Неприкосновенность частной жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неприкосновенность частной жизни



Неприкосновенность частной жизни, связанной с ограничениями информации о ней, в действующей Конституции РФ установлена взаимосвязанными между собой нормами статей 23 и 24. Часть первая статьи 23 прямо устанавливает, что «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». Такое объединение понятий в данной норме Конституции является не случайным. Подразумевается, что правомочие неприкосновенности частной жизни человека реализуется через институты личной и семейной тайны. Эти институты в современном российском законодательстве разработаны пока весьма слабо, так как, может быть, впервые за всю историю России только Конституция 1993 г. реально провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства.

Первым шагом в этом направлении является установление в Законе «Об информации» нескольких интересных для нас норм:

• прежде всего, это понятие информации о гражданах (персональные данные); к ним отнесены сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (статья 2);

• установлено, что «не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения (часть 1 статьи 11);

• установлено, что «персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации» (статья 11).

В упомянутом выше указе Президента Российской Федерации от 06.03.1997г. № 188 об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера пункт 1 сформулирован следующим образом: «Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях».

Наличие указанных норм подтверждает факт вхождения России в международную систему правовых норм, обеспечивающих защиту персональных данных, неправомерное использование которых нарушает безопасность личности1. Более того в части 1 статьи 11 устанавливается необходимость перечней персональных данных, включаемых в состав информационных ресурсов государственных и негосударственных структур и закрепляемых на уровне федерального закона. Такая норма также предопределяется соблюдением международных принципов обработки персональных данных. Они закреплены, в частности, в Международной конвенции «Об охране личности в отношении автоматизированной обработки персональных данных», принятой Советом Европы в 1981г. Согласно этим принципам, персональные данные должны соответствовать целям их сбора и подлежат ограниченному использованию. То есть перечни персональных данных, указанные в Законе «Об информации», должны определить минимально необходимый набор данных о личности, предоставляемый гражданами субъектам, осуществляющим владение, пользование или распоряжение массивами персональных данных.

Сбор персональных данных без согласия их субъекта допустим только тогда, когда это необходимо для обеспечения интересов безопасности государства, безопасности населения, финансовых интересов государства, охраны прав субъектов информации или прав и свобод других лиц, для пресечения преступлений. Соответствующая информация о частной жизни лица может собираться и использоваться в процессе оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995г., а также в соответствии с Законом РФ «О милиции» от 18 февраля 1991г.

Международные нормы по защите личных прав и свобод граждан усилены в Законе «Об информации» установлением запрета ограничения прав граждан на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности.

Специальные гарантии для граждан в связи с использованием сведений, относящихся к их расовому происхождению, политическим убеждениям, религиозным либо иным верованиям, к здоровью или сексуальной жизни, предусматриваются международными нормами, регулирующими проблему персональных данных. Согласно ст. 6 Международной конвенции «Об охране личности в отношении автоматизированной обработки персональных данных», эти сведения не могут автоматически обрабатываться, если в национальном законодательстве не предусматриваются достаточные гарантии их конфиденциальности. Это в равной мере относится и к персональным данным, касающимся уголовных обвинений.

Международные Рекомендации Комитета Министров государств - членов Совета Европы об использовании персональных данных в целях социальной защиты, а также для реализации функций полиции в 1986-1987гг. предусматривают общее правило, которое сводится к тому, что данные, касающиеся расового происхождения, политических убеждений или религиозных либо иных верований, не должны собираться и накапливаться как самоцель. Сбор таких данных может осуществляться только в том случае, если это абсолютно необходимо для оказания кому-либо особой помощи или для специального расследования.

Важной, хотя до настоящего времени декларативной, является часть 3 статьи 11 Закона «Об информации», устанавливающая ответственность юридических и физических лиц в соответствии с законодательством за нарушение режима защиты, обработки и порядке использования персональных данных. Декларативность статьи состоит в том, что действующим законодательством предусматривается ответственность лишь за отдельные виды правонарушений в рассматриваемой сфере. Так статьи 150, 151, 152 ГК РФ рассматривают защиту нематериальных благ граждан, включающих, в частности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, деловую репутацию. Устанавливается компенсация вреда, возможность требования по суду возмещения убытков и опровержения порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина сведений. Есть несколько статей в Уголовном кодексе РФ. В целом же существует настоятельная общественная потребность в развитии законодательства о персональных данных, так как отсутствуют сложившиеся традиции, а уровень правосознания в сфере правового регулирования неприкосновенности частной жизни по-прежнему остается достаточно низким.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

 

ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.006 с.)