Сравнительная характеристика организационных структур фирмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительная характеристика организационных структур фирмы



Линейно-функциональные Дивизиональные
Обеспечивают выполнение специализированных задач, контролируемых с помощью планов и бюджетов Децентрализованные операции подразделений с централизованной оценкой результатов и инвестиций
Наиболее эффективны в стабильной среде Наиболее эффективны в изменяющейся среде
Содействуют эффективному производству стандартизированных товаров и услуг Пригодны для условий взаимосвязанной диверсификации по продуктам и регионам  
Обеспечивают экономию на управленческих расходах Ориентированы на оперативное принятие решений
Предусматривают специализацию функций и компетентность Создают организационные условия для междисциплинарного подхода
Ориентированы на ценовую конкуренцию Успешно функционируют при неценовой конкуренции
Рассчитаны на использование действующих технологий и сложившегося рынка Ориентированы на освоение новых рынков и технологий
Производственная специализация, превышающая возможности централизованного планирования Вмешательство высшего звена фирмы для усиления координации подразделений и повышения эффективности их деятельности
Быстрое решение проблем, находящихся в компетенции одной функциональной службы Быстрое решение сложных межфункциональных проблем
Вертикальная интеграция, нередко превышающая возможности полной загрузки специализированных подразделений Диверсификация внутри корпорации или приобретение внешних организационных звеньев

 

 


    Можно выделить несколько различных классификаций по определенным критериям.

1. Размер: существует функциональная зависимость между размером и дифференциацией структуры организации.

Классический анализ – Н.Паркинсон, строгая зависимость между размерами и структурой организации, проявляющаяся в растущей бюрократизации.

Существует логарифмическая зависимость между соотношением деятельности по поддержке и деятельности операционной, с одной стороны, и числом участников – с другой. Бюрократическая составляющая возрастает быстрее, чем размер организации.

Э.Хаас криволинейная зависимость, при которой бюрократическое давление будет большим для организаций малых и больших и меньшим – для средних. Это - причина роста организации, объясняющая и пределы роста.

Виды фирм по размеру.

Размер фирмы может оцениваться по одному и, или нескольким критериям: численность занятых, объем используемого капитала, величина активов, объем продаж.

- мелкие (малые) – до 50 чел.

- средние – от 50 до 500 чел.

- крупные – больше 500 чел.

Согласно российскому законодательству выделение малых предприятий производится по предельным уровня численности персонала по отраслям:

В промышленности, в строительстве и на транспорте – 100 чел.;

В науке и научном обслуживании – 60 чел.;

В сельском хозяйстве – 60 чел.;

В оптовой торговле – 50 чел.;

В розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел.;

В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел.

В мировой практике нет унифицированного определения малого предприятия. В 75 странах используется более 50 различных статистических показателей, характеризующих малые и средние предприятия.

В Великобритании к малым относятся предприятия и фирмы с числом занятости до 200 чел. в промышленности и до 25 чел. В строительстве. Во Франции к малым относятся предприятия с количеством занятых от 10-50 чел, к ремесленным с числом работающих – до 10 чел. В Болгарии к малым относятся предприятия с числом занятых до 50 чел., к средним до 200 чел. В Японии к средним и малым предприятиям в добывающей и обрабатывающей промышленности, на транспорте и в строительстве относятся предприятия с уставным капталом до 0, 1 млрд. иен и числом работающих до 300 чел. В оптовой торговле соответствующие показатели – до 0,03 млрд.иен и до 100 работающих, в розничной торговле и в сфере услуг – до 0,001 млрд. иен и до 50 работающих. В ФРГ к мелкому и среднему предпринимательству относятся фирмы с числом занятых менее 300 чел и годовым оборотом до 100 млн. марок.

 

Технология.

Ч.Перроу – учитывать технологическую сложность через степень разнообразия заданий.

4 типа ситуации: 

а) рутинные технологии - слабо выраженные изменения задач – формализованная организация (правила центр. устанавливаются)

б) инженерные технологии – структура деятельности с многочисленными вариациями, слабая степень формализации, что дает быстрое изменение, но жесткая структура (централизация и контроль)

в) технологии ремесленного типа – объединяют ограниченное число возможных изменений – рутинный характер задач и невозможность анализировать слабый уровень формализации в соединении с широкой децентрализацией процедур принятия решений, ее эффективность зависит от технической культуры участников – обучение на месте

г) нерутинная технология – задачи часто меняются, внутренние  правила стремятся в минимальному уровню, принятие решений децентрализованно, основано на ценностях, а не на иерархии.

Этот критерий слишком односторонне увязывает структуру с организацией труда, а последнюю выводит из технологических ограничений.

 

3. Стратегия. – на передний план особенности взаимоотношений между участниками. Взаимосвязь структуры с целями.

Р.Майлс, Ч.Сноу – 4 типа стратегии

а) оборонительная стратегия – обеспечение стабильности в долгосрочном плане

б) стратегия поиска – инновац.орг. – ориентир – изменения во внешней среде.

в) стратегия анализа – подражательное поведение, выбор основывается на анализе успехов и неудач

г) стратегия реакции – нет спец. перспективы в долгоср. периоде, но приспосабливаются раз за разом к окружающей среде.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.008 с.)