Формирование универсальных учебных действий младших школьников при реализации метода проектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование универсальных учебных действий младших школьников при реализации метода проектов



 

Как отмечают А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, в ходе освоения основной образовательной программы начального образования школьники должны овладеть четырьмя блоками универсальных учебных действий:

«Личностные универсальные действия;

Регулятивные универсальные действия;

Познавательные универсальные действия;

Коммуникативные универсальные действия» (см. рис.1) [1].

Рис. 1. Система универсальных учебных действий

«Личностные универсальные действия:

- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

- действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях» [1].

Регулятивные универсальные действия, это действия обеспечивающие организацию учебной деятельности, включают в себя:

- целеполагание как постановку учебной задачи;

- планирование – нахождение промежуточных целей до главной цели;

- разработка плана действий;

- прогнозирование – предвидение конечного результата: уровень усвоения, временные характеристики;

- контроль – сравнение результата с представляемым эталоном, способов действия, нахождение различий и выявление их причин;

- коррекция – внесение дополнений или изменений в план действий при выявлении расхождения с эталоном;

- оценка – определение и осознание школьниками усвоенных знаний и умений, уровня качества этих знаний, необходимости в новых знаниях умениях;

- волевая саморегуляция – умение организовать себя и свою деятельность волевыми усилиями.

«В блоке познавательных универсальных действий выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем» [1].

«В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)» [1].

«Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми».

Коммуникативные действия включают в себя:

- определение плана учебного сотрудничества с педагогом и одноклассниками, включающего цель, распределение обязанностей, способы взаимодействия;

- взаимопомощь и сотрудничество в поиске и сборе информации;

- при возникновении конфликтных ситуаций умение найти из неё выход: определение проблемы, нахождение и выбор способа решения конфликта, выбор решения и его осуществление;

- управление поведением партнёра заключается в осуществлении контроля, коррекции и оценки действий партнёра;

- точное и полное выражение мыслей, которые соответствуют задачам и условиям коммуникации;

- владение монологом и диалогом, грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Участвуя в проектной деятельности, младшие школьники демонстрируют:

– готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения) –  пусть пока при помощи учителя и родителей;

– готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);

– владение коммуникативными навыками, толерантностью;

– умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

По мнению Н.В. Ивановой для успешной организации проектной деятельности должны быть выработаны следующие коммуникативные умения:

· «умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю при дефиците информации);

· умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации);

· умение выражать точку зрения (формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);

· умение договариваться (выбирать самое верное, рациональное решение)».

В процессе проектной деятельности вырабатываются умения:

· адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

· обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

· выделять недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания;

· переносить известные школьнику знания и навыки, варианты решения, приёмы общения в условия новой ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее конкретных условий;

· находить решения коммуникативной ситуации из комбинации уже известных школьнику идей, знаний, навыков, приёмов;

· создавать новые способы и конструировать новые приёмы для решения конкретной коммуникативной ситуации.

    Формирование указанных УУД и умений школьников может осуществляться при организации проектов различных видов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.112.210 (0.01 с.)