Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношения немецких властей с религиозными деятелями и организациями
В отличие от Кавказа и Крыма, на Балканах немецкие власти нашли исламские учреждения и сети поддержки целыми и невредимыми. До 1943 года контакты немцев с религиозными лидерами, улемами и их учреждениями были редкими. Чиновники немецкого министерства иностранных дел общались почти исключительно с мусульманскими представителями усташского государства, сталкиваясь при этом с проблемой отсутствия среди них сильного лидера. Две самые важные мусульманские группировки режима усташей возглавляли вице-премьер Джафер Куленович и Хакия Хаджич, «босс» Боснии и Герцеговины при Павеличе[950]. Куленович, опытный политик, был министром в Королевстве Югославия, а после смерти Мехмеда Спахо в 1939 году стал президентом Югославской мусульманской организации. По словам немецкого дипломата, он в первую очередь опирался на религиозные лозунги и только во вторую очередь – на хорватский национализм. Тем не менее многие мусульмане все равно называли его марионеткой усташей. У Хакии Хаджича, который продвигал, скорее, хорватский национализм, чем религию, и пропагандировал хорватские националистические, а не религиозные, лозунги, сторонников было не очень много (в основном их составляли представители интеллигенции)[951]. Еще один немецкий чиновник немецкой дипломатической миссии в Загребе также отмечал в марте 1943 года, что среди мусульман «нет личности», которую можно было бы считать общепринятым лидером[952]. «Решение мусульманского вопроса – это, прежде всего, решение проблемы руководства»,– констатировал он. Мусульмане, служащие режиму усташей, почти не пользовались авторитетом среди мусульманского населения. Более ясной казалась ситуация с религиозными деятелями, которые, как считали немцы, обладали естественной властью и влиянием на народ. Степень институционализации религиозных структур на Балканах была высокой, а принципы их деятельности были понятными: в силу этого они казались вполне пригодными для использования. Правоверные Боснии и Герцеговины были организованы в так называемую Исламскую религиозную общину под руководством высшего религиозного лидера, реис-уль-улема (Reis-ul-Ulema на боснийском языке, глава улемов)[953]. Этому деятелю помогал улема-меджлис (Ulema-Medžlis, совет улемов), верховный совет исламской общины, куда входили сам реис-уль-улема и четыре других видных духовных лица. Улема-меджлис курировал вакуфы, медресе, шариатские суды, а также присматривал за работой местных имамов, улемов и хаджи (hodža). Такую административную структуру еще в 1882 году ввели габсбургские бюрократы, стремившиеся разорвать религиозные связи между боснийцами и Османской империей и пытавшиеся контролировать балканский ислам. Эта модель управления сохранялась и в Королевстве Югославия, а потом и в государстве усташей. Стремясь представить себя в качестве защитников ислама, немцы не предпринимали явных попыток вмешиваться в вопросы религиозного управления. Тем не менее по мере вовлечения в дела мусульманских районов Балкан с начала 1943 года, немецкие чиновники всё чаще работали с религиозными лидерами. В итоге СС даже привлекли важного члена улема-меджлиса для решения своих политических и военных задач.
Когда Германия напала на Югославию, должность реиса-уль-улема занимал Фехим Спахо, бывший председатель Высшего шариатского суда в Сараево и брат Мехмеда Спахо. Хотя реис-уль-улема сначала с энтузиазмом поддержал режим усташей, надеясь, что тот позволит решить его собственные задачи – прежде всего, запретить азартные игры, проституцию и смешанные браки, а мусульманок обязать носить хиджаб,– он скоро потерял веру в Павелича[954]. У Салиха Сафета Башича, неофициально занявшего место Спахо после смерти последнего в начале 1942 года, тоже сложились непростые отношения с усташами[955]. Желая защитить собственную общину, оба лидера стремились выстроить с немцами хорошие отношения. Так, Спахо налаживал контакты с немецкими чиновниками еще за несколько месяцев до вторжения на Балканы, а потом, в годы войны, информировал их о преступлениях, совершаемых в отношении мусульман[956]. Другие члены улема-меджлиса пошли еще дальше. Когда в 1942–1943 годах положение мусульман ухудшилось, многие из них воодушевились идеей мусульманской автономии под защитой Берлина. Их надежды поддерживались визитом муфтия, созданием мусульманской дивизии СС и мощной религиозной пропагандой немцев.
