Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование универсальных учебных действий младших школьников при реализации метода проектов
Как отмечают А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, в ходе освоения основной образовательной программы начального образования школьники должны овладеть четырьмя блоками универсальных учебных действий: «Личностные универсальные действия; Регулятивные универсальные действия; Познавательные универсальные действия; Коммуникативные универсальные действия» (см. рис.1) [1]. Рис. 1. Система универсальных учебных действий «Личностные универсальные действия: - жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; - действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях» [1]. Регулятивные универсальные действия, это действия обеспечивающие организацию учебной деятельности, включают в себя: - целеполагание как постановку учебной задачи; - планирование – нахождение промежуточных целей до главной цели; - разработка плана действий; - прогнозирование – предвидение конечного результата: уровень усвоения, временные характеристики; - контроль – сравнение результата с представляемым эталоном, способов действия, нахождение различий и выявление их причин; - коррекция – внесение дополнений или изменений в план действий при выявлении расхождения с эталоном; - оценка – определение и осознание школьниками усвоенных знаний и умений, уровня качества этих знаний, необходимости в новых знаниях умениях; - волевая саморегуляция – умение организовать себя и свою деятельность волевыми усилиями. «В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем» [1]. «В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)» [1].
«Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми».
Коммуникативные действия включают в себя: - определение плана учебного сотрудничества с педагогом и одноклассниками, включающего цель, распределение обязанностей, способы взаимодействия; - взаимопомощь и сотрудничество в поиске и сборе информации; - при возникновении конфликтных ситуаций умение найти из неё выход: определение проблемы, нахождение и выбор способа решения конфликта, выбор решения и его осуществление; - управление поведением партнёра заключается в осуществлении контроля, коррекции и оценки действий партнёра; - точное и полное выражение мыслей, которые соответствуют задачам и условиям коммуникации; - владение монологом и диалогом, грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют: – готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) – пусть пока при помощи учителя и родителей; – готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости); – владение коммуникативными навыками, толерантностью; – умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач. По мнению Н.В. Ивановой для успешной организации проектной деятельности должны быть выработаны следующие коммуникативные умения: · «умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю при дефиците информации); · умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации); · умение выражать точку зрения (формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать); · умение договариваться (выбирать самое верное, рациональное решение)». В процессе проектной деятельности вырабатываются умения: · адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; · обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное; · выделять недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания; · переносить известные школьнику знания и навыки, варианты решения, приёмы общения в условия новой ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее конкретных условий; · находить решения коммуникативной ситуации из комбинации уже известных школьнику идей, знаний, навыков, приёмов; · создавать новые способы и конструировать новые приёмы для решения конкретной коммуникативной ситуации. Формирование указанных УУД и умений школьников может осуществляться при организации проектов различных видов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.210 (0.01 с.) |