Роль философских знаний в формировании мировоззрения военнослужащих 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль философских знаний в формировании мировоззрения военнослужащих



Основы философских знаний являются по определению и основой формирования мировоззрений военнослужащих. Непрерывный процесс движения, развития общества, военного дела, вооруженных сил, самого человека обусловливают необходимость совершенствования методологической подготовки офицерского состава, то есть вооружение офицеров, курсантов военных училищ, слушателей военных академий умениями и навыками применения на практике философских знаний. Выполнение этой

Важнейший путь совершенствования методологической подготовки военных кадров - это всестороннее развитие личности воина, обогащение ее знанием достижений мировой и отечественной мысли, науки, техники, практики. Интеллектуально высокоразвитый, с широким кругозором человек уже в силу своей образованности обладает стихийно развитой методологической подготовкой. Эрудиция, высокое качество знаний социально-гуманитарных наук, и прежде всего философских, позволяет курсанту, офицеру при решении практических учебно-боевых и воспитательных задач сознательно оперировать методологическими правилами. Зная и умело используя философские законы и принципы, отражаемые ими позитивные или негативные стороны явлений, тенденций, процессов, командир, офицер штаба, инженер облегчают и сокращают себе путь к достижению цели, к успеху.

Важным направлением совершенствования методологической подготовки является обеспечение формирования у воина подлинно научного мировоззренческого базиса. При этом необходимо подчеркнуть, что дело это - исключительно индивидуальное. Действительно, любое (массовое или индивидуальное) мероприятие по обучению и воспитанию военнослужащих имеет мировоззренческий аспект, направлено в конечном счете на конкретного человека и воспринимается им сугубо индивидуально. Их результативность в -значительной степени зависит от философской культуры личности воина.

Восприятие или не восприятие человеком методологических положений той или иной философии непосредственно определяется соответствием или несоответствием его мировоззренческой позиции. Методология действия, деятельности, поведения военнослужащего в немалой степени зависит от его мировоззрения: идеалистического, религиозного, материалистического, метафизического, диалектического; от признания или непризнания им познаваемости мира и пор. Одни во всем полагаются на Бога, абстрактную идею, сверхразум, предначертания судьбы; другие – на себя, свои силы и возможности. Поэтому философская подготовка военных кадров предполагает изучение различных философских концепций, сопоставление их основных идей с принципами своего мировоззрения, обнаружение противоречий, готовность их понимать разрешать и развиваться в будущее. Любая система взглядов помогает воину в решении задач лишь тогда, когда она соответствует его убеждениям.

Обязательным условием успеха и направлением совершенствования методологической подготовки курсантов, офицеров является обеспечение высокого научного уровня преподавания б военно-учебных заведениях социально-гуманитарных дисциплин. При всем различии содержания учебных предметов, курсов, специфике законов, категорий, принципов конкретных наук все они в конечном счете анализируют единичные и общие характеристики, структурно-содержательные параметры, причинно-следственные связи, сущность явлений, фактов, процессов и выходят на философский уровень осмысления действительности, на философские законы, принципы. В итоге весь комплекс званий общественных наук, как и каждая из них в отдельности, способствует мировоззренческо-методологической подготовке военных кадров.

Еще одно направление - повышение качества философской подготовки офицерского состава, творческое развитие философской теории. О практической значимости изучения всеми категориями военнослужащих на первый взгляд.далеких от жизни сугубо теоретических абстракций убеждает весь курс философии. Совершенно ясно - оптимальный выход из сложнейшего лабиринта социальных, военно-политических и собственно военных проблем, идейно-политического противоборства, противоречий обучения и воспитания военнослужащих быстрее и легче может найти человек, овладевший научной методологией познания, деятельности. Успех сопутствует тому, кто мыслит и действует диалектично и с учетом взаимообусловленности явлений и процессов, единичного и общего развития личности, воинского коллектива, вооруженных сил, государства, общества, политики, войны, мира, армии.

Сознательное следование методологическим правилам освобождает человека от многих сложностей и трудностей. Поэтому методологическая подготовка немыслима без заинтересованного отношения личности к своему самообразованию, к изучению философии. Однако усилия по совершенствованию методологической подготовки военных кадров окажутся бесполезными, если сам воин не осознает целесообразность и практическую значимость для себя познания философии.

Выводы

1. Мировоззрение – это система наиболее общих взглядов человека (группы людей) на мир и себя в нём;

2. Мировоззрение формируется в процессе развития человека и общества в целом и познания – в частности;

3. Мировоззрение исторически изменчиво;

4. Сосуществуют разные формы мировоззрения, различающиеся по тому, какая форма познания преобладает: мифическая или религиозная, или научная, или философская;

5. Философия как самостоятельная область теоретического знания в своем саморазвитии рационально стремиться к системности и имеет:

- свой объект познания – весь мир в его внутренних связях;

- свой предмет познания – всеобщие проблемы в контексте отношений Мира и Человека;

- свою цель – соотнесение человека, его предметной деятельности с Миром, с надличностными структурами бытия;

- набор философских методов, применяемых и другими формами познания в кризисных ситуациях;

- свои функции и роль в развитии культуры;

- структурное деление на разделы (части) по принципу различения предмета познания

- свой категориальный аппарат (рационально разработанный международный теоретический язык)

Таким образом, философия стремится понять реальность мира во всех его элементах, частях и моментах без изъятия, реальность как целое. В этом стремлении она опирается на все познавательные возможности человека, отдавая ведущую роль работе разума и признавая главным методом постижения мира рационализацию. Для нее значим лишь разумный аргумент, логическая мотивация, логос. Недостаточно констатировать, определить данные факта, опыта: философия должна идти дальше фактов и опыта, находить причины с помощью разума. Цель философии, в конечном счете, состоит в чистом созерцании истины, бескорыстном желании достичь ее.

     



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1081; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.241 (0.007 с.)