Европейские модели социальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Европейские модели социальной работы



Европейская модель характеризуется через расширенную социальную защиту и решением социальных конфликтов путем демократических методов. В рамках европейской социальной модели была идентифицирована разновидность специфических национальных моделей (британская, шведская, германская и.т.д.).
Все национальные системы привержены тем же общим принципам: -экономический рост, социальная защита
-различающим фактором являясь только акцент, который ставится на каждую из них.

Все страны ЕС имеют в основу, в социальной области, три общие характеристики:

• социальное гражданство, которое дополняет штатское и политическое гражданство, чьим основным принципом является справедливость, рассматриваемая не как равенство доходов, а как равноправие в лице закона и с точки зрения политических, экономических и социальных прав.

• защита против деформации рынка, что подразумевает классифицирование индивидуумов на более важную позицию по отношении к рынку, так чтобы не рынок решал какие индивидуумы имеют право выживать, и какие не имеют. Данная защита не исключает функционирование рынка, а только защиту индивидуума от его возможных негативных последствий.

· отказ от характера товара для некоторых факторов, необходимых для достойной социальной жизни, таких как, к примеру: образование и медицинское обслуживание.

Таким образом, в рамках европейской социальной модели, экономические достижения и социальный прогресс взяты как единое целое, прочно связанные факторы, то довольно ясно указывает на будущую ориентацию ЕС по отношению к социальной политики.

34. АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
В США в конце XIX века, сформировались основные компоненты социальной работы как самостоятельной области профессиональной деятельности: ценностный, научно-теоретический, методический и профессиональный, обеспечивающий необходимый уровень подготовки специалистов.

Наиболее значимыми изменениями, которые произошли в ходе третьего этапа становления социальной работы и профессионального образования (1920-1929 г.), следует считать принятие психоанализа в качестве теоретической основы социальной работы.

Основными причинами распространения психоанализа в социальной работе США следует считать комплекс условий, включавших:
1) временной социально-экономический и политический контекст (консервативный климат послевоенного периода);
 2) изменение характера социальных потребностей (рост индивидуальных психологических проблем на фоне материального благополучия);
3) концептуальную и методическую привлекательность психоанализа (междисциплинарный характер, профессиональный тип взаимодействия с различными категориями клиентов, терапевтический оптимизм и направленность на адаптацию клиента).

 Характерные особенности деятельности американских социальных работников:

• высокая степень стремления к самоидентификации и профессиональной интеграции;

• направление профессиональной социальной помощи на развитие творческого потенциала клиентов;

• попытка сгладить резкие социальные противоречия между представителями различных групп общества, которые постепенно привели к развитию демократической этики, направленной на реализацию равных прав граждан и достижение достойного уровня жизни;

• создание эталонов и поддержание высокого профессионального статуса социальной работы и образования специалистов;

• склонность социальных работников к профессиональному самообновлению, критическому осмыслению опыта, активному поиску научно-теоретических оснований, технологий и способов совершенствования системы образования специалистов;

• стремление создать условия в широком социуме для индивидуального, группового и общинного развития ивзаимообогащения, попытка внести вклад в улучшение жизни общества в целом.

Официальная американская бюджетная статистика включает в категорию социальных
расходов две основные функциональные категории–
«расходы на человеческие ресурсы» К категории расходов на человеческие ресурсы относятся расходы по пяти статьям:

1) образование, подготовка рабочей силы, занятость и социальные услуги;
2) здравоохранение;

3) гарантия доходов;
4) социальное обеспечение;

5) выплаты и услуги ветеранам4.
 «трансфертные платежи физическим лицам» (бюджетные выплаты для поддержания доходов физиче-ских лиц или семей в денежной или немонетарной формах).

35. ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ В США И НОВЫЙ КУРС Ф.Д.РУЗВЕЛЬТА
В 1920–1921 гг. в США разразился кризис, охвативший и промышленность, и сельское хозяйство. Он был связан с конверсионной перестройкой военных производств и свертыванием инструментов мобилизационной экономики, основанной на активнейших государственных закупках во время Первой мировой войны.
Сокращение производства военной продукции повлекло за собой сокращение заказов у смежных предприятий.

Бурный экономический рост в отдельных отраслях усиливал диспропорциональность в экономике и вел к затовариванию рынка. Неоправданный рост предложения не сопровождался аналогичным ростом платежеспособного спроса, что неминуемо должно было привести и привело к падению цен и снижению объемов выпуска продукции.

Переход от одной фазы к другой произошел достаточно резко, хотя и не одномоментно, и был связан с событиями "черного четверга" 24 октября 1929 г. и последующих дней, когда цены на акции ведущих компаний упали в несколько раз.

В 1933 г. президентом США стал Франклин Рузвельт, занимавший этот пост вплоть до своей смерти 12 апреля 1945 г. Его "Новый курс " (New Deal), в основе которого лежала экономическая программа Дж. М. Кейнса, стал поворотной точкой на пути преодоления депрессии и построения новой экономической парадигмы.

