Тема 1. Системно-деятельностный подход в преподавании математики в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Системно-деятельностный подход в преподавании математики в начальной школе



1.1 Особенности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (ФГОС НОО)

Профессиональная деятельность современного учителя начального общего образования регламентируется рядом нормативных документов. Остановимся подробнее на положениях ФГОС НОО.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ФГОС НООО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС НОО призван изменить систему обучения, научить школьников учиться.

Современный уровень образования, представленный в ФГОС НОО, предъявляет высокие требования, как к обучающимся, так и к педагогам. Чтобы образование было современным и прогрессивным, оно должно включать в себя развитие таких навыков, которые пригодятся не только в решении определённой, узкой задачи, а позволяло бы применить его для решения других, более общих задач.

«Качество образования на современном этапе понимается как уровень достижения специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не ради знаний, хранящихся в голове ученика «до востребования», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».

Анализ текста документа (ФГОС НОО) позволяет выделить основные положения:

1. «ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

2. ФГОС НОО отличается своим содержанием. Одним из главных новшеств можно отметить изменение структуры Стандарта, включающей «три группы требований:

-требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

-требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

-требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования».

Ведущими из триады требований являются требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые предполагают не только получение знаний, но и формирование умения эти знания применять. Именно умение применять знания, способность ориентироваться в любой ситуации оценивается как результат образования.

3. ФГОС НОО имеет методологическое основание, заложенное в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая «представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия образовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» [3, С.6].

4. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

5. В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результат образования, где «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель образования» [8].

 «Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают конкретные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов».

«Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности».

«Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями».

«Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира».

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны уровни требований к усвоению знаний. Они формулируются в блоках для каждой учебной программы «выпускник научится...», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться...», что не подлежит итоговому оцениванию.

Под универсальными учебными действиями (УУД) понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», т.е. способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Авторы рассматривают универсальные учебные действия как обеспечение возможностей обучающихся самостоятельно действовать при получении образования. В Стандарте представлены четыре вида универсальных учебных действий: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.

Под  «личностными универсальными учебными действиями понимаются жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению, знание моральных норм, умение выделить нравственных аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях» [8].

Личностные результаты обучающихся (ценностные ориентации; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.) не подлежат итоговой оценке. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

«Регулятивные универсальные учебные действия включают действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция» [8].

«Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; уме­ние слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми» [8].  

Познавательные универсальные учебные «действия включают: общеучебные действия (самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели; поиск и выделение необходимой информации примене­ние методов информационного поиска; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого выска­зывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности и др.), а также логические учебные действия (анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, представ­ление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование). Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера» [8].  

Важным элементом формирования УУД на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентирование младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов указывается как наиболее естественный способ формирования УУД.

6. ФГОС НОО учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Стандарт направлен на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одарённых детей и детей с ОВЗ.

7. ФГОС НОО отличается тем, чтов нем предложена новая структура базисного учебного плана, в состав которого включена часть, формируемая участниками образовательного процесса, включая и внеурочную деятельность. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

8. ФГОС НОО отличается расширением функций и круга пользователей стандарта. Стандарт должен быть понятен всем группам пользователей: обучающимся и их родителям, педагогическим работникам и разработчикам авторских программ, учебников, контрольно-измерительных материалов, представителям органов власти и др.

Переход на новый образовательный стандарт актуализирует проблему становления и дальнейшего повышения компетентности учителя начальных классов. Кроме уже привычных функций координатора, помощника, консультанта, тьютора, он должен освоить новые: организовывать совместные, коллективные формы учёной деятельности; быть союзником психолога и социального педагога; уметь выбирать приоритетные образовательные технологии – проектного, исследовательского и рефлексивного обучения; применять иформационно-коммуникационные технологии. Использование указанных технологий решает не только задачи освоения содержания предмета, но и способствует становлению компетентностей обучающихся: информационной, социальной, личностной, коммуникативной, что в полной мере соответствует задачам развития современного образования в условиях новой социально-образовательной ситуации [1].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.44.121 (0.01 с.)