Особенности информации как общественного феномена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности информации как общественного феномена



Информация и право

Информационные ресурсы

Одной из основных сфер действия Закона «Об информации» является формирование и использование информационных ресурсов (ИР) на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации.

Статья 4 Закона выделяет следующие принципы установления правового режима ИР:

порядок документирования информации;

установление прав собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

категорирование информации по уровню доступа к ней;

порядок правовой защиты информации.

В данной статье последовательно развивается легитимная основа ИР - они закрепляются в качестве объекта отношений различных субъектов, в качестве объекта защиты на уровне закона в системе других ресурсов страны. Эта норма имеет прямое действие и обязывает всех участников информационных процессов соответствующим образом строить свои отношения (определять обязанности и конкретные права) с учетом специфики данного объекта и уровня защиты его законом.

В вышеизложенной статье институт правового режима применяется к ИР и раскрывается его содержание. Только совокупность четырех составляющих: документирование информации с соблюдением установленного порядка; право собственности определенного субъекта на отдельные документы и массивы документов, на документы и массивы документов в информационных системах; определенность категории информации по доступу к ней; определенность в порядке правовой защиты информации, - обеспечивает все характеристики

правового режима ИР и гарантирует возможность его защиты законом.

Норму о введении ИР в систему других ресурсов страны (часть 1 статьи 4) следует рассматривать как обязывающую тех субъектов, которые ответственны за состояние государственных ИР, информационных ресурсов юридических лиц и граждан.

Важные нормы, конкретизирующие особенности правового статуса отдельных категорий ИР, содержатся в статье 6 Закона «Об информации», например:

а) физические и юридические лица являются собственниками документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования;

б) Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками ИР, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов.

Данные нормы обозначают два крупных сектора собственности: государственный и негосударственный, признавая ИР частью состава имущества соответствующего субъекта правоотношений.

Не менее важными являются нормы части 3 статьи 6, устанавливающие определенные ограничения прав собственности на ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне.

Государство имеет право выкупа документированной информации физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

Государственная тайна - особая категория информации. Такие сведения обладают исключительной ценностью в связи с тем, что они оказывают непосредственное влияние на состояние безопасности Российской Федерации. Поэтому государство не может позволить оставить данную информацию вне сферы своего контроля. Процедура выкупа документированной информации в случае отнесения ее к государственной тайне установлена статьей 10 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»':

«Должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее - собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.

Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписания договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.

Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством.

Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации».

Дополнительную характеристику ИР как объекту права собственности дают нормы части 4 статьи б Закона «Об информации»: «Субъекты, предоставляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них. Документированная информация, предоставляемая в обязательном порядке в органы государственной власти и организации юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также гражданами, формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, предоставляющих эту информацию».

В заключение отметим, что правовое регулирование информационных отношений находится в стадии формирования. Здесь еще много неясных аспектов, много нестыковок в определениях, в подходах к нормативному регулированию. Тем не менее сегодня уже можно говорить о зарождении новой фундаментальной отрасли российского права - информационном праве, значимость которого в полной мере будет осознана уже в грядущем веке.

 

Общие положения

Регулирование общественных отношений, связанных с ограничением доступа к отдельным категориям информации, в Российской Федерации осуществляется значительным количеством федеральных законов. Большинство из них содержит нормы, устанавливающие для должностных и иных лиц запреты на разглашение или иное распространение той или иной информации.

Общие критерии разделения информационных ресурсов по категориям доступа содержатся в статье 10 Федерального закона «Об информации». В формировании норм данной статьи прослеживается системный подход. Во-первых, декларируется, что «государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет информация с ограниченным доступом».

Указанную информацию Закон подразделяет на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. Можно предположить, что именно данная норма является самой общей в законодательном регулировании институтов конфиденциальных сведений. Однако это не совсем так: сфера действия статьи 10, вообще говоря, ограничена только государственными информационными ресурсами. Об этом в определенной степени свидетельствует и перечень сведений, которые запрещено относить к информации с ограниченным доступом, содержащейся в части 3 статьи 10.

«Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.»

Часть 5 указанной статьи содержит норму, согласно которой «отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона». Данное исключение, в котором речь идет о персональных данных, будет рассмотрено при освещении вопроса о персональных данных.

