Закрепление знания приёма и выработка вычислительного навыка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закрепление знания приёма и выработка вычислительного навыка



На этом этапе учителю важно предусмотреть ряд стадий становления у детей вычислительных навыков:

на первой стадии закрепляется знание приёма: учащиеся самостоятельно выполняют все операции, составляющие его, комментируя каждое действие вслух и одновременно производя развёрнутую запись, т. е. ученики выполняют самостоятельно то, что на предыдущем этапе делали под руководством учителя;

на второй стадии происходит частичное свёртывание выполнения операций: учащиеся про себя выделяют их, обосновывают выбор и порядок работы, вслух же проговаривают выполнение основных действий, т. е. промежуточных вычислений. Развёрнутая запись при этом не делается. Сначала комментарий ведётся под руководством учителя, а затем самостоятельно. Проговаривание вслух помогает выделить и подчеркнуть основные операции, а выполнение про себя вспомогательных действий способствует их свёртыванию;

на третьей стадии происходит полное свёртывание выполнения операции: учащиеся про себя выделяют и выполняют все действия, т. е. происходит свёртывание основных операций;

на четвертой стадии наступает предельное свёртывание выполнения операций: учащиеся производят все действия в свёрнутом виде, предельно быстро, т. е. овладевают вычислительными навыками. Это достигается в результате выполнения достаточного числа тренировочных упражнений.

На всех стадиях формирования вычислительного навыка решающую роль играют упражнения на применение вычислительных приёмов, причём содержание упражнений должно подчиняться целям, которые ставятся на соответствующих стадиях.

Названные стадии не имеют чётких границ: одна постепенно переходит в другую. Необходимо иметь в виду, что свёртывание выполнения операций не у всех учащихся происходит одновременно, поэтому важно время от времени возвращаться к полному объяснению и развёрнутой записи. Продолжительность каждой стадии определяется сложностью приёма, подготовленностью учащихся и поставленными целями.

 Младших школьников необходимо научить выполнять следующие устные вычисления:

- складывать и умножать однозначные числа;

- прибавлять к двузначному числу однозначное число (12 + 4; 85 + 8);

- вычитать из однозначного числа или двузначного однозначное число(8 – 3; 12 – 7);

- складывать несколько однозначных чисел (6 + 7 + 8);

- складывать и вычитать двузначные числа (32 +24; 50 – 24);

- складывать и вычитать разрядные числа;

- делить однозначное или двузначное число на однозначное число.

Беглость вычислений и правильностьполученных результатов можно проверить с помощью арифметического диктанта, содержащего 15-20 простых выражений. Учитель однократно читает выражения, а учащиеся записывают только ответы. Задания для математического диктанта можно подобрать с учётом возраста учащихся и пройденного материала. За работу выставляются отметки в соответствии со следующими рекомендациями: «5» – 0 ошибок; «4» – 1 ошибка; «3» – 2 - 3 ошибки; «2» – 4 ошибки и более.

Для проверки правильности и осознанности выбора вычислительных операций, приводящих к искомому результату, можно предложить выполнить письменно самостоятельную работу, в которой рассуждения фиксируются подробно: 15 + 17 = 15 + (10 + 7) = (15 + 10) + 7 = 25 + 7 = 25 + (5 + 2) = (25 + 5) + 2 = 30 + 2 = 32 или провести устную контрольную проверку, когда учащиеся находят значение выражения, рассуждая вслух.

Для проверки рациональности вычислительных навыков учащимся можно предложить найти значение выражения разными способами и указать из них самый удобный: 28 + 36; 7 · 8 + 7 · 2; (1924 + 256) + 1744.

Для проверки прочности навыка рекомендуется в конце учебного года провести самостоятельную работу и включить в неё все вычислительные приёмы, определённые программой. Аналогичный контроль следует провести в начале следующего года. Сравнение результатов работ позволит судить о прочности усвоения вычислительных приёмов.

Результаты проверки уровня сформированности вычислительного навыка можно оформить в таблице.

    Таблица 2

п\п

ФИО

Уч-ся



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.166.122 (0.005 с.)