Распоряжение государственной тайной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распоряжение государственной тайной



Урегулировав отношения, связанные с отнесением сведений к государственной тайне (раздел II), засекречиванием сведений и их носителей (раздел III) и рассекречиванием (раздел IV), Закон совершенно логично определяет нормы, устанавливающие механизмы распоряжения (передачи) сведениями, составляющими государственную тайну (раздел V).

Статья 16 устанавливает, что взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, между органами государственной власти, организациями и учреждениями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, производится с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 Закона находятся эти сведения.

Принцип максимального ограничения доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, в данной норме солидаризуется с принципом отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежности, декларированном в статье 9 Закона.

Однако практическая реализация нормы сопряжена с определенными трудностями. Дело в том, что в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, в ряде случаев сразу несколько ведомств являются полномочными органами по распоряжению одними и теми же сведениями. Например, «сведения, раскрывающие ресурсный потенциал, балансовые запасы в недрах или данные о добыче стратегических видов полезных ископаемых в целом по Российской Федерации и ее субъектам» (п. 48 Перечня) находятся в фондах Минприроды России, Минэкономики России и Роскомнедра. Каждое из них правомочно передать такие сведения без согласования с другими распорядителями. Очевидно, что интересы безопасности государства требуют проведения единой политики в данном вопросе, а следовательно, максимального ограничения числа органов, имеющих право распоряжения теми или иными категориями сведений.

Вторая часть статьи 16 устанавливает, что «органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Их руководители несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну». В данных нормах реализуются еще два основополагающих принципа функционирования системы защиты государственной тайны: принцип персональной ответственности руководителя за обеспечение ее сохранности и принцип создания единого уровня для защиты данных сведений. Если о содержании первых трех принципов уже говорилось, либо они очевидны, то принцип создания единого уровня защиты сведений, составляющих государственную тайну, требует некоторых пояснений. Дело в том, что информация, какой бы она ни была, постоянно находится в движении. Особенно это касается управленческих решений, которые должны своевременно доводиться до управляемых подсистем, а также научных разработок закрытого характера, обмен которыми между заинтересованными субъектами является непременным условием нормального развития науки и техники. Чтобы обеспечить безопасную передачу информации, составляющей государственную тайну, между различными органами и организациями, необходимо установить единые правила доступа к ней, ее хранения, передачи, уничтожения, а также контроль за соблюдением данных правил. В этом и заключается реализация указанного выше принципа.

Статья 17 определяет общий порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ. В условиях рыночной экономики, когда к выполнению оборонного заказа или иных работ, связанных с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, могут привлекаться организации, учреждения разных форм собственности, либо отдельные граждане, регулирование этого механизма должно осуществляться именно на уровне федерального закона. Нормы данной статьи возлагают на заказчика работ обязанность осуществления контроля за эффективностью защиты государственной тайны исполнителем в соответствии с положениями заключенного между ними договора. До передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предполагаемого исполнителя лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска. Применительно к гражданам подразумевается, что они могут привлекаться к выполнению работ в составе разного рода научных и творческих коллективов, формируемых для решения конкретных научно-технических задач или проведения подрядных работ. При этом документы, подтверждающие наличие допуска к государственной тайне, запрашиваются с места работы данного лица.

Организации и учреждения, независимо от их формы собственности, при проведении совместных и иных работ (получении государственных заказов) и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями и организациями договоры об пользовании услугами их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается отметка в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, у обеих договаривающихся сторон.

При нарушении исполнителем в ходе совместных и других работ взятых на себя обязательств по защите государственной тайны, заказчик вправе приостановить выполнение заказа до устранения нарушений, а при повторных нарушениях - поставить вопрос об аннулировании заказа и лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о привлечении виновных лиц к ответственности. При этом материальный ущерб, нанесенный исполнителем государству в лице заказчика, подлежит возмещению в соответствии с действующим законодательством.

Статья 18 определяет общие условия передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам. Решение о передаче сведений принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений. На практике передача сведений другим государствам осуществляется чаще всего в двух вариантах:

а) вместе с изделиями (технологиями), сведения о которых составляют государственную тайну;

б) в результате обмена информацией на межгосударственном уровне.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением). В качестве примера можно привести Соглашение о взаимном обеспечении межгосударственных секретов, заключенное в Минске 22.01.1993 г., в котором под термином «межгосударственные секреты» понимаются «определенные в соответствии с внутренним законодательством Сторон государственные секреты, переданные этими Сторонами в рамках осуществления сотрудничества в порядке, установленном каждой из Сторон, а также секреты, образующиеся в процессе совместных работ». В связи с тем, что в случае разглашения (утраты) таких сведений принимающей стороной затруднена быстрая локализация последствий данного ущерба, а также в связи с тем, что в данном случае затрагиваются интересы не одного, а нескольких государств, к их защите принимаются более строгие меры, чем к защите собственной государственной тайны. В частности, в рамках Соглашения о защите информации между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора (НАТО) от 23.11.1995 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.1997 r.1, которым Министерству обороны, ФСБ, СВР России, ФАПСИ и Гостехкомиссии России предписано создать в центральных аппаратах службы регистрации и контроле документов, которыми обмениваются Российская Федерация и НАТО. Таким образом, механизм обращения с данными

сведениями выделяется из общей системы защиты государственной тайны.

Применительно к документам НАТО аналогичные меры принимаются и другими государствами. В частности, в Наставлении по защите секретной информации в промышленности США для обеспечения дополнительных мер безопасности данной информации предусмотрен отдельный раздел, содержащий нормы конкретных дополнительных ограничений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.005 с.)