О законодательном регулировании отнесения сведений к категории конфиденциальной информации речь пойдет при рассмотрении конкретных институтов тайн. Примером восполнения пробела в законодательном регулировании в рассматриваемой сфере является Указ Президента Российской Федерации от 06.03.97 № 1881, который в определенной степени восполняет вакуум в очерчивании круга сведений, относимых к понятию конфиденциальной информации, Данным Указом утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, который предназначен для оценки исключения определенных сведений из открыто публикуемых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. К ним относятся:

1. Сведения о фактах, событиях, и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Данный перечень, несмотря на то, что в нем нет некоторых категорий сведений (например, банковской тайны), тем не менее дает нам современное понимание круга информации, подпадающей под понятие конфиденциальной.

Коммерческая тайна

Степень распространенности и значимости категорий конфиденциальных сведений весьма различна. По охвату конкретных объектов наиболее обширным является институт коммерческой тайны. Именно с него, на наш взгляд, следует начать рассмотрение категорий конфиденциальной информации.

Правовая охрана коммерческих секретов имеет большую историю. Государство, заинтересованное в производстве и сбыте товаров, достаточно активно вмешивалось в данный процесс. Еще в IV-VI вв. нашей эры ограничивался доступ иностранцев в Китай в целях предотвращения утечки секретов производства фарфора. В Берлине в 1295 г. специальным предписанием властей

27


Коммерческая тайна охранялась и в России. Как правовой институт она была ликвидирована в начале 30-х гг., после огосударствления промышленности, и влита в институты государственной и служебной тайны.

Вновь данный институт был возрожден на рубеже 90-х гг. с развитием рыночных механизмов и принятием Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик2, содержащих статью 151 «Охрана секретов производства».

Обладатель технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами при условии, что:

1) эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

2) к этой информации нет свободного доступа на законном основании;

3) обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Срок охраны ноу-хау ограничивается временем действия названых условий.

Лицо, неправомерно использующее ноу-хау, принадлежащее другому лицу, обязано возместить ему убытки. Лицо, самостоятельно и добросовестно получившее такую информацию, вправе использовать ее без каких бы то ни было ограничений.

Затем Гражданский кодекс Российской Федерации установил правовое положение коммерческой тайны в статье 139 «Служебная и коммерческая тайна»:

1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом или иными правовыми актами.

2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Оставив пока вне поля нашего внимания служебную тайну, заметим, что, по сути, признаки ноу-хау и коммерческой тайны в контексте приведенных выше групп норм гражданского законодательства принципиальных различий не имеют. Работа над развитием института коммерческой тайны продолжается. В настоящее время Государственной Думой разработан проект Федерального закона «О коммерческой тайне», который конкретизирует, уточняет само понятие и определяет механизмы защиты.

Данный законопроект определяет коммерческую тайну как «научно-техническую, коммерческую, организационную или иную используемую в предпринимательской деятельности информацию, которая: обладает реальной или потенциальной экономической ценностью в силу того, что она не является общеизвестной и не может быть легко получена законным образом другими лицами, которые могли бы получить экономическую выгоду от ее разглашения, и является предметом адекватных обстоятельствам правовых, организационных, технических и иных мер по охране информации (режим коммерческой тайны)».

Каждое из определений имеет свои достоинства и недостатки, однако все они сходятся в следующих аспектах:

1. Информация имеет действительную или потенциальную коммерческую (экономически значимую) ценность.

2. К ней нет свободного доступа на законном основании.

3. Обладатель информации принимает достаточные для предотвращения утечки меры по ее охране.

Самое сложное из приведенных понятий - отсутствие доступа на законном основании. На самом деле за этой формулировкой стоят перечни сведений, которые запрещено относить к тому или иному виду тайны. Применительно к институту коммерческой тайны в настоящее время действует Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.91 г. № 35. Данный Перечень относит к ним:

- учредительные документы и устав предприятия или учреждения;

- документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью;

- сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов;

- документы о платежеспособности;

- сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

- документы об уплате налогов и обязательных платежах;

- сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасности условий труда, а также других нарушениях законодательства Российской Федерации.

