении будущего, что и приводит людей к радикальным изменениям образа жизни.

Третья группа авторов применяют концепцию кризиса середины жизни применительно к тем людям, чьи дети выросли, а возраст приближается к 50-55 годам (R. Tredre). Они отказываются от хорошо оплачиваемой работы, дающей определенную безопасность, уважение, и переезжают в малые города или деревни в поиске более мирной и спокойной жизни и в общем лучшего качества жизни. Возможные причины такого изменения в образе жизни связаны с сопротивлением урбанизации, преступности и другим негативным явлениям, свойственным крупным мегаполисам.

В общем мнения авторов сходятся в том, что главной характеристикой кризиса является расхождение между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования.

Точно также среди исследователей нет согласия в отношении неизбежности и необходимости кризиса. Чаще всего кризис испытывают те, кто имеет низкую самооценку, которая зависит от личностных факторов. Некоторые исследования не выявляют кризиса середины жизни.

 

Контрольные вопросы к лекции № 12

1. Каковы возрастные границы периода зрелости?

2. В чем специфика отдельных этапов периода зрелости?

3. Какие кризисы сопутствуют периоду зрелости?

4. В чем заключаются особенности социальной ситуации и ведущей деятельности в период зрелости?

5. Какие изменения происходят в когнитивной сфере в период зрелости?

6. Какие возрастные задачи стоят перед человеком в период зрелости?

7. Чем характеризуется идентичность взрослого человека?

8. Какие психологические новообразования формируются в период зрелости?

9. Каковы закономерности протекания нормативного кризиса зрелости?

10. Каковы причины и способы разрешения кризиса середины жизни?

Литература к лекции № 12

1. Возрастная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / [Т.Д.Марцинковская и др.]; под ред. Т.Д.Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

3. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ.высш.учеб. заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.012 с.)