Общие черты философии позитивизма разных периодов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие черты философии позитивизма разных периодов



1. Полная элиминация (устранение) традиционных философских проблем, которые неразрешимы из-за ограниченности человеческого разума.

2. Поиск универсального метода получения достоверного знания и универсального языка науки.

3. Гносеологический феноменализм – сведение научных знаний к совокупности чувствительных данных и полное устранение «ненаблюдаемого» из науки.

4. Методологический эмпиризм – стремление решать судьбу теоретического знания исходя из результатов его опытной проверки;

5. Дескриптивизм – сведение всех функций науки к описанию, но не объяснению.

6. Утверждая, что наука все еще недостаточно научна, в ней слишком много умозрительных, спекулятивных компонентов, позитивизм ставил задачу «очищения» ее от метафизики.

 

Философия марксизма

Возникновение позитивизма было реакцией общественного европейского сознания на социально-экономические противоречия середины XIX века, своеобразным предложением разрешить проблемы общественного развития через развитие науки. Другой путь решения тех же проблем предложил в середине XIXвека марксизм [Карл Маркc (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)], разрабатывая философию как теорию революционного преобразования мира: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Марксизм видел предпосылки возможности предпосылки возможности сознательной преобразовательной деятельности в наличии законов общественного развития. Их познание и должна осуществлять социальная философия. А саму возможность познания законов общества марксизм видел в диалектико-материалистической методологии. Основным положением марксисткой философии стало материалистическое понимание истории: признание первичности материальных условий жизни человека и общества по отношению к развитию сознания; признание фундаментальной роли в развитии общества способа производства материальных благ, признание практики как предметно-чувственной преобразующей деятельности людей основой всех форм познания человеком мира. Сознательно встав на позиции защиты интересов пролетариата, основоположники марксизма рассматривали свою философию как теоретико-мировоззренческую и методологическую основы борьбы за его экономическое и политическое освобождение, Уровнем развития естествознания той эпохи объясняется определение Энгельсом понятия материи как объединяющего все лишь телесно существующее, а также некоторый схематизм разработанной им классификации форм движения материи.

Впрочем, будучи диалектиками, Маркс и Энгельс сами неоднократно подчеркивали исторически преходящий характер философских систем, характеризуя философию как «духовную квинтэссенцию исторической эпохи» и отмечая также, что с каждым большим шагом в науке и общественной практике философия с необходимостью будет менять свои формы. Это положение убедительно проиллюстрировала история развития позитивизм, которую мы рассмотрели выше. При этом необходимо отметить, что основоположники марксизма, размышляя в контексте конкретной исторической эпохи, не претендовали на единственность своих теоретических выводов и не могут нести ответственность за то, что в последующем в новой социально-политической ситуации многие их идеи были догматизированы и, по сути, перешли в разряд идеологических штампов. Достаточно вспомнить ту роль, которую сыграли В.И. Ленин (1870-1924) и его соратники в превращении марксизма, по крайней мере, в нашей стране, в единственное учение, не подлежащее сколь-нибудь серьезному анализу. Сделав марксизм официальной идеологической доктриной Советского государства, Ленин и, особенно, его последователи тем самым подвергли ревизии его сущность, во многом ограничив возможности саморазвития. Этим был нанесен ущерб не только самому марксизму, но и обществу.

Марксизм как философия преобразования и активного социального действия возник в период сильнейших социально-экономических противоречий развития западной Европы. Общество прореагировало на эту ситуацию волной буржуазных революций. XIXвек во многом реализовал мечты и задумки общественного сознания двух предыдущих веков: демократизация социально-политических отношений, развитие экспериментальной науки, индустриализация в контексте промышленного переворота. Однако опыт послереволюционного мирного развития принёс и разочарования: царство просвещённого разума обернулось торжеством буржуазного рассудка, равенство всех граждан – формализмом закона, права и безопасность личности – произволом диктатуры новых правителей, поиск новой религии – духовной пустотой и моральной растерянностью в условиях аномии (отсутствие единых моральных норм). В этих условиях философия продолжает поиск оптимальных методов познания мира и человека в естественнонаучной или иррациональной методологии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.005 с.)