Фехима Спахо и Салиха Башича, взгляды которых считались слишком «прогрессивными», критиковали более фундаменталистски настроенные члены улема-меджлиса, прежде всего Мехмед Ханджич, получивший образование в аль-Азхаре. Ханджич был ведущим идеологом исламского возрождения и симпатизировал панисламизму[957]. Он преподавал в сараевском медресе и служил главным библиотекарем грандиозного книгохранилища Гази Хусрев-бега[958]. Также Ханджич возглавлял общество улемов El-Hidaje («Истинный путь»), ставившее своей целью возрождение древнего исламского благочестия[959]. В молодежной организации El-Hidaje, которая называлась Mladi Muslimani («Молодые мусульмане»), состояло немало его последователей и среди них – Алия Изетбегович, в 1990 году ставший первым президентом Боснии и Герцеговины. Ханджич и его сторонники скоро разочаровались во власти усташей и начали продвигать планы автономии и искать помощи со стороны Германии. Во время турне аль-Хусейни Ханджич встретился с муфтием в Сараево, организовал для него банкет в городском управлении, а затем опубликовал посвященную визиту статью в El-Hidaje, официальном печатном органе общества[960]. Проводя в Сараево переговоры с сотрудниками немецкого посольства в середине апреля 1943 года, Ханджич призывал немцев вести более активную политику[961]. Он обвинил усташей в страданиях и гибели мусульман. Хорватский режим, утверждал Ханджич, принял ту же политику в отношении мусульман, которую сербы реализовали в югославском королевстве – политику уничтожения. Мусульмане в правительстве Павелича не были настоящими представителями народа, их купили,– говорил немцам Ханджич. Хотя улем с восторгом отнесся к формированию мусульманской дивизии СС, он дал понять, что этого недостаточно. Единственным решением ему виделось независимое мусульманское государство под протекцией Гитлера. Ханджич даже предложил план перемещения населения по религиозному признаку – с целью создания «очищенных» мусульманских районов. Мусульманское население находится под глубоким впечатлением оттого, что германские солдаты погибают в боях с врагами ислама/ Визит муфтия тоже послал правильные сигналы. По заверениям Ханджича, нет никакого сомнения в том, что мусульмане – естественные союзники Третьего рейха. Он хорошо знал, что немцам хотелось бы услышать. Убеждая гитлеровцев в том, что их религиозная пропаганда легла на благодатную почву, он продвигал свою собственную повестку, включающую, прежде всего, укрепление сил самообороны, а также учреждение (де-факто и, по возможности, де-юре) автономии от усташей. Ханджич был не единственным улемом, искавшим более тесного союза с немцами. Али Аганович, уважаемый член улема-меджлиса, неоднократно встречавшийся с немецкими официальными лицами, отстаивал сходную линию[962]. Хотя этот деятель до самого краха режима публично выражал усташам свою преданность, он также быстро потерял веру в Павелича и начал оказывать давление на немцев, призывая их более активно вмешиваться в дела мусульманских Балкан[963]. Весной 1943 года Аганович заверял должностных лиц из немецкой миссии в Загребе, что религиозной автономии мусульман можно достичь только путем политической независимости[964]. Подчеркивая значимость балканских мусульман в «большом» исламском мире, он также обсуждал проблемы панисламской политики и возрождение халифата: титул халифа, по его убеждению, следовало отдать муфтию Иерусалима. Сама идея, кстати, была не нова. В конце 1942 года британскую разведку встревожила хорватская пресса, где обсуждалась идея восстановления халифата под началом аль-Хусейни[965]. Но если Ханджич и Аганович просили о союзе с Третьим рейхом за закрытыми дверьми, то другие улемы открыто встали на службу немецким властям.
