Социальное обеспечение Советского государства 1940-х и по 1991 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное обеспечение Советского государства 1940-х и по 1991 гг.



С конца июня 1941 г. выпускается целый ряд указов, послуживших основой для социального обеспечения семей фронтовиков. Указом от 26 июня 1941 г. регламентируется порядок выплат пособий семьям, в 1942 г. в указ вносятся уточнения сообразно новым условиям. Вопросы о пособиях и льготах семьям фронтовиков в период Великой Отечественной войны поднимаются и в последующие военные годы. Так, 4 июня 1943 г. принято постановление СНК СССР «О льготах для семей военнослужащих, погибших и без вести пропавших на фронтах Отечественной войны». В декабре 1942 г. Государственным комитетом обороны организованы дома для инвалидов Великой Отечественной войны, (впоследствии преобразованные в трудовые интернаты). В них увечные воины не только подготавливались к трудовой деятельности, но и получали новые профессии, проходили переквалификацию.

Верховный Совет СССР 14 июля 1956 г. принимает Закон о государственных пенсиях, по которому не только расширяется круг лиц, которым предоставляются пенсии, но и в самостоятельную отрасль выделяется законодательство о социальном обеспечении.В 1964 г. принимается Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов. Тем самым в стране осуществляется всеобщее государственное пенсионное обеспечение.С 1955 по 1968 гг. наблюдалась тенденция роста расходов государственных ассигнований на социальное обеспечение и страхование. Если по РСФСР в 1965 г. расходы на нужды социального обеспечения составили 40%, то в 1967 — 45%.

Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижения доходов населения.В условиях социально-экономической нестабильности происходит снижение инвестиций и в социальную сферу. В частности, по официальным данным к концу 1992 г. по сравнению с 1991 г. снизился ввод в эксплуатацию домов-интернатов для инвалидов и престарелых до 69%, детских дошкольных учреждений — до 76%, общеобразовательных школ — до 80%. в декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.

28. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СССР В 1950-1980-Е ГГ.
В 1949 г. вместо НКСО образовывается Министерство социального обеспечения,
деятельность которого разворачивается в последующие десятилетия.

Новым этапом в становлении социального обеспечения можно считать конец 50-х гг. Верховный Совет СССР 14 июля 1956 г. принимает Закон о государственных пенсиях, по которому не только расширяется круг лиц, которым предоставляются пенсии, но и в самостоятельную отрасль выделяется законодательство о социальном обеспечении..

В январе 1961 г. изменяется положение о Министерстве социального обеспечения РСФСР. Согласно постановлению Совмина РСФСР, на Министерство возлагались следующие функции:

- выплата пенсий;

- организация врачебно-трудовой экспертизы;

- трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов;

- материально-бытовое обслуживание пенсионеров,

- многодетных и одиноких матерей;

- предоставление протезно-ортопедической помощи.

В 1964 г. принимается Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов. Тем самым в стране осуществляется всеобщее государственное пенсионное обеспечение.

Важнейшим направлением деятельности социального обслуживания населения являлось материальное обеспечение, которое шло по трем основным направлениям:
-государственное социальное обеспечение
Финансированиеосуществлялось за счет государственных, республиканских и местных бюджетов (оно распространялось на военнослужащих, учащихся и другие категории граждан).
-государственное социальное страховани е
 Финансирование обеспечивалось за счет страховых взносов предприятий, организаций и дотаций государства (оно распространилось на рабочих и служащих).
-социальное обеспечение колхозников.
осуществлялось за счет средств колхозов и дотаций государственного бюджета. На всех граждан СССР распространялось бесплатное медицинское обслуживание.

ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИОНАЛ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИИ

В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы:
-стационарные;
-полустационарные;
-нестационарные;
-комплексные;
-учреждения(отделения) социального обслуживания на дому;
-учреждения (отделения) срочного социального обслуживания;
- учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи.

1 Стационарное учреждение (или стационарное отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое осуществляет социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарных условиях, т.е. в условиях постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания их в учреждении (отделении учреждения), путем предоставления социальных услуг всем гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, и обеспечивает создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга и образования по специальным образовательным программам.

2 Полустационарное учреждение (или отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного их пребывания в учреждении (или отделении учреждения).

3 Нестационарное учреждение (или нестационарное отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения).

4 Комплексное учреждение - это учреждение, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому.

5 Учреждение (или отделение) социального обслуживания на дому - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам по месту их проживания.

