Схема 2.1. Структура учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема 2.1. Структура учебной деятельности



Самоопре-деление
Пробное действие
Затруд-нение
Реализация проекта
Само-контроль
Само-оценка
Исследо-вание
Критика
Проект

 

 


Любая деятельность характеризуется наличием цели, личностно значимой для человека, осуществляющего эту деятельность, и побуждается различными потребностями и интересами (мотивами). Учебная деятельность может возникнуть лишь тогда, когда цель обучения личностно значима для ученика, «присвоена» им. Поэтому первым необходимым элементом учебной деятельности является самоопределение к деятельности.

Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, необходимо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание (осуществляется пробное действие, цель которого – попробовать найти и обосновать новый способ), которое они не могут решить известными способами (возникает затруднение), и тогда они вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Зафиксировав затруднение, надо остановиться, подумать, проанализировать, как ты выполнял свое действие, и в каком месте возникло затруднение (исследование), понять, по какой причине оно возникло (критика), поставить перед собой цель – устранить причину затруднения и затем выбрать способ действий в новой ситуации (проект).

Задача учителя заключается в том, что, предлагая систему специальных вопросов и заданий, он подводит учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями.

Следующим необходимым компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля (сопоставление результата с целью) и самооценки (определение того, достигнута ли цель и в какой степени ), когда ребёнок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперёд. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребёнка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания. Все эти этапы учебной деятельности необходимо проводить в системе, в комплексе.

При регулярном включении ребёнка в учебную деятельность у него формируется весь комплекс деятельностных способностей, переносимых затем в любую деятельность. К ним относятся способности к самоанализу, самовоспитанию, готовность к саморазвитию – «умение учиться».

Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися.

Типология уроков деятельностной направленности

В дидактической системе деятельностного метода выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:

ü уроки «открытия» нового знания;

ü уроки рефлексии;

ü урок общеметодологической направленности (построения системы знаний);

ü уроки развивающего контроля [7, С.7].

Рассмотрим их подробнее.

Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование у учащихся умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.).

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в нее новых элементов.

Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: формирование умения применять изученные понятия, алгоритмы и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.008 с.)