Информация и право собственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информация и право собственности



В отношении определения «общих прав собственности» на информацию Закон «Об информации» в определенной степени развивает нормы ГК, устанавливая в статье 5, что «документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы». А в статье 6 устанавливается, что информационные ресурсы как элемент состава имущества могут находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, а также то, что информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Например, не могут быть товаром информационные ресурсы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну; неправомерно полученные информационные ресурсы и т.д.

Важным регулятивным элементом (в определенной мере подтверждающим к тому же выдвинутый выше признак существования информации отдельно от ее технологических решений) является норма статьи 6 Закона «Об информации», устанавливающая, что «право собственности на средства обработки информации не создает права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим собственникам». Иными словами, собственник компьютерной сети может не являться собственником обрабатываемой в ней информации, если этот информационный ресурс создали другие лица.

Проблема установления (или не установления) права собственности на информацию является определяющей для тематики, рассматриваемой в данном учебном пособии. Основным и определяющим фактором, обеспечивающим законные интересы субъектов по защите информации, является возможность ограничения доступа к ней, право на тот или иной вид тайны. Что может быть основанием для возникновения такого права? Возможный ответ - право собственности, подход, используемый в Законе «Об информации» для информационных ресурсов. Такой подход не выдерживает естественной критики с точки зрения классического понимания права собственности как триады правомочий: владения, пользования и распоряжения. Устоявшиеся определения таких правомочий по отношению к материальным объектам: вещам, имуществу, а также к приравненным к ним деньгам, ценным бумагам и имущественным правам (статья 128 ГК), практически не применимы к информации в силу ее особенностей как общественного феномена. С другой стороны, полное отрицание права собственности на информацию разрушает и без того достаточно неопределенные основания для установления конкретным субъектом необходимого ему правового режима защиты информации, основанного на ограничении доступа, на использовании того или иного института тайн. Более продуктивным подходом, на наш взгляд, является развитие (расширение, универсализация) понятия собственности как пучка конкретных правомочий или прав, дробящихся в случае необходимости на более мелкие и необязательно принадлежащие одному лицу, т.е. в духе общего (прецедентного) права1. Дальнейшая дискуссия по данной проблеме выходит за рамки настоящего пособия. Остановимся на том, что в статье 6 Закон «Об информации»:

• распространил право собственности на документированную информацию (информационные ресурсы);

• определил, что отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством;

• определил условия возникновения права собственности;

• определил условия и ограничения для экономического оборота информационных ресурсов;

• определил порядок совместного владения документированной информации.

Главной нормой для нашей тематики является право собственника информационных ресурсов устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним, хотя реализация такого права возможна только на основании законов, устанавливающих различные виды тайн. Последние рассматриваются как правовые механизмы защиты информации, реализующие определенную систему ограничения к ней доступа.

Информационные ресурсы

Одной из основных сфер действия Закона «Об информации» является формирование и использование информационных ресурсов (ИР) на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации.

Статья 4 Закона выделяет следующие принципы установления правового режима ИР:

порядок документирования информации;

установление прав собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

категорирование информации по уровню доступа к ней;

порядок правовой защиты информации.

В данной статье последовательно развивается легитимная основа ИР - они закрепляются в качестве объекта отношений различных субъектов, в качестве объекта защиты на уровне закона в системе других ресурсов страны. Эта норма имеет прямое действие и обязывает всех участников информационных процессов соответствующим образом строить свои отношения (определять обязанности и конкретные права) с учетом специфики данного объекта и уровня защиты его законом.

В вышеизложенной статье институт правового режима применяется к ИР и раскрывается его содержание. Только совокупность четырех составляющих: документирование информации с соблюдением установленного порядка; право собственности определенного субъекта на отдельные документы и массивы документов, на документы и массивы документов в информационных системах; определенность категории информации по доступу к ней; определенность в порядке правовой защиты информации, - обеспечивает все характеристики

правового режима ИР и гарантирует возможность его защиты законом.

Норму о введении ИР в систему других ресурсов страны (часть 1 статьи 4) следует рассматривать как обязывающую тех субъектов, которые ответственны за состояние государственных ИР, информационных ресурсов юридических лиц и граждан.

Важные нормы, конкретизирующие особенности правового статуса отдельных категорий ИР, содержатся в статье 6 Закона «Об информации», например:

а) физические и юридические лица являются собственниками документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования;

б) Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками ИР, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов.

Данные нормы обозначают два крупных сектора собственности: государственный и негосударственный, признавая ИР частью состава имущества соответствующего субъекта правоотношений.

Не менее важными являются нормы части 3 статьи 6, устанавливающие определенные ограничения прав собственности на ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне.

Государство имеет право выкупа документированной информации физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне.

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

Государственная тайна - особая категория информации. Такие сведения обладают исключительной ценностью в связи с тем, что они оказывают непосредственное влияние на состояние безопасности Российской Федерации. Поэтому государство не может позволить оставить данную информацию вне сферы своего контроля. Процедура выкупа документированной информации в случае отнесения ее к государственной тайне установлена статьей 10 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»':

«Должностные лица, наделенные полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, вправе принимать решения о засекречивании информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее - собственник информации), если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Засекречивание указанной информации осуществляется по представлению собственников информации или соответствующих органов государственной власти.

Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, возмещается государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. При отказе собственника информации от подписания договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством.

Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством.

Не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации».

Дополнительную характеристику ИР как объекту права собственности дают нормы части 4 статьи б Закона «Об информации»: «Субъекты, предоставляющие в обязательном порядке документированную информацию в органы государственной власти и организации, не утрачивают своих прав на эти документы и на использование информации, содержащейся в них. Документированная информация, предоставляемая в обязательном порядке в органы государственной власти и организации юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, а также гражданами, формирует информационные ресурсы, находящиеся в совместном владении государства и субъектов, предоставляющих эту информацию».

В заключение отметим, что правовое регулирование информационных отношений находится в стадии формирования. Здесь еще много неясных аспектов, много нестыковок в определениях, в подходах к нормативному регулированию. Тем не менее сегодня уже можно говорить о зарождении новой фундаментальной отрасли российского права - информационном праве, значимость которого в полной мере будет осознана уже в грядущем веке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.01 с.)