Действие данного постановления не распространяется на сведения, относящиеся к коммерческой тайне в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Исходя из рассмотренных норм законодательства мы видим, что, в принципе, к коммерческой тайне можно отнести любые сведения, имеющие стоимостную ценность. Ограничения здесь минимальны и продиктованы лишь предупреждением недобросовестной конкуренции и обмана. Нецелесообразно также засекречивать такую коммерческую информацию, если идеи, заложенные в ней, общеизвестны. Помимо этого следует различать информацию, имеющую стоимостную ценность, и информацию, представляющую чисто научный, теоретический интерес. Хотя могут быть случаи, когда в результате обобщения отдельных общеизвестных сведений получается уникальная комбинация информации, которая даёт обладателю определенную выгоду.

Таким образом, целесообразность отнесения к коммерческой тайне информации диктуется тем, насколько выгодно в стоимостном выражении (прямом или опосредованном) сохранять ее от произвольного распространения.

Субъектом, который вправе защищать информацию в режиме коммерческой тайны, исходя из смысла действующего законодательства может быть любое лицо - юридическое, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, для которого нет нормативных ограничений для занятий предпринимательской деятельностью. Понятие коммерческая тайна применяется в двух смыслах:

а) как некий объем сведений, которые необходимо защищать;

б) как режим - механизм защиты информации. Информационное право, как формирующуюся отрасль юридической науки, интересуют оба эти компонента. Практика использования института коммерческой тайны в США показывает, что там используется двухчленное деление таких сведений': технология и деловая информация. Такая классификация предпочтительнее своей простотой и ясностью. В первую группу сведений, отнесенных к коммерческой тайне, входят те секреты, которые характеризуют производство, техническую и технологическую стороны деятельности предприятия, во вторую - сведения, связанные с планированием производства и сбытом продукции.

Первая группа информации представляет интерес для конкурентов потому, что может быть применена для производства таких же товаров с использованием технических и технологических решений данной компании.

Вторая группа - деловая информация может представлять интерес для конкурентов в борьбе с данной компанией за рынок сбыта, клиентов, покупателей, для навязывания невыгодных сделок и т.п.

Необходимо отметить, что и российский законопроект «О коммерческой тайне», не выделяя данные блоки информации четко, тем не менее в общем виде делит коммерческую тайну таким же образом, так как наряду с общими нормами выделяет особенности правового регулирования ноу-хау.

Однако наибольшую сложность представляет формирование правового регулирования механизма защиты коммерческой тайны (режима коммерческой тайны, как его именует законопроект).

Применительно к вышеуказанному документу этот механизм выглядит следующим образом:

- установление грифа «коммерческая тайна» или «конфиденциально» (иные грифы не допускаются). При этом специально оговаривается, что при передаче информации, составляющей коммерческую тайну, в органы государственной власти гриф устанавливается обязательно (о проблемах защиты информации, накапливаемой органами государственной власти, мы будем говорить ниже);

- перечень правовых мер защиты (рекомендательный): формирование перечня сведений, относимых к коммерческой тайне, установление специального порядка доступа к охраняемым сведениям, ограничение круга физических лиц, имеющих доступ к указанным сведениям и заключение с каждым из этих лиц либо специального соглашения о конфиденциальности, либо трудового или гражданско-правового договора, включающего условия конфиденциальности в отношении указанных сведений, а также другие меры, ограничивающие доступ к коммерческой тайне.

К перечисленным выше очевидным мерам необходимо добавить новую проблему установления адекватности обстоятельствам режима защиты. Такая формулировка законопроекта, которая вполне вероятно станет нормой закона, подразумевает соотносимость мер защиты с важностью защищаемой информации. Для этого необходимо более четко определить минимальные критерии уровня защиты коммерческой тайны, чтобы впоследствии в случае ее разглашения или иного вида утечки был ориентир для оценки вышеуказанной адекватности.

Данная проблема пока не имеет общепринятого решения, хотя с определенной уверенностью можно утверждать, что наиболее простой и доступный способ ее решения - это приспособить к интересам коммерческой тайны достаточно детально проработанный и известный механизм защиты государственной тайны, существующий в виде различного рода правил и инструкций.

Второй задачей для установления адекватности является разработка методик определения возможных убытков в случае разглашения или иного вида утечки защищаемой информации. Для ее решения по-видимому могут быть продуктивными подходы, используемые для оценки интеллектуальной собственности1.

