О строении мирском («Как царя чтити») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О строении мирском («Как царя чтити»)



О поведении в гостях и за столом

О поведении в храме

Об управлении хозяйством («О строении домовном»)

Об организации семьи («Как жить с женами и с детьми и с домочадцами»)

О соблюдении вещей

Соборное уложение 1649: Уложение не только не дало крестьянам свободы, оно окончательно их закрепостило.
=Теперь крестьяне (включая их семьи и имущество) фактически становились собственностью феодала. Передавались по наследству, как мебель и не имели собственных прав.
= Изменились правила касательно выхода из-под гнета – теперь крестьяне практически не имели возможности стать свободными.
=Что касается семейного права, то по-прежнему доминирующую роль в регулировании института брака и семьи продолжала играть церковь, поэтому юридически значимым считался лишь церковный брак.

15. ТЕОРИИ МИЛОСЕРДИЯ В XIV-XVII ВВ.
Милосердие как процесс духовного спасения особо рассматривается в отечественной литературе данного периода. Милосердие как источник спасения рассмотрено М. Греком в канонах Иоанну Крестителю.

Происходит осмысление сущности милосердия, при этом оно принимает все более социальный характер, конкретизируется социальной проблематикой. Основополагающими вопросами здесь являются соотношение богатства и власти и душевной чистоты, следование канонам христианского милосердия.
Различное понимание данных вопросов, по сути дела, приводило к обоснованию двух типов религиозной мысли, получивших название:
«стяжателей» - отрицали секуляризацию монастырских земель, признавалось личное владение землей монахов.
«нестяжателей»- выступали за реорганизацию деятельности церкви: отторжение моностырских земельных владений, невмешательство церкви в дела государства, невмешательство государства в церковные дела.

Ермолай-Еразм обоснование милосердия начинает с позиции христианского детерминизма, противоестественности почитания «богатства». Критикуя богатых, социальное неравенство, он обращается к достаточно распространенной идее возмездия или «праведного суда».

Максим Грек. В западном опыте он находит примеры, оправдывающие институт нищенства как институт социального воспитания, необходимый для гармонизации отношений всех слоев общества. Приводя примеры о добровольном нищенстве как монашеском подвиге, он раскрывает «технологию», «способ подаяния». М. Грек мечтал о своеобразной культуре нищенства как культуре равенства и справедливости, воспитывающей у всех членов общества благородные чувства.

«Слово о милости» Епифания Славинецког о — одно из первых светских представлений о сущности милосердия, хотя работа построена на основе христианских канонов. В основу милосердия им положен принцип богоуподобления и любви к ближнему. Автор широко понимает общественное призрение, выделяя в нем три уровня поддержки: помощь духовную, помощь институциональную, «нищепиталище долгое», и помощь традиционную, «нищепиталище общее».

16. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ФОРМ ПОМОЩИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
-Культурный
– ориентация на Западную Европу – восприятие западных теорий соц. Помощи. (Правление Екатерины 2, «Просвещенный абсолютизм»)

-Период становления абсолютной монархии – усиление государственных форм помощи За годы царствования Александра I, Обществом было основано 10 богоугодных заведений в Петербурге и учрежден 6 попечительных комитетов в Москве

 – Период интенсивного реформирования – коснулось и форм помощи происходит регламентация законодательным актом от 7 ноября 1775 года, получившим название «Учреждение для управления губерний Российской империи», в каждой самоуправляемой территории России создавались особые административные органы - приказы общественного призрения, в обязанности которых вменялось создание народных школ, сиротских домов, больниц, богаделен и т.д. В 1764 г. указ об основании Воспитательного общества благородных девиц.

-Секуляризация церкви – духовенство играет не такую важную роль

-Постоянные войны (Семилетняя 1756-1763, Русско-турецкая 1768-1774, Отечественная 1812)– влияние – много инвалидов

17. БОРЬБА ПРОТИВ НИЩЕНСТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Постепенно русское правительство пришло к осознанию, что нищенство представляет определенную угрозу власти.
В 1681 году состоялся церковный собор. Девятое предложение царя касалось проблемы нищенства.

=В Указе Советовалось отделить «притворных» нищих от действительно нуждающихся немощных людей в помощи.

=Советовалось размещать приюты на больших людных улицах, чтобы «мимоходящие люди такую богадельню и больницу видя, умиляясь, милостину подавали». Лечение больных нищих должен осуществлять «дохтур, аптекарь да лекарей человека три или четыре с учениками».

Во время регентства Софьи Алексеевны 30 ноября 1691 года увидел свет указ «О забирании нищих, притворяющихся увечными; о пересылке на прежние жительства, и о наказании их, когда пойманы будут в нищенстве во второй раз»

Меры Петра 1 по пресечению нищенства:

В период правления Петра 1 разворачивается борьба против нищенства,начинаетсяпереход на европейскую модель помощи.Оказание помощи строитсяне на христианских принципах милосердия, а на принципах общественной пользы.

=Был введен запрет на прошение милостыни, пойманных за попрошайничеством наказывали
= Здоровых нищих определяли в принудительные работы.
=Издаются указы о строительстве и содержании по всем губерниям богаделен и больниц для старых и увечных, которые не могли работать.

