Немецкая классическая философия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Немецкая классическая философия



Высшего уровня саморазвития европейская философия достигла в трудах немецких философов конца XVIII – первой половины XIX вв., За последовательность системности самовыражения, чёткость понятийно-категориального аппарата, ставшего общим философским языком, за широту охвата проблем, за постановку вечно актуальных вопросов будущим поколениям это направление получило название «Немецкая классическая философия», которая и по сей день единодушно трактуется как вершина философского творчества.

Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804), который совершил «коперниковский переворот» от метафизических абсолютных первоначал к человеческому субъекту (подобно Копернику, который в движении видел не столько звёзды, сколько позицию наблюдателя); не субъект вращается вокруг объекта, а объект – вокруг субъекта, то есть наше сознание придаёт предмету ту форму всеобщности необходимого знания, в какой он только и может познаваться.

В результате своих размышлений И. Кант сформулировал четыре (теперь уже знаменитые) вопроса, на которые философия обязана ответить человечеству:

· Что я могу знать?

· Что я должен делать?

· На что я могу надеяться?

· Что такое человек?

Три вопроса сформулированы в «Критике чистого разума» а в лекциях по логике добавлен четвертый. Они последовательно охватывают область возможного для нас знания и способов познания того, что находится за пределами знания, область нашего практического действия и той части этих действий, которые относятся к должному, а также область будущего, которое может проистечь из наших должных (или не должных) действий, а, следовательно, определяет то, на что мы можем, а на что не можем надеяться. В поиске ответов на эти вечные вопросы развиваются основныенаправления и современной философии: гносеология, практическая этика, метафизика и философия религии, философская антропология.

Логическим продолжением его идей стала философия Фридриха Гегеля (1770-1831), создавшего систему объективного идеализма, основой которой является принцип тождества мышления и бытия. Тождество мышления и бытия образует субстанциональную основу мира и внутри себя содержит различие между субъективным и объективным. По Гегелю, мышление – это не субъективная человеческая деятельность, а независимая от человека объективная сущность, первооснова всего существующего. Важнейшим достижением философии Гегеля стала последовательная разработка диалектического метода (трёх законов диалектики).

Через критику гегелевского идеализма развивался антропологический материализм Людвига Фейербаха (1804-1872). Он утверждал, что природа есть единственная реальность, а человек – её высший продукт, завершение. При этом познать материальную, объективно существующую природы можно только, постигнув природу человека и его познавательной деятельности. По Фейербаху, понятие объекта познания первоначально формируется в опыте человеческого общения, и потому первое, что в состоянии начать познавать любой человек – это другой человек. Любовь

Духовная, нравственная, внутренняя связь людей формирует истинную мораль – альтруизм, которая должна стать на место иллюзорной связи с Богом, ибо, как считает Фейербах,любовь к Богу есть придуманная форма любви, которая замещает неспособность обрести подлинную любовь человекак человеку, которую он рассматривает какглавный путь к познанию.

Философия позитивизма

Ещё одним направлением рационального освоения мира стал «Позитивизм».Это направление унаследовал от «немецкой классической философии» веру в разум как предельную характеристику бытия, и от «просветителей» веру в абсолютно безграничные возможности науки для положительного развития общества. Основателем позитивистской философии считается Огюст Конт французский философ и социолог. Рассуждая в контексте успешного развития частных наук о природе, О. Конт пришёл к выводу о том, что философия выполнила свою историческую миссию, так как изучение природы обрело эмпирическую базу и доказательную методику исследования; философские рассуждения о всеобщих предельных основаниях бытия с пользой для общества вытеснены знаниями законов развития природы; в результате, «теперь каждая наука сама себе философия». Время, по мнению О. Конта, требовало от процесса познания положительных (позитивных) то есть полезных для человека знаний, то есть именно историческое время как объективный фактор отказывало философии в праве на существование.

Заглядывая вперёд, отметим, что в историческом развитии позитивизма различают три этапа:

Первый позитивизм (середина XIX века), считал необходимым и своевременным развивать самостоятельность и самодостаточность частных естественных наук, и создание «социальной физики». Это и стало началом развития новой науки – социологии как науки об обществе. Единственно задачей философии должна стать работа по обобщению научных данных. (О. Конт(1798-1857), Г. Спенсер, Дж. Ст. Миль).

Второй позитивизм до 10-х гг. ХХ века.Стремление «очистить» естественнонаучное знание от «остатков» умозрительных размышлений, усилить методику и опыт. С их точки зрения, философия должна превратиться в деятельность, анализирующую особенности познания, исходя из того, что никакой объект мира не может быть описан таким, как он есть. Всё растворяется в ощущениях познающего субъекта, который ничего не в силах объяснить, следовательно задача науки – описать ощущения ученого (Э. Мах, Р. Авенариус).

Третий – логический позитивизм или неопозитивизм (первая половина ХХ века)истолковывал истину как совпадение высказываний с непосредственным опытом человека, а философию воспринимал как род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Так Л. Витгенштейн отметил, что в языке науки и в повседневном языке слишком много псевдопредложений, то есть предложений, которые в действительности не говорят о фактах. Для выявления и отбрасывания таких бессмысленных предложений требуется логический анализ языка науки. Именно такой анализ должен стать главным занятием философов. (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах).

Постпозитивизм (вторая половина ХХ века) характеризуется отказом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские, проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации – разграничении научного знания от ненаучного. Это и стало началом развития новой области знания – философии науки (Т. Кун, П. Фейерабенд).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.006 с.)