Приёмы формирования мотивации младшего школьника к учебной деятельности через организацию учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приёмы формирования мотивации младшего школьника к учебной деятельности через организацию учебной деятельности



 

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших школьников к учебной деятельности является создание ситуаций успеха, которые развивают у младших школьников познавательные интересы, позволяют ученикам почувствовать удовлетворение от учебной деятельности.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

1. Снятие страха («Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили»).

2. Авансирование успешного результата («У вас обязательно получится”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате»).

3. Скрытое инструктирование младшего школьника в способах и формах совершения деятельности («Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..»).

4. Внесение мотива («Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»).

5. Персональная исключительность («Только тебе я и могу доверить…». «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»).

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение («Нам уже не терпится начать работу…». «Так хочется поскорее увидеть…»)

7. Высокая оценка детали («Больше всего мне в твоей работе понравилось…». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы»).

Повышению учебно-познавательной мотивации младших школьников также будут способствовать дифференцированные задания.

Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения. В основе дифференцированного обучения лежит создание разноуровневых групп учащихся с определённой целью. Для каждой группы педагогом подбирается то содержание обучения, которое соответствует уровню обученности и потребностям младших школьников. Создание подобных групп может быть на этапе изучения нового материала, закрепления и применения усвоенных знаний.

Разноуровневым может быть и домашнее задание. Можно предложить три уровня сложности домашнего задания:

- обязательный минимум – задание должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику;

- тренировочный – задание выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

- творческий - домашнее задание данного уровня зависит от темы урока и подготовленности класса. Обычно оно выполняет на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк (сочинить сказку, составить кроссворд, кроссенс, плакаты – опорные сигналы и др.).

Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий, добровольные (по ликвидации пробелов в знаниях), их можно выполнять самостоятельно и с родителями. Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.

Разноуровневым может быть контроль и проверка знаний.

Примером, осуществления разноуровнего контроля является создание групп учащихся, каждая из которых выполняет проверочную работу, соответствующую уровню обученности ее членов. Обязательной для выполнения является та часть заданий, которая опирается на программные требования к уровню обучающихся. Задания, выполненные сверх обязательного минимума, оценивается учителем отдельно.

Ещё одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания (выбор содержания домашнего задания), методов (с помощью учителя или самостоятельно) и форм обучения (индивидуально, в паре, в группе). Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем учащимся объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.

Например, рассмотрим организацию работы с младшими школьниками по вариантам на примере следующей задачи: В 3 классе учатся 9 мальчиков и девочки, которых в 2 раза больше, чем мальчиков. При этом у каждой девочки по 5 учебников, а всего учебников - 144. Сколько учебников у каждого мальчика класса?

Первые три варианта предусмотрены для учащихся с низким уровнем развития познавательной самостоятельности.

    Вариант № 1.

    Краткая запись задачи дана в виде таблицы:

 

Учебников у 1 ученика

Количество учеников

Всего учебников

Мальчики

?

9

 

         144

Девочки

5

?, в 2 раза больше

    Реши задачу, используя приведённые объяснения для каждого действия:

1) 9 * _ = (уч.) – девочки.

2) _ * _ = (уч.) – у девочек.

3) _ - _ = (уч.) – у всех мальчиков.

4) _: _ = (уч.) - у 1 мальчика.

    Вариант № 2.

Краткая запись задачи даётся в виде таблицы, как и в варианте № 1:

Реши задачу, используя подсказку:

1) _ * _ =  

2) _ * _ = 

3) _ - _ = 

4) _: _ =  

    Вариант №3.

    Краткая запись задачи также представлена в виде таблицы.

Реши задачу, используя подсказку:

1) _ * _ =

2) ………………….

3) ………………….

4) ………………….

    Следующие два варианта помогут в развитии познавательной самостоятельности младшим школьникам со средним уровнем развития познавательной самостоятельности.

    Вариант № 4.

    В 3 классе учатся 9 мальчиков и девочки, которых в 2 раза больше, чем мальчиков. При этом у каждой девочки по 5 учебников, а всего учебников - 144. Сколько учебников у каждого мальчика класса? Составь краткую запись задачи и реши её, начав решение с нахождения количества девочек.

