Урок общеметодологической направленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок общеметодологической направленности



Деятельностная цель: формирование умения учащихся систематизировать и обобщать изученное содержание. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий курса (систематизация и обобщение учебного материала). 

4. Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции и рефлексии собственной деятельности. 

Образовательная цель: контроль и самоконтроль усвоения знаний, умений, навыков.

Технология деятельностного метода конкретизируется для уроков разных типов в зависимости от целеполагания.

Наиболее сложным для учителей начальных классов, на наш взгляд, является планирование урока «открытия» нового знания, так как именно от организации учебного процесса по усвоению детьми новых знаний зависит и результаты обучения.

Рассмотрим более подробно структуру урока «открытия» нового знания[7].

Структура урока включает:

Этап 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 минуты). Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 2) выделяется содержательная область («могу»); 3) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Приёмы работы:

· учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

· учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

· девиз, эпиграф (например, «С малой удачи начинается большой успех»).

Этап 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии ( 4-5 минут).Данный этап предполагает подготовку мышления учащихся и организацию осознания ими внутренней потребности к построению нового знания, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировка соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

Этап 3. Выявление места и причины затруднения (3-4 минуты). На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Этот этап самый трудный, как для учителя, так и для учащихся. Необходимо восстановить выполненные операции и зафиксировать вербально и знаково место, где возникло затруднение, соотнести свои действия с используемым способом действий и выявить причину затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Этап 4. Построение проекта выхода из затруднения (7-8 минут) («открытие детьми нового знания). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

1) ставят цель (устранение возникшего затруднения);

2) строят план достижения цели;

3) предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы, модели, учебник);

4) построение плана достижения цели.

Возможны две логические формы развития ситуации выхода из затруднения: метод уточнения и метод дополнения.

Этап 5. Реализация построенного проекта (5-8 минут). На данном этапе необходимо организовать:

1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;

2) зафиксировать преодоление затруднения;

3) уточнение характера нового знания.

Этап 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 минут). Учитель организует усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). Это сопровождается рефлексией того, что делается, как делается и все ли понятно.

Этап 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 минут). Организуется самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, самопроверка на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Этап 8. Включение в систему знаний и повторение (5-8 минут). Педагог организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Этап 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 минуты). Педагог организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Примерные вопросы:

· Какую задачу ставили перед собой в начале урока?

· Удалось ли решить поставленную задачу?

· Каким способом?

· Какие получили результаты?

· Что нужно сделать ещё?

· Где можно применить новые знания?

· Что на уроке у вас хорошо получалось?

· Над чем ещё надо поработать?

 

Приведём пример конспекта урока «открытия» нового знания по математике в 1 классе, на котором реализуется деятельностный метод обучения.

Конспект урока математики

(система Л.В. Занкова, учебник И.И. Аргинской, Е.П. Бененсон,1 класс, часть 2-я, 2012 г.)

Тема: « Угол. Виды углов».

Цели урока: познакомить с новой геометрической фигурой – углом, его образованием, с разными видами углов, способами их получения и соотношениями между ними.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.007 с.)