Способы осуществления власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы осуществления власти.



Форма зависит от природы коалиции, реализующей право принимать решения, и от протяженности его контроля над совокупностью участников.

Д.Чайльд – 3 системы осуществления власти:

А) система иерархической власти – пирамидальная структура

Б) через контроль над основными редкими ресурсами – опора на квалификацию, полный контроль над информацией.

В) сетевая система – децентрализованная система принятия решений, организационная форма матричного типа, где главное в осуществлении власти состоит в овладении сетевыми узлами.

 

Степень интеграции фирм

Несмотря на отсутствие в гражданском праве большинства стран, как зарубежных, так и Российской Федерации, названий организационных форм интеграции компаний для обозначения конкретного юридического лица, все эти формы объединения фактически имеют место. Все организационные формы интеграции компаний можно условно разделить на «жесткие» и «мягкие».

К жестким можно отнести концерн, трест, а к мягким, прежде всего, ассоциацию, консорциум, стратегический альянс.

«Мягкие» формы особенно популярны для международных объединений, они позволяют вести совместную деятельность при сохранении учредителями юридической и хозяйственной самостоятельности.

Картель

Картель — объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании — соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.

§ договорный характер объединения;

§ это форма сговора группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли;

§ сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;

§ как правило, объединение ряда компаний одной отрасли;

§ совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;

§ наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.

Синдикат

Синдикат — объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества, с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции.

§ сохранение участниками синдиката юридической, производственной, но ограничение коммерческой самостоятельности;

§ это разновидность картельного соглашения. Синдикаты позволяют устранить внутреннюю конкуренцию среди его участников;

§ централизация сбыта продукции, организация сбыта продукции его участников через единый сбытовой орган. Функции централизованного сбыта продукции участников синдиката могут быть также поручены одному из его участников. В зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката; 

§ сохранение участниками синдиката порой и собственной сбытовой сети, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом;

§ осуществление зачастую через синдикатскую сбытовую контору или сбытовое общество также и закупок сырья для участников синдиката.

Трест

Трест — объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс и теряют свою юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Общая прибыль треста распределяется в соответствии с долевым участием отдельных предприятий.

Особенностями трестов являются:

§ это самая жесткая из всех рассмотренных форм интеграции компаний;

§ при этой форме интеграции объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не какая-либо сторона, как в картеле или синдикате; 

§ трест отличается от других видов объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции;

§ в рамках треста объединяемые компании теряют свою юридическую, хозяйственную, производственную и коммерческую самостоятельность;

§ все объединяемые в трест предприятия подчиняются одной головной компании, осуществляющей единое оперативное руководство как всем производственным комплексом, так и связанными с ним обслуживающими и торговыми предприятиями.

Концерн

Концерн — это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных фирм, связанных посредством «системы участия» в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества.

Особенности концернов:

§ жесткая форма интеграции компаний, самая жесткая, за исключением треста;

§ объединение производственного характера;

§ входящие в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически подчинены единому хозяйственному руководителю;

§ централизованное финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, единая кадровая политика;

§ головная компания концерна организуется в виде холдинговой компании или на основе взаимодействия преобладающего и зависимых обществ;

§ деятельность концерна ориентирована в основном на производство,;

§ полностью контролируется деятельность образующих ее компаний.

Конгломерат

Организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности.

§ интеграция в рамках данной организационной формы предприятий различных отраслей без наличия производственной общности.

§ объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и   производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от головной компании;

§ конгломератам свойственна значительная децентрализация управления.

§ в качестве основных рычагов управления конгломератами выступают финансово-экономические методы, косвенное регулирование

§ как правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга (чистого холдинга) входят крупные финансовые и инвестиционные компании.

Консорциум

Консорциум — временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения.

§ организация консорциума оформляется соглашением;

§ консорциум может создаваться с образованием и без образования юридического лица. Организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть АО или другие хозяйственные общества;

§ как правило, в рамках консорциума участниками не формируется никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума);

§ компании, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением

§ зачастую консорциумы являются бесприбыльными организациями.

Пул

Пул (англ. «pool» - общий котел) — форма объединения компаний, отличающаяся тем, что прибыль всех участников пула поступает в общий фонд («котел») и затем распределяется между ними согласно заранее установленной пропорции. 

В качестве особенностей пулов можно назвать:

§ эта организационная форма интеграции является одной из форм монополистических  объединений компаний, разновидностью картелей;

§ объединение компаний в виде пулов имеет обычно достаточно временный характер;

§ в рамках пула устанавливаются правила распределения общих расходов и прибыли.

Ассоциация

Ассоциация — добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели.

В качестве особенностей ассоциаций можно назвать:

§ это самая “мягкая” форма интеграции компаний;

§ ассоциация создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера;

§ возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера;

§ члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица;

§ ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов;

§ члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации;

§ члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

 

Стратегический альянс

Соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.

§ этот тип хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений; 

§ в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты

совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности,

§ создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;

§ альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом; 

§ подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы в будущее,

на определенный срок.

 

Контрольные вопросы

1.Чем можно объяснить многообразие видов фирм в современной теории и практике?

2. В каких случаях целесообразно применять ту или иную классификацию внутренних структур фирмы?

3. Каким образом функциональная форма организации компании решает проблему трансакционных издержек и издержек по контролю?

4. В чем преимущества дивизиональной формы организации бизнеса?

5. Как взаимосвязаны размер компании и уровень бюрократизации в ней? Приведите примеры.

6. В чем ограниченность в условиях глобализации линейно-функциональной формы организации бизнеса?

7. Прокомментируйте преимущества для современного этапа развития бизнеса становление сетевых структур.