Наиболее значимым коллаборационистом из улема-меджлиса был Мухамед Панджа, ведущий религиозный деятель и член El-Hidaje [966]. Он происходил из известного сараевского рода религиозных лидеров и получил образование в самых престижных исламских учреждениях страны. Панджа всегда держался на некотором расстоянии от усташского режима, а потом начал открыто выступать за мусульманскую автономию под защитой Германии. Крайне прогерманская позиция сделала Панджу идеальным помощником для вермахта и СС. Эсэсовцы сразу же привлекли его к вербовке добровольцев-мусульман: в эту миссию он вложил весь свой духовный авторитет (об этом будет рассказано в последней части книги). Помимо мобилизационной кампании, немцы также использовали Панджу в качестве посредника в своих усилиях по умиротворению мусульманских районов. Важную роль в этом отношении сыграла социально-религиозная организация Merhamet, также известная как Muslimansko Dobrotvorno Društvo Merhamet («Мусульманское благотворительное общество Мерхамет»). Общество располагалось в Сараево, а возглавлял его сам Панджа[967]. Оно стало основным поставщиком гуманитарной помощи в годы войны, открывая бесплатные столовые, детские дома и лагеря беженцев. Со временем организация начала все более активно участвовать в политической жизни. Для немцев общество Merhamet оказалось ценным партнером, и они считали важным сохранять с ним хорошие отношения. Когда, например, руководство Merhamet попросило вернуть мусульманского сироту, которого приняла немецкая семья, перевезя ребенка в Германию и окрестив его по католическому обряду, нацистские власти быстро вмешались, вернули малыша назад и передали его мусульманской семье из Сараево[968]. Военные власти на местах вскоре признали Merhamet самым важным органом, представляющим мусульман Боснии и Герцеговины. Организация неоднократно вела переговоры о поставках продовольствия с областным руководителем СС и полиции в Сараево, оберфюрером СС Вернером Фроммом[969]. Когда Берлин в начале 1944 года создал специальный фонд помощи (о нем речь пойдет ниже), Бергер предложил распределять одежду для беженцев-мусульман именно через Merhamet [970]. Гиммлер был только рад использовать местные мусульманские структуры и поддержал это предложение[971].
СС видели в Merhamet надежного партнера. Однако немцы не до конца контролировали организацию, а она преследовала собственные интересы. В сентябре 1943 года второй секретарь организации Мехмед Токич (одновременно бывший осведомителем СС) угрожал немецким офицерам открытым восстанием против хорватского государства[972]. Мусульмане, заявлял Токич, презирают режим усташей, а жить хотят под немецким протекторатом, как во времена Австро-Венгрии. Бергер попытался разрядить ситуацию, отвергая угрозы со стороны «мусульманского руководства» и предупреждая, что подобный мятеж лишь ухудшит положение мусульман[973]. Лидеры Merhamet вскоре разочаровались в немцах. В итоге даже Мухамед Панджа потерял надежду на Третий рейх. Он ушел в леса, основал Muslimanski Oslobodilački Pokret («Движение освобождения мусульман») и призвал к вооруженной самообороне и автономии для последователей ислама[974]. Обращаясь к своим «братьям-мусульманам» в пропагандистской брошюре, Панджа теперь объявил войну усташам и четникам[975]. «Все, чему мы служим,– это благосостояние исламской общины и нашего отечества»,– провозглашал он. В присущей ему религиозно-риторической манере Панджа призывал мусульман сражаться за свое выживание «с верой в Аллаха и его помощь, храбро и бестрепетно». Хотя некоторые эсэсовские круги в Берлине были обеспокоены таким развитием событий, Кремплер, неоднократно общавшийся с Панджой в местных условиях, настаивал на том, что этот деятель по-прежнему настроен прогермански[976]. Гитлер, чья вера в мусульман оставалась непоколебимой, оправдал бегство Панджи тем, что мусульманам нужно себя защищать[977]. Позже Панджа вступил в контакт с партизанами Тито, был взят в плен немецкими войсками в Восточной Боснии и передан усташским властям. Он был не единственным исламским лидером, кого немцы глубоко разочаровали.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.006 с.) |