=Осуществляются мероприятия в рамках общественного призрения по распространению образования и медицинских услуг.

=впервые начинает осуждаться на гос.уровне инфатицид. Детоубийство считается преступлением, а ребенку предоставляются определенные жизненные гарантии.

=Определялись санкции к нищенствующим: пойманных впервые бить батогами, во второй или третий раз — отсылать мужчин на каторжные работы, женщин — в прядильные дома, детей — на суконный двор и мануфактуры.

=В «Духовном регламенте» от 25 января 1725 г. впервые перед духовными лицами ставится вопрос о милостыни как общественном зле, предписывается искоренять этот обычай

=Определены новые направления церкви в деле общественного призрения, строительство при церквах странноприимниц и лазаретов, где предписано было собирать «престарелых и здравия весьма лишенных, кормиться собою немогущих...».

=Устав Главного магистрата 1721 г. определена роль полиции в деле общественного призрения В Регламенте укзаны основные институты призрения:

Работные или «смирительные дома», предназначенные для людей «непотребного жития»; - особенно развитие при Екатерине II – туда стали направлять не только нищих но и хулиганов, алкоголиков и проституток – там они находились или временно или постоянно

=1775 г. – создание приказов общественного призрения. Они заведовали народными школами, аптеками, богадельнями, лечебницами для неизлечимых больных, домов для умалишенных, работными и смирительными домами, сиротскими домами, детскими приютами и др.

 18.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ И ЧАСТНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
Общественное призрение – развитие в XIX в.
Императорское Человеколюбивое Общество, Ведомство учреждений Императрицы Марии (связанные с членами императорской семьи) входили в разряд заведений «на особом положении». Их специфика в том, что они имели особые привилегии со стороны государства, от частного финансирования до предоставления различных льгот и индивидуальных поощрений.
Совет Императорского Человеколюбивого Общества (1816) можно найти в деятельности «Благодетельного общества», основанного в 1802 г. императором Александром I.
Программа общества, утвержденная в 1804 г., определяла следующие направления деятельности:

1) домовое призрение бедных больных;

2) диспенсарии в разных частях города;

3) вспоможение подвергнувшимся нечаянно какому-либо несчастному случаю на улицах;

4) особенные больницы для страждущих прилипчивыми болезнями;

5) призрение искаженных природою или случаем, воспитание глухонемых и т. п.»

Образуются социальные учреждения:

- Оказывающие постоянное призрение: учебно-воспитательные, богадельни, заведения бесплатных и дешевых квартир,

- Учреждения временной помощи — медицинские, благотворительные общества, ночлежные приюты, столовые.

Первое «Воспитательное общество благородных девиц» учреждено в 1764 г.
В 1796 г. императрица Мария Федоровна берет на себя непосредственное руководство его отделениями, что стало новым этапом в его развитии.
За время ее правления Общество разрасталось, у него появляются филиалы, целая сеть институтов воспитания.
В качестве полноправных членов в него входили различные попечительства и более мелкие благотворительные общества. Среди них: Императорское женское патриотическое общество, Московское благотворительное общество (1837 г.), Московское дамское попечительство о бедных и др. В 1854 г. различные учреждения объединились в Ведомство учреждений Императрицы Марии Александровны.

1847 г. «Общество посещения бедных» основатель - В. Ф. Одоевский. Основу деятельности Общества составляли следующие направления помощи:

·поддержка престарелых увечных и больных, не могущих содержать себя собственными трудами,

·сирот и детей бедных родителей;

·вспоможение деньгами, одеждою, дровами и т. п.;

·помощь больным, лечение, отпуск лекарств.

Было закрыто, т.к. среди учредителей было много военных

19. РОССИЙСКИЕ РЕФОРМЫ 60-70-Х ГГ. XIX В. И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО, ОБЩЕСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО ПРИЗРЕНИЯ.
1864 г – положение Александра ii о губернских и земских
 учреждениях –
положило начало земской благотворительности
включала:
губернские попечительства – обязательно опекали: душевнобольных, бродяг, ссыльных, малолетних преступников и профессиональных нищих.
Уездные попечительства – опекали: детей, лиц, нуждающихся в заработке. А также на основании территориального принципа заведовало всеми учреждениями.
Волостные попечительства – собирали сведения о нуждающихся проживающих на территории волости и оказывали им необходимую помощь.


Набирает силу частная и общественная благотворительность. Ее представители занимаются различными видами помощи — от борьбы с детской смертностью, призрения нищих и больных алкоголизмом до поддержки деятелей науки, искусства и культуры.
выявляются новые категории нетрудоспособных лиц общественного призрения: - сироты, - незаконнорожденные младенцы, - нуждающиеся в общем и амбулаторном лечении, - прокаженные, хронические больные, - умалишенные

Направления деятельности земств:
- заведывание земскими лечебными и благотворительными заведениями;
- попечение и призрение бедных, неизлечимо больных и умалишенных, а также сирых и увечных и прочие меры призрения;
 - способы прекращения нищенства;
 - попечение о построении церквей.
 - Управление делами земского страхования имуществ.
- Попечение о развитии местной торговли и промышленности.
- Участие в хозяйственном отношении в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.
 - Содействие к предупреждению падежей скота, сохранение хлебных посевов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.016 с.)