Реализация "Нового курса" началась с реформы банковской и кредитно-денежной систем.

-В марте 1933 г. была приостановлена работа всех банков с целью определения текущего состояния дел и четкого разграничения финансово здоровых банков от тех, которые не в состоянии выполнять свои функции.

-Другой мерой, направленной на преодоление кризиса, стало прекращение обмена банкнот на золото.

-Социальная составляющая "Нового курса" включала систему мер по снижению безработицы и поддержке малоимущих.

Чтобы обеспечить людей, оказавшихся без средств к существованию, источником средств для обеспечения себя и своих семей были организованы общественные работы в дорожном хозяйстве, строительстве, сфере услуг. Были начаты крупномасштабные национальные проекты по созданию плотин и строительству гидроэлектростанций, реконструкции старых и созданию новых промышленных предприятий.

Все это оказало благотворное влияние на экономику, увеличив занятость, доходы населения и одновременно поддержав реальный сектор.

Закон о социальном обеспечении (1936 г.) предусматривал выплату нуждающимся пенсий по старости и инвалидности, пособий по безработице и болезни.

В итоге по ряду основных показателей на докризисный уровень 1929 г. США смогли выйти к 1937 г., полностью же оправиться от потерь Великой депрессии США удалось только к 1950-м гг.

36. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В США. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛИ.
Правовые основы вспомоществования были заложены Законом "О социальном обеспечении" 1935 г., который предусматривал оказание помощи из бюджетных средств нуждающимся лицам пенсионного возраста, семьям с детьми; выделение ассигнований на охрану материнства и детства; социальную помощь полностью нетрудоспособным лицам и слепым; финансирование медицинской помощи.
Закон "О дополнительном гарантированном доходе", вступивший в силу в 1974 г. и регламентирующий оказание социальной помощи нуждающимся престарелым гражданам, слепым, инвалидам.
  Принятый в 1964 г. Закон "Об экономических возможностях" пр едусматривал развитие программ помощи по профессиональной подготовке и обучению, расширение программ "общинных действий", направленных на "войну с бедностью" и осуществляемых под эгидой местных властей, специальные программы помощи жителям сельской местности и работникам мелкого бизнеса, развитие деятельности организаций миссионерского типа.

Основным с труктурным элементом реализации социальных программ на местах стали агентства общинных действий, создаваемые из представителей общественности и местных властей при максимально возможном участии жителей этих районов и реципиентов социальных пособий.
Функции агентств заключались в организации и контроле за осуществлением ряда федеральных программ, а также в реализации собственных мероприятий помощи нуждающимся. Инициативные местные программы включали помощь в обеспечении работой и медицинским обслуживанием, меры по ликвидации неграмотности, помощь в ремонте и строительстве жилища и др. 

Диагностическая школа (направление) была связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, в котором готовили социальных работников для работы в психиатрических службах. Потребность в таких специалистах была очень велика, поскольку было много клиентов – ветеранов войны, испыывающих различного рода психологические проблемы.

В качестве теоретической основы обучения была взята модель Мэри Ричмонд. Но она была истолкована не так, как ее трактовала Ричмонд, потому что речь шла не о клиентах, обеспокоенных проблемами бедности, а о клиентах, имеющих психологические проблемы. Социальная ситуация клиента отодвигалась на второй план. Акцент был сделан на диагнозе болезни клиента.

В практическом взаимодействии социального работника и клиента, как отмечали теоретики этого направления, следует уделять особое внимание прошлому опыту клиента, его детским переживаниям, наклонностям, оценке личности. Это было время, когда появилась теория психоанализа З.Фрейда, и представители диагностической школы, по сравнению с другими направлениями, испытали на себе ее самое сильное влияние.
Отношения между клиентом и социальным работником строились как авторитарные. Задача социального работника – лечение клиента, понимаемое как изменение его личности помощь в адаптации к окружающей среде.

Функциональная школа. Это направление начинает развиваться с 30-х гг. в Пенсильвании.

В это время в США возрастает интерес к социальной среде и процессу оказания помощи, но не как к лечебному процессу, а, скорее, как к услуге, оказываемой в рамках социальной службы.

Из теории Дж. Дьюи было заимствовано понятие «самоопределение», то есть право клиента решать за себя. Поэтому функциональная школа меньше внимания уделяла ранним детским впечатлениями постановке диагноза. Для них стало более важным начало процесса изменений клиента.

В рамках этой школы была предложена методика по организации помощи: ее предоставления и приема.

Акцент делался на построении правильных взаимоотношений клиента и социального работника.

Функциональная школа базировалась на принципе «здесь и теперь», когда в процессе взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. Для этого между социальным работником и клиентом устанавливаются партнерские взаимоотношения. Они оба несут равную ответственность за изменение

ситуации. Главное, как писала теоретик функциональной школы Дж. Тафт, создание и развитие


Отличие функциональной теории социальной работы от диагностических теоретических подходов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.170 (0.01 с.)