Системно-деятельностный подход в обучении математике младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системно-деятельностный подход в обучении математике младших школьников



Отметим ещё раз, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который позволяет создать условия для достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности в начальной школе.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. с целью разрешить противоречие между двумя подходами отечественной науки: системным (Б. Г. Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.) и деятельностным (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

Под понятием «система» понимается совокупность элементов, находящихся в «отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» [5].

Деятельность – это целеустремлённая активность, реализующая потребности субъекта [2].  

Системно-деятельностный подход в образовании вносит существенные изменения в его содержание. Содержание образования «определяется не только традиционной предметной составляющей, отражающей систему взглядов, идей, теорий, ключевых понятий и методов базовых наук, но и дополняется «деятельностной» составляющей, отражающей представления о структуре учебной деятельности на разных этапах обучения и при разных формах – индивидуальной или совместной – ее организации» [4].

В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.

Деятельность соотносится со многими психическими процессами (восприятие, память, мышление и др.).

Ведущим видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность.

Учебная деятельность по Д.Б. Эльконину – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщёнными способами действий в сфере научных понятий [9].  

«Структура учебной деятельности включает следующие компоненты:

1) мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребёнка учиться, придаёт учебной деятельности смысл;

2) учебная задача, то есть система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действий;

3) учебные действия - действия, с помощью которых усваивается учебная задача, то есть все действия, которые ученик делает на уроке;

4) действия контроля – действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;

5) действия оценки – действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи» [9].

Д.Б. Эльконин сформулировал следующий подход к учебной деятельности, согласно которому «Основной единицей (клеточкой) учебной деятельности является учебная задача... Основное отличие учебной задачи от всяких других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект» [9, С.12-13].   

В методике обучения математике деятельностный подход был применен в исследованиях А.А. Столяр, который отмечал, что «технология деятельностного подхода не есть предписание алгоритмического типа, наоборот, она открывает широкие возможности для творческого поиска учителя и развития творческих способностей учащихся» [7, С.49].   Сущность деятельностного подхода в обучении математике заключается в обучении учащихся «деятельности по приобретению математических знаний, способам рассуждений, применяемых в математике; создание педагогических ситуаций, стимулирующих самостоятельные открытия учащимися математических фактов, их доказательств, решений задач»[7, С.53].  Реализация деятельностного подхода на уроке приводит к изменению позиций учителя и ученика на уроке.Учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание и освоение мира (в специально организованных для этого условиях).

В таблице 1.1. приведены компоненты учебной деятельности и соответствующие каждому компоненту вопросы обучающихся.        

Таблица 1.1. Компоненты учебной деятельности: позиции учителя и ученика

Компоненты учебной деятельности (позиция учителя) Вопросы, на которые отвечает ученик (позиция ученика)
Мотив деятельности "Зачем я это изучаю?"
Постановка учебной задачи, ее принятие учащимися "Каковы мои успехи и что у меня не получается?"
Обсуждение способа действий при решении учебной задачи "Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?"
Осуществление действий "Правильно ли я решаю эту задачу?"
Соотнесение полученного результата с целью (эталоном, образцом) "Выполнил ли я правильно поставленную учебную задачу?"
Оценка процесса и результата "Какая учебная задача стоит передо мной?"

 

Методические аспекты реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики мы рассмотрим в следующем параграфе.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Перечислите основные документы, лежащие в основе деятельности учителя начальных классов.

2. Каковы отличительные особенности ФГОС НОО?

3. Какова цель образования согласно Стандарту?

4. Какие требования предъявляет Стандарт к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования?

5. Познакомьтесь с Примерной основной образовательной программой начального общего образования (в редакции № 3/15 от 28.10.2015). Какова структура примерной программы по математике? Перечислите основные дидактические линии, подлежащие изучению на уроках математики в начальной школе. Приведите примеры планируемых предметных результатов, обозначив уровень освоения учебного материала.

6. Раскройте содержание понятие «системно-деятельностный подход».

7. Дайте определение учебной деятельности и соотнесите ее компоненты с этапами урока в начальной школе.

 

Литература

1. Бахтина О.В., Иванова Н.А. Особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования /Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении. Выпуск 5: сборник научных статей / [под ред. И.Ф. Бережной]; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2011. – С. 71-76.

2. Большая психологическая энциклопедия – http://psychology.academic.ru/554 (23.02.2017)

3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я Данилюк и др. – М.: «Просвещение», 2011. – 23 с.

4. Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов // Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010.

5. Краткий словарь философских терминов - http://nenuda.ru›краткий-словарь-философских-терминов.html (23.02.2017).

6. [Начальная школа ХХI века. - https://refdb.ru/look/1207765.html]

7. Столяр А.А. Педагогика математики. / Столяр А.А. – Минск, Вышейшая школа, 1986. – 414 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – http://mon.gov.ru/files/materials/7195/373.pdf

9. Э льконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. – В кн.: Вопросы психологии обучения и воспитания / Под ред. Г.С. Костюка, П.Р. Чаматы. Киев, 1961. – 296 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.007 с.)