Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предыстория философии в России
XI в. - первая половина XVIII в. – постановка философских проблем и поиск их решения в рамках других форм общественного сознания, прежде всего религиозного и эстетического. Становление собственно русской философии непосредственным образом связано с христианизацией Руси. Оригинальная русская философская мысль формировалась в ходе освоения духовного опыта Византии и сравнения его с собственным опытом. Наиболее важная роль здесь принадлежала восточно-христианской патристике (святоотеческой школе), через которую происходило знакомство Руси как с религиозно-философскими системами православия, так и с философским наследием античности. Творчество христианских мыслителей Византии явилось источниковой базой становления русского «любомудрия». Среди наиболее ярких представителей этой школы следует отметить Василия Великого («Шестоднев»), Иоанна Дамаскина («Источник знания»), Григория Нисского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Леонтия Византийского, Максима Исповедника (сборники церковных песнопений, канонов, стихир, кондаков, икосов и пр.). Кроме религиозных восточно-патристических трактатов источником становления древнерусской философской мысли явились также и светские книги – различные сборники («Пчела», «Толковая Палея»), хроники (Георгий Амартол), афористические и морально-назидательные сочинения (Филипп Философ «Диоптра») и пр. Широкая распространенность и известность этих теоретических источников в Киевской Руси свидетельствует о реально существующих тесных взаимосвязях в рамках восточноевропейской культуры и высоком уровне философских знаний наших предков. Уже древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» (автор –Нестор Летописец) явилась не только литературно-художественным и историко-хронологическим произведением, но и памятником зарождающейся философской мысли середины IX — начала X в. В летописи упоминаются имена мыслителей поздней античности, употребляются термины «философ», «философствование», излагается своеобразная философско-историческая концепция, рассматривается вопрос о происхождении Руси, о едином христианском Боге, о необходимости творения добра и борьбы со злом. Здесь же предприняты попытки осмыслить социальные отношения на Руси, сформулировать нравственные нормы общественной жизни. Однако, несмотря на это, целостной философской системы в этом летописном источнике нет, а его философский синкретизм отражает фрагментарность и разрозненность воззрений древнерусских «любомудров».
В числе тех, кто непосредственно стоял у истоков русской философии, были и первые киевские митрополиты: Илларион («Слово о Законе и Благодати»), Никифор Грек («Послание» к Владимиру Моно- маху), Климент Смолятич («Послание пресвитеру Фоме»), В данных источниках в соответствии с канонами византийской патристики красной нитью проходят темы истинного предназначения православного христианства, важности его роли в формировании государства, величия Руси, богоизбранности ее властителей и благости ее народа. Здесь уже более ясно, чем в «Повести временных лет» были выражены философские идеи. Теоретический итог развитию философской мысли Древней Руси подвел мыслитель-книжник Кирилл Туровский (вторая половина XII в.). Его творчество, направленное на решение вопросов, связанных с верой человека, можно охарактеризовать как религиозную антропологию. Выведенный и отстаиваемый им философско-религиозный принцип «познавай, веруя» упрочил идею Климента Смолятича об «оправдании» православно-христианских постулатов средствами логики, с помощью рационального мышления. Период феодальной раздробленности на Руси и сопутствующее ему трехвековое монгольское иго не лучшим образом сказались на процессе развития русской культуры в целом и философской мысли в частности. Однако ни краха русской культуры, ни разрыва ее философской традиции не произошло. В литературно-философских памятниках Руси XIII в. продолжают ощущаться связи со славянским югом. В XIV в. эти связи дополняются усилением культурного влияния на Русь Византии и Афона (Григорий Синаит, Григорий Палама). Именно оттуда осуществлялся приток идейно-философских христианских источников мистической и аскетической направленности. Этот период культурно-философской жизни Руси связан с такими явлениями, как отшельничество и монастырское возрождение, получившими название исихазм {преподобный Сергий Радонежский). Важнейшие положения религиозно-философского учения исихазма были связаны с преодолением чувственной и «страстной» природы души человека, возможностью реального созерцания божественной благодати, утверждением примата веры над разумом, овладением нравственно-аскетическим опытом, приближающим христианина к Богу.
Философская мысль московского периода русской государственности с особой силой проявилась в мировоззрении нестяжателей (Нил Сорский) и в их полемике с иосифлянами (Иосиф Волоцкий). Поводом к идейно-философским разногласиям стало отношение к монастырскому землевладению. Нил Сорский и поддерживавшие его заволжские старцы (нестяжатели) выступили против земельной собственности церкви, настаивая на отказе ее от накопления материальных благ и усиления активного воздействия на «мирскую» сферу простых людей. Со своей стороны иосифляне выступали за активное воздействие православно-христианской идеологии на все сферы государства и общества. При этом они не отрицали возможности существования сильной материальной базы церкви. Одержавшее победу в этой борьбе иосифлянство стало по своей сути идеологической доктриной единого, сильного, активно развивающегося Московского централизованного государства. В период его формирования и развития государственная идея начинает играть все более значимую роль в русской философии. В связи с кризисом и последующим падением Византии в русском сознании крепнет представление о том, что историческая миссия «православного царства» ныне принадлежит Московскому государству. На рубеже XV-XVI вв. подобная установка была достаточно широко представлена в русской литературе («Повесть о белом клобуке», цикл сказаний о Мономаховом венце и пр.). Однако более последовательно эта идея была обоснована старцем псковского Елиазарова монастыря Филофеем в его посланиях (в частности, великому князю Василию III). В знаменитой формуле Филофея: «Москва – Третий Рим, а четвертому не быть», – просматривается историческое выражение древнерусского идеала Святой Руси, связанного с верой в реальность подлинно православной государственности. Именно эта вера позднее явилась идейной основой протеста протопопа Аввакума и его сторонников (старообрядцев) против реформ патриарха Никона (вторая половина XVII в.). Старообрядцы, наследники воззрений иосифлян на Русь как на «священное православное царство», своим исходом из пореформенной церкви знаменовали не просто церковный раскол, а протест против надвигающейся эпохи светской государственности, проникновения в общественное сознание западных идей и секуляризации философской религиозной мысли.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.008 с.) |