Порядок и процедуры рассекречивания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок и процедуры рассекречивания



Рассекречивание сведений, составляющих государственную тайну - это, согласно данному в статье 13 Закона определению, снятие ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

Основаниями для рассекречивания являются:

- взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими государственную тайну;

- изменение объективных обстоятельств, вследствие которых дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Органы государственной власти, согласно нормам данной статьи, обязаны периодически, но не реже, чем через каждые пять лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности. Статьей устанавливается максимальный срок сохранения сведений в тайне - 30 лет, и предусмотрена процедура его продления в исключительных случаях по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Наличие в Законе такой процедуры позволяет подходить к вопросу рассекречивания сведений дифференцирование с учетом возможного ущерба безопасности государства, который может быть нанесен необоснованным рассекречиванием этих сведений.

Между тем из такого ограничительного подхода к срокам засекречивания сведений есть исключения, предусмотренные иными нормативными актами. В частности, статьей 19 Федерального закона «О внешней разведке»1 установлено, что «сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации, составляют государственную тайну и рассекречиванию в связи с истечением максимально допустимого срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не подлежат,- Доступ к этим сведениям имеют только руководитель и уполномоченные им на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки Российской Федерации». В действующем Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности», регулирующем отношения, связанные с лицами, которые оказывают конфиденциальное содействие органам, уполномоченным на проведение ОРД, такой ограничительной нормы не имеется.

Для сравнения приведем отдельные положения директивы президента США от 08.081972 г. № 11652, касающиеся порядка и сроков рассекречивания информации:

«Секретная информация и материалы, которые не рассекречены ранее полномочными на это их авторами, должны подвергаться рассекречиванию или снижению степени секретности в соответствии со следующими правилами:

1. Совершенно секретно. Информация или материалы, первоначально получившие граф «совершенно секретно», автоматически[переводятся в категорию «секретно» в конце полного второго календарного года, последовавшего за годом засекречивания. Затем в конце полного четвертого календарного года степень секретности снижается до «конфиденциально». Полностью рассекречивается такой материал в конце полного десятого календарного года, считая со следующего за годом засекречивания материала года.

2. Секретно. Информация и материалы, первоначально получившие гриф «секретно», автоматически понижаются до категории конфиденциально в конце полного второго календарного года, последовавшего за годом засекречивания. Рассекречиваются они в конце полного восьмого календарного года, считая со следующего за годом засекречивания материала года.

3. Конфиденциально. Информация и материалы, первоначально получившие гриф «конфиденциально», автоматически рассекречиваются в конце полного шестого календарного года, считая со следующего за годом присвоения материалу этого грифа года.

Вся секретная информация или материалы, имеющие возраст 30 лет и более, независимо от того, выпущены они до или после вступления в силу настоящей директивы, должны быть рассекречены. Исключение составляют особо отмеченная информация или материалы, на которых руководитель ведомства, первоначально установившего гриф секретности данных материалов, лично записывает в момент присвоения грифа секретности требование о более длительном хранении, поскольку продленная защита таких сведений необходима в интересах национальной безопасности, либо потому, что их раскрытие грозит прямой опасностью определенному лицу.

Статья 14 Закона уточняет общий порядок рассекречивания сведений, изложенный в предыдущей статье, применительно к носителям данных сведений. Помимо этого статья 14 тесно связана со статьей 12, определяющей в качестве одного из реквизитов носителя сведений, составляющих государственную тайну, дату рассекречивания. Необходимо отметить, что при таком подходе носители сведений, на которых указаны условия рассекречивания сведений, либо событие, после наступления которого сведения могут быть рассекречены, в большей степени защищены от произвольного рассекречивания, например, предусмотренного рядом действующих документов по линии архивной службы. В настоящее время, в развитие норм статьи 14 Закона разрабатываются правила- рассекречивания документированной информации, отнесенной к категории ограниченного доступа, хранящейся в государственных архивах Российской Федерации.

Важной является норма о том, что руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами. Руководители государственных архивов Российской Федерации наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящуюся в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией-фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Статья 15 реализует право граждан, организаций, учреждений и органов государственной власти на обжалование целесообразности засекречивания сведений в виде запросов в соответствующие органы государственной власти, организации и учреждения, в том числе в государственные архивы. За уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу предусмотрено привлечение их к административной (дисциплинарной) ответственности.

Особую значимость в указанной статье имеет норма, предусматривающая возможность обжалования в суд обоснованности отнесения тех или иных сведений к государственной тайне. С одной стороны, это дальнейшее развитие норм статьи 7, содержащей перечень сведений, не подлежащих засекречиванию и правовых механизмов засекречивания сведений, находящихся в собственности граждан, организаций и учреждений. С другой стороны, исходя из буквального толкования данной нормы перечисленные в статье субъекты имеют право на судебное обжалование обоснованности отнесения к государственной тайне любых сведений, в том числе и содержащихся в соответствующих перечнях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.007 с.)