Таким образом, механизм защиты коммерческой тайны в общем виде должен выглядеть следующим образом.

1. Экономически обоснованное отнесение сведений к коммерческой тайне с составлением и утверждением соответствующих перечней.

2. Установление режима доступа к этим сведениям, режима обращения с данными сведениями при их фиксации на различных материальных носителях, в том числе и порядка уничтожения материальных носителей.

3. Выработка механизма своевременного снятия ограничений на распространение данной информации (пересмотра перечней).

4. Установление договорного механизма обеспечения защиты сведений при необходимости их передачи партнерам по бизнесу и иным контрагентам.

 

Служебная тайна

Следующей разновидностью конфиденциальной информации является служебная тайна. Если институт коммерческой тайны за несколько лет развития новой российской правовой системы несколько продвинулся вперед, то с институтом служебной тайны дело обстоит значительно сложнее.

Обратимся немного к истории. В СССР сложилась трехзвенная система градации защищаемой информации:

государственная тайна, служебная тайна и институт сведений ограниченного распространения («для служебного пользования»),- которая довольно четко обслуживала интересы государственной сферы по защите информации. При этом информация с грифами «особой важности» и «совершенно секретно» относилась к государственной тайне, информация с грифом «секретно» - к служебной тайне. Механизм защиты обоих этих институтов был единым. Для защиты сведений «ограниченного распространения» применялся отдельный механизм, содержащий более упрощенные процедуры учета и контроля за распространением. Институт служебной тайны занимал свою определенную нишу, являясь своего рода «буферной зоной», в которой концентрировалась информация, которая при определенном уровне обобщения могла стать государственной тайной.

С принятием в 1993 г. Закона «О государственной тайне» гриф «секретно» стал использоваться только для обозначения сведений, составляющих данную категорию информации, и, таким образом, институт служебной тайны был ликвидирован.

Вновь это понятие возникло с выходом в свет первой части ГК, где служебная тайна была обозначена в одном ряду с коммерческой тайной (статья 139) без указания признаков и критериев их различия.

Поэтому одни правоведы относят институт служебной тайны к сфере действия государственных органов власти, другие вообще не проводят грани между понятиями служебной и коммерческой тайны. Пока с точки зрения закона правы и те, и другие, хотя представляется, что институт служебной тайны применим и в государственной, и в коммерческой сферах.

В государственной сфере он необходим по тем же причинам создания накопительной ниши для информации, которая затем будет отнесена к государственной тайне. Это поможет еще более четко очертить государственную тайну, исключить из нее «граничные» сведения, что позволит в определенной степени сократить, либо упорядочить затраты на ее защиту. Вторым аспектом применения института служебной тайны в органах государственной власти является охрана иных видов тайны, которая становится по тем или иным причинам доступной данным органам: коммерческой, банковской тайн, личной и семейной тайны граждан, персональных данных и т.п. Распространить на эти категории сведений режим государственной тайны было бы неправомерным. Поэтому на практике в настоящий момент используются привычные процедуры механизма защиты сведений «ограниченного распространения», которые должны быть уточнены при формировании норм правового регулирования института служебной тайны в органах государственной власти.

Для структур негосударственных форм собственности институт служебной тайны может быть также необходимым, так как не вся подлежащая защите информация может быть охвачена понятием «коммерческая тайна».

В том, что термин «служебный» будет применяться вне сферы государственного управления, нет ничего противоречивого, тем более, что законодатель уже пошел по этому пути, назвав, в частности, главу 23 УК «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях».

Банковская тайна

Важным видом конфиденциальной информации является банковская тайна или вид сведений, перечень которых, достаточно четко определен законом. Так статья 857 ГК «Банковская тайна» содержит следующие

нормы:

1. Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

2. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренном законом.

3. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Закон «О банках и банковской деятельности» содержит более расширенную группу норм (статья 26):

Кредитная организация. Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям). Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, а при наличии согласия прокурора - органами предварительного следствия по делая, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям.

Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, сведения, составляющие банковскую тайну, не устанавливаются по волеизъявлению субъекта предпринимательской деятельности - банка или иной кредитной организации, а это определенные законом сведения, которые принадлежат клиентам банка (банковский счет, банковский вклад, операции по счету, сведения о клиенте). При этом обязанность сохранять эти сведения является односторонней обязанностью банка - клиент не связан этими обязательствами. Вторым отличием банковской тайны, выводящим ее за пределы частного случая коммерческой тайны, является тот факт, что банковская тайна может выступать как охранительный институт для личной и семейной тайны, если граждане желают сохранять в тайне свое финансовое положение.

Нормы ГК и Закона «О банках и банковской деятельности», декларируя гарантию на обеспечение банковской тайны, тем не менее устанавливают в общих чертах лишь один из механизмов ее защиты - порядок и условия выдачи этих сведений другим субъектам правоотношений, прежде всего уполномоченным органам государственной власти. В то же время в законе не раскрыто нормативное содержание гарантии защиты банковской тайны от попыток неправомерного доступа к ней, не намечены критерии защиты - прежде всего уровень ее достаточности. Поэтому во многих случаях окажутся неразрешимыми споры о том, по чьей вине произошла утечка конфиденциальной информации - по вине банка или самого клиента. Более того, клиент заведомо оказывается в худшем положении, так как не знает и не может знать уровня защиты информации в конкретном банке, соответствия его каким-либо стандартам. Поэтому этот вид тайны требует дальнейшего развития правового регулирования, установления необходимого уровня государственного контроля.

 

Профессиональная тайна

Большую группу норм в действующем законодательстве составляют профессиональные тайны. Нормы законодательства, регулирующие данные отношения, характеризуются в целом двумя моментами:

а) данные нормы содержатся в соответствующих профильных законах;

б) как правило, эти нормы содержат только запреты на распространение определенных категорий сведений, не описывая механизма их защиты.

Сам по себе запрет является достаточно действенной правовой мерой, однако в связи с быстрым совершенствованием средств доступа к хранящейся информации необходима большая работа по выработке механизмов защиты информационных ресурсов с такими сведениями от несанкционированного доступа с целью копирования данной информации, ее уничтожения или внесения в нее изменений.

В российском законодательстве определены сле дующие виды профессиональных тайн1:

 

 

Вид тайны Нормативно-правовые акты
1. Профессиональная тайна Ст. 155 УК РФ
2. Тайна страхования Ст. 946 ГК РФ
3. Тайна усыновления Ст. 139 Семейного кодекса РФ, ст. 9 Гражданского процессуального кодекса РФ

 

. Медицинская тайна Ст. 15 Семейного кодекса РФ
5. Врачебная тайна Ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, ст. 9 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
6. Тайна голосования Ст. 142УКРФ
7. Сведения, сообщенные доверителям в связи с оказанием юридической помощи Ст. 16 Закона РФ «Об адвокатуре»
8. Тайна совершения нотариальных действий Ст. 28 Основ законодательства РФ о нотариате
9. Сведения о страховании Ст. 17 Закона РФ «О страховании»
10. Сведения о доноре и реципиенте Ст. 14 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»
11. Военная тайна Ст. 7, 24 Закона РФ «О статусе военнослужащего»
12. Информация о намерениях заказчика архитектурного проекта Ст. 13 Закона РФ «Об архитектурной деятельности в РФ»

 

Особая категория профессиональных сведений ограниченного доступа это процессуальные тайны - тайна совещания судей, тайна совещания присяжных заседателей, данные предварительного следствия (дознания). Первые два вида направлены на обеспечение невмешательства в отправление правосудия и представляют из себя административно-правовой запрет на контакт с судьями в период их совещания по поводу постановления приговора (вынесения вердикта, решения). Для данных дознания меру дозволенного в распространении информации определяют прокурор, следователь, орган дознания. Данная система правовых норм действует достаточно давно и также требует совершенствования, исходя из сложившихся общественно-политических и правовых реалий.

И наконец, в рамках данного раздела необходимо раскрыть содержание тайны связи. Она регулируется конституционными нормами (часть 2 статьи 23 Конституции), а также соответствующими нормами Федеральных законов «О связи», «О почтовой связи». Статья 32 Закона «О связи» содержит следующие нормы:

Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлении, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, охраняется Конституцией Российской Федерации.

Все операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи. Информация о почтовых отправлениях и передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами эти отправления и сообщения могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законным представителям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.07 с.)