6 Учреждение (или отделение) срочного социального обслуживания - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

7 Учреждение (или отделение) срочной социально-консультационной помощи - это учреждение (или отделение учреждения), оказывающее гражданам социально-консультационную помощь, направленную на их адаптацию в обществе, создание благоприятных отношений в семье, обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
30. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижения доходов населения.
 Рост безработицы повлек за собой изменение динамики преступности. Программа в сфере экономики предусматривала целый ряд радикальных мер, среди которых важнейшими являются: либерализация цен; сокращение бюджетного дефицита; снижение дотаций убыточным предприятиям; введение прогрессивных налогов; сокращение военных расходов.
В условиях социально-экономической нестабильности происходит снижение инвестиций и в социальную сферу. В декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен.

Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.),, «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.),
Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению.
 Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности.

Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности).

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики.
-мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения -улучшение пенсионного обеспечения
-увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре — «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения.

Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи.
Основными формами деятельности этих служб являлись:

-материальная помощь

-помощь на дому

-обслуживание в условиях стационара

-предоставление временного приюта

-организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, -консультативная помощь
-социальный патронаж

-социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь.

 Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

31.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ В РФ В 1990-Е ГГ..
 В 1992-1997 гг., произошли количественные и качественные изменения в становлении системы социального обслуживания, в разработке и практике применения современных нормативных правовых актов, регулирующих социальное обслуживание.

В 1993 г. разрабатываются законов и постановлений в области социального обеспечения. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования

Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.

продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений в области социального обеспечения социальным страхованием:

·программа по содействию занятости

·предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу

·Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

·В области пенсионного обеспечения предусматривались индексация пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов;

·в области охраны материнства и детства — совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат.

федеральные законы: «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации».

Постановлением Правительства утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживани

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи.
Основными формами деятельности этих служб являлись:

-материальная помощь

-помощь на дому

-обслуживание в условиях стационара

-предоставление временного приюта

-организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, -консультативная помощь
-социальный патронаж

-социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь.

В 1994 г. в составе Министерства социальной защиты решением Правительства Российской Федерации был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и др. вопросами

32.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗА РУБЕЖОМ В XX В.
Научно-теоретическое осмысление форм помощи нуждающимся с самого начала как бы «группировалось» по разным уровням практики социальной работы, в частности:

1) на уровне индивида,

2) группы и семьи,

3) организации,

4) общины

5) общества.

Особую роль в развитии теории социальной работы на Западе при исследовании практики социальной работы на уровне индивида оказали теории Скиннера

Б. Скиннер считает, что важно учитывать такие три фактора:
во-первых, событие, которое вызывает определенную реакцию человека;
во-вторых, саму эту реакцию (ее характер, форму и т. п.);
в-третьих, последствия.

Относительно недавно в социальной работе была признана важность организационного уровня как самостоятельного уровня ее практики. Менеджмента, управления - Большой вклад внесли М.П. Фоллетт, Ф. Селзник, Р. Мертон, М. Залд, Е. Гоффман и др.

Социальные работники активно используют идеи Р. Мертона о том, что многие люди связывают свои интересы с общностью, в которой они проживают («Значение влияния: изучение внешнего влияния и коммуникативного поведения в локальном сообществе», 1949). – групповая соц работа.

Майер Залд (1931) в работе «Политическая экономия общественных организаций» (1973) рассматривал перспективы социальных наук в исследовании функций сотрудников социальных служб. обращать внимание на такие вопросы: каков механизм получения социального статуса, каким образом происходит использование имеющихся ресурсов и т. п.

Эрвин Гоффман (1922—1982) Наибольшую известность среди социальных работников Э. Гоффмана «Приют» ( 1961) «Представление себя в повседневной жизни» (1959) высказывает идеи о том, что «все в мире играют», что мы все постоянно «представляем» себя другим, а они нам — себя. Ролевая теория, рассматриваемая в этой книге, вошла в лексикон социальных работников.

США Особая роль в исследовании соц. проблем и их использовании в социальной работе принадлежит специалистам Чикагской школы.

В Чикагском университете В основе социетального уровня социальной работы лежит структурно-функциональный подход, который предполагает понимание общественной жизни в виде множества взаимодействий людей, их бесконечных переплетений.

Важную роль в развитии социальной работы во всем мире сыграли женщины, представляющие два основных направления социальной работы:

1) психосоциальную, или «клиническую», социальную работу, как ее называли раньше, (направленная на личность клиента)

2) структурную социальную работу, или работу, ориентированную на социальное окружение клиента.

Феминистское движение - первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах мира

Шо Лоуэлл Джозефин (1843—1905) Она считала, что причины бедности кроются в самом характере бедных людей. В связи с этим Джозефин занималась исследованием характера бедных людей.

Мери Ричмонд (1861—1928) с 1889 года занималась социальной работой в качестве помощника благотворительной организации в Балтиморе. В 1917 г. она публикует свою, ставшую впоследствии знаменитой, книгу «Социальные диагнозы». Ее часто называли «матерью социальной терапии»,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.032 с.)