Миф и религия как формы мировоззрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Миф и религия как формы мировоззрения



Миф является исторически первой формой мировоззрения и сопровождает человека всю жизнь, имея поэтапно разную степень значимости для познания мира и самоопределения в нём. Мифическое мировоззрение  – это конкретно-образное восприятие действительности без вопросов и сомнений, при преобладающей работе чувств в познании, в восприятии мира в целом. Миф – многослойное и полифункциональное образование. Складываясь в условиях первобытнообщинной формации, нерасчлененный стихийный коллективизм, который порождает перенос на всю действительность «непосредственно данных» человеку «естественных» отношений родовой общины, он предстает перед нами как описание некоторой совокупности фантастических существ, образующих общину, связанную кровным родством. Природно-космические, социальные и производственные функции распределены между этими существами. При этом мифическое повествование принимается мифическим субъектом совершенно не критически, как то, что было, есть или будет на самом деле и не подлежит обсуждению в принципе. Миф, следовательно, выступает для этого субъекта как вполне реальный «мир», может быть даже более реальный, чем мир непосредственного окружения. Но в то же время это мир отрешенный отчужденный от повседневного мира. Он одновременно и наглядно-чувственно, и волшебно-фантастичный, и очевидно-практически достоверный, и сверхъестественный. Главная его функция – регуляция общественной жизни в эмпирическом (опытном) многообразии, и он выступает здесь как сама жизнь, где слились воедино социальные, идеологические и даже физиологические аспекты. Иначе говоря, мифическое мировоззрение – это форма практически-духовного освоения мира, в процессе которого информация, получаемая в процессе повседневного опыта воспринимается без сомнений и вопросов через доверие миру. Это позволяло первобытному человеку преодолевать страх природы и невозможность стать от неё чуть менее зависимым. Однако, постепенно общество людей накапливало опыт, который вступал в противоречие с «картинками» мифического мировоззрения. Это вызывало вопросы, ответы на которые человеку оказалось легче всего найти в религиозной форме мировоззрения.

На рубеже XX и XXI вв. значительно усилилось внимание российского общества к религии как средству духовного развития и воспитания. Не остаются в стороне от этих сложных процессов и Вооруженные силы Российской Федерации. История свидетельствует, что религия всегда стремилась распространить свое влияние на армию, подчинить религиозным устоям быт и деятельность военнослужащих. И это вполне понятно, ибо военная сфера жизнедеятельности представляет собой один из важнейших государственных институтов.

Необходимо отметить, что религия как явление общественной жизни реально существует в самых разнообразных формах. В России сегодня зарегистрировано более 20 тыс. религиозных организаций, представляющих более 60 религиозных направлений, каждое из которых имеет свое вероучение, культ, организационную структуру. Однако при всем различии в формах и содержании все религии мира имеют много общего. Именно то общее, что свойственно всем религиям мира, является предметом философского осмысления.

Религия,как считают многие её исследователи, возникла на основе формирования представлений о том, что кроме субъективного и природного мира существует еще и сверхприродный, сверхъестественный мир, образующий целое божественное, «духовное царство». Как и мифология, религия опирается на чувственные образы, развивает способность к воображению, фантазии. Но в отличие от мифологии, религия сосредоточивает воображение и фантазию на сверхприродном бытии, которое называют духовным или божественным. На первый план выдвигается психологическая установка – вера в Бога. Сформировавшись в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад, религиозное мировоззрение дополняет мировоззрение мифическое, помогающее человеку не просто воспринимать мир таким, как он ощущается здесь и сейчас, но объяснять мир на основе способности сознания оторваться от повседневной реальности.

Под религией понимается мировоззрение и специфические действия, основанные на вере в существование сверхъестественного начала — Бога или богов. Однако в этом определении зафиксированы лишь проявления, лежащие на поверхности религиозной жизни. Поэтому человеческая мысль не довольствуется подобным описанием признаков религии и с давних пор стремится объяснить этот феномен, понять его природу, сущность, значение.

В философском смысле религия (лат. religare – воссоединять) – это, во-первых, мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества, а во-вторых, чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения.

Необходимо подчеркнуть, что в реальной действительности понятие «религия» существует не как характеристика единого для всего человечества верования, а как обобщенное понятие множества разнообразных религий, в чем-то сходных, а в чем-то существенно отличающихся друг от друга. Особенности религий обусловлены спецификой душевных и психологических проявлений исповедующих ту или иную религию людей, что наиболее ярко обнаруживается в их различных представлениях о божестве. Главная черта всех религий – вера в сверхъестественные силы, влияющие на жизнь человека, т.е. те влияния, суть которых не может объяснить рациональная научная логика. Эти свойства могут быть приписаны очень многим элементам мира – удаче или неудаче, родителям или себе, кумиру или врагу. Главное, что их действенность, как и само наличие у них необъяснимой силы влияния на жизнь человека и человечества, принимается на веру, то есть – без доказательств. Таким образом, религию как мировоззрение следует определить как систему взглядов, опирающуюся преимущественно на эмоционально-чувственную активность человека и принятую на веру (без доказательств), которая и ведёт человека по жизни

Религиозная вера, таким образом, в отличие от суждений науки, не требует доказательства, проверки и подтверждения посредством соотнесения с реальностью. Она поддерживается не доводами разума и не фактами, подтверждающими ее, а внутренним интуитивным опытом и силой традиции. Религиозная вера – это внутренняя уверенность в приобщении к «тайне», к «невозможному», то есть к чему-то выходящему за рамки причинно-следственных связей. Она является переживанием, которому, в отличие от интеллектуального акта, логика и доказательства не нужны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.005 с.)