    Вариант № 5.

    Предлагается условие задачи.

Дано первое действие решения задачи:

1) 9 * 2 = 18 (уч.) – девочки.

Продолжи решение.

    Для учеников с высоким уровнем самостоятельности разработаны 6 и 7 варианты.

    Вариант № 6.

    Как и в предыдущих вариантах предлагается условие задачи.

Подумай, на какой вопрос задачи мы ответили следующим выражением:

1) 9 * 2 = 18 ()

Продолжи решение.

    Вариант № 7.

Предполагает полностью самостоятельное решение задачи учеником.

Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.

Формированию мотивации младших школьников к учебной деятельности, на наш взгляд, способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения.

Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые в педагогической деятельности могут быть следующими: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах (тройках, четверках), работа в группах (5-7 человек), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).

Например, при изучении числа и цифры 6 учитель вместе с младшими школьниками вспоминает название континентов. Затем, с целью узнать, какое же животное обитает на самом жарком континенте Австралии, учитель предлагает выполнить работу в паре. На листочке предлагаются задания следующего содержания:

I в.                                                   II в.

х + 20 = 30                                   9 – х = 4

20 – Волк              7 – Дельфин           15 – Коала

Учащимся необходимо по вариантам каждому решить своё уравнение, затем, найдя сумму корней вместе с соседом, определить, какое же животное обитает в Австралии (10 + 5 = 15). Ответ: коала.

Задания для выполнения в паре могут быть как одинаковыми для всего класса или ряда, так и различными. 

Приведем другой пример: класс делится на 5 групп по 6 человек в группе, причем рассажены младшие школьники по парам. Каждой из групп на листке бумаги предлагается решить текстовую задачу, состоящую из трех арифметических действий. Первая пара определяется с первым действием в задаче, записывает его и передает листок следующей паре, которая записывает второе действие задачи, и передает последней паре. Последняя пара записывает последнее действие задачи, ответ и отдает учителю. Оценивается скорость и правильность выполнения задания каждой группой.

К повышению мотивации учения приводят и наблюдения за чужой деятельностью, привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений.

****

Перечисленные выше приёмы формирования мотивации младшего школьникапобуждают все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции от новых более «взрослых» форм работы, от новых типов взаимоотношений с учителем, создают атмосферу непринуждённости и раскованности школьников на уроках, активизируют процессы целеполагания, когда школьники не боятся ставить самостоятельные цели. Но только грамотный выбор методов и приёмов, их обоснованное сочетание, учёт методических особенностей использования смогут способствовать формированию учебной мотивации младших школьников.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы требования Стандарта к формированию мотивации младших школьников к учебной деятельности? Аргументируйте свой ответ.

2. Приведите примеры использования приёмов формирования мотивации младшего школьника к учебной деятельности на уроках математики через содержание учебного материала (не менее трёх).

3. Приведите примеры использования приёмов формирования мотивации младшего школьника к учебной деятельности через организацию учебной деятельности (не менее трёх).

4. Видите ли Вы необходимость предлагать учащимся домашнее задание по математике разного уровня сложности? Почему?

5. Использование каких коллективных форм учебной работы на уроках математики является наиболее продуктивным?

6. Какие формы коллективной учебной работы Вы используете наиболее часто в своей работе? Аргументируйте свой ответ. 

 

Литература

1. Александрова Э.И. Математика 1 класс / Э. И. Александрова –  Учебник. В 2-х книгах. – М.: Вита-Пресс, 160 с.

2. Иванова Н.А., Бахтина О.В. Формирование мотивации к учебной деятельности у младших школьников / Н.А. Иванова, О.В. Бахтина. – Известия ВГПУ № 1 (270). – Воронеж, Изд-во ВГПУ, 2016. – С.21-25.

3. Кроссенс как инновационный приём обучения – URL: http://www. infourok.ru / (30.01.2016)

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова, А.Т. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.

5. Матюхина М.В. Мотивация учения у младших школьников / М.В. Матюхина. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.

6. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – Москва: Политическая литература, 1982. – 270 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – http://mon.gov.ru/files/materials/7195/373.pdf



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.024 с.)