8. Объясните, почему сегодня широко используется стратегический альянс как форма организации бизнеса?

9. Свяжите классификацию Ч.Перроу и современные организационные формы бизнеса.

10. Докажите, что чем крупнее компания, тем сложнее структура ее внутренних связей.

 

 

 

ТЕМА 4.

Фирма и рынок

Программная аннотация.

Фирма, отрасль и рынок. Конкуренция и классификация рыночных структур. Работающая конкуренция. Факторы, влияющие на рыночную структуру.

Взаимодействие фирм в условиях разного типа рыночных структур. Параметры поведения фирмы. Виды поведения фирмы на рынке: конкурентное поведение, стратегическое поведение, доминирующее поведение.

Стратегическое поведение фирм на олигополистическом рынке. Одновременные игры. Выбор оптимального объема производства: модель дуополии Курно. Функции реакции фирм и равновесие Курно-Нэша (общий случай). Взаимодействие между дуополистами при установлении цены: модель Бертрана. Возражение Бертрана-Курно. Последовательные игры. Лидерство при выборе объема производства: модель Стакельберга. Модель доминирующей фирмы в конкурентном окружении Кооперативные игры: картель. Типы картелей: картели, делящие рынок, и картели, делящие прибыль. Сравнительный анализ перечисленных выше моделей с точки зрения объема выпуска, цены и потерь общественного благосостояния.

Вопросы лекции.

1.Фирма и границы рынка.

2. Фирма и рыночные структуры.

3. Некооперативные и кооперативные стратегии поведения фирм на рынке.

 

 

 


Идентификация рынка зависит от широты или узости задания его границ. Выделяют несколько типов границ рынка: продуктовые границы (способность товаров заменять друг друга), временные границы, локальные границы.

Дж. Робинсон.

Рынок включает однородный товар и его заменители до того момента, когда не будет найден резкий разрыв (бреши) в цепи товарных субститутов. Эти бреши, по ее утверждению, определяют границы рынка в окрестностях данного товара. Тем самым степень субституции характеризуется показателем перекрестной ценовой эластичности спроса. Снижение перекрестной ценовой эластичности спроса ниже заданного параметра говорит о разрыве в цепи товарных субститутов, и о границе рынка. Так как подобные товары не будут близкими субститутами данного продукта, его производители и продавцы могут рассматриваться в качестве обособленного рынка.

Э. Чемберлин

Для классификации рынков используются два критерия – взаимозаменяемость товаров, предлагаемых разными предприятиями (представлен коэффициентом ценовой перекрестной эластичности) и взаимозависимость этих предприятий (представлен коэффициентом количественной перекрестной эластичности). Чем выше значение данных коэффициентов, тем, с одной стороны, выше однородность, а, следовательно, и взаимозаменяемость товаров, а с другой стороны, тем выше взаимозависимость фирм-производителей.

Дж.Бейн

Главный критерий границ рынка - условия входа на рынок. Это условие в обобщенном виде определяется относительным превышением действительной цены товара его конкурентной цены, равной средним общим затратам длительного периода. Чем выше значение этого коэффициента, тем привлекательнее рынок для новых продавцов, тем вероятнее их вход на рынок.

В практике европейского регулирования используется критерий Робинсон наряду с иными критериями, такими как:

- показатель изменения выручки при изменении цены – положительная динамика выручки и прибыли фирм- производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка (на принципе прямой ценовой эластичности спроса);

- корреляция цен товаров во времени – положительная корреляция движения цен товаров в течение длительного периода времени свидетельствует об устойчивой субституциональной зависимости товаров, что и составляет один рынок;

- географическая ограниченность рынка – одинаковые условия конкуренции на разных территориях говорят об одном рынке (взаимосвязанность спроса, местные предпочтения, различия в ценах, транспортные издержки, замещаемость предложения).

Географические границы базового рынка чаще всего определяются административными барьерами (город), или экономическими регионами (Северо-Запад, Урал, Сибирь и т.д.). Критериями, по которым можно определить географические границы, являются:

с позиций продавца
- примерно одинаковые транспортные издержки на доставку продукта в пределах одного рынка (различие в пределах 5 %);
- отсутствие каких-либо барьеров, препятствующих перемещению товара внутри рынка;

- единая технология товародвижения и хранения;

с позиций покупателя

- одинаковые цены на товар;

- незначительность транспортных и временных затрат на перемещение покупателя к продавцу

- доступность продавца с помощью средств связи (по телефону).

 

 

 


Структура рынка выражается через взаимодействие фирм и представляет собой один из факторов, определяющих структуру производства, затраты, выпуск и цены в отрасли. В связи с этим возрастает значение особой структуры рынка, преобладающей в какой-либо отрасли или в каком-либо регионе, для разработки и оценки стратегий поведения фирм на рынке.

В мировой экономической литературе взаимодействие фирм изучаются в рамках парадигмы «структура –поведение – функционирование». Данная парадигма была разработана профессорами Гарвардской школы Э.Мэйсоном и Д.Бейном в середине ХХ века.

Рыночная структура - условия, в которых протекает рыночная конкуренция. Структура рынка определяется количеством и размерами фирм, характером продукции, легкостью входа на рынок и выхода из него, доступностью информации.

1. С точки зрения роли продавца на рынке.

-рынок совершенной конкуренции,

-монополистический рынок

-рынок несовершенной конкуренции.

Такое различение характерно для неоклассического экономического анализа,

2. 1934 г. немецкий экономист Г.фон Стакельберг.

В основе этой классификации лежит количество продавцов и покупателей, поэтому существуют рыночные структуры, где имеет место власть покупателей – монопсония или олигопсония.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.195 (0.049 с.)