Глава 1. Философия и её роль в жизни человека и общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Философия и её роль в жизни человека и общества



В повседневной речи мы используем слово «философия», вкладывая в него самое различное содержание. Когда слышим пустые рассуждения говорящего, то просим его перестать «философствовать», тем самым давая отрицательную оценку его пустословию. Иногда с уважением замечаем о своем собеседнике: «О, да Вы – философ!», подчеркивая тем самым мудрость произнесенных им слов. Так что же такое философия? Начнем поиск ответа на вечно актуальный вопрос.

 

§1. 1. «Философия» как учебная дисциплина

 

Современный мир – это сложная динамичная целостная система. Его правильное и всестороннее понимание невозможно без определенных философских представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность в развитии, в единстве всех ее законов и противоречий, понять место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем. В свое время Гегель проницательно заметил, что философия – это «эпоха, схваченная в мыслях».

Философская культура – важная составная часть общей культуры человека, формирование которой – насущная потребность наших дней. В условиях происходящих глубоких перемен крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм, умозрительных схем и в мышлении, и в практической деятельности. А потому надо уметь мыслить и действовать конструктивно-критически, творчески, созидательно, т.е. диалектически. Чтобы овладеть этим искусством, нужна большая работа по всестороннему освоению всего богатства мировой философии. Ответить на вопросы:Какие проблемы мы называем философскими? Почему, зачем человек философствует? Кому нужна и кому не нужна философия? «Тайна» философского творчества. Альтернативность философских идей – материализм и идеализм. Основные части философии.

Наш курс, несомненно, поможет вам. При его подготовке мы исходили из того, что главная задача всякого руководства – дать основные понятия по излагаемому предмету, указать, в каком направлении следует изучать его подробнее.

Философские вопросы – это вопросы не об объектах (природных или сотворенных людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по себе), а мир как условие человеческой жизни – вот исходная точка зрения философского сознания. Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться? – именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие и вечные вопросы человеческого разума. Эти вопросы неустранимы, ибо они о судьбе, предназначении человека и человечества: во имя чего и как ему жить, как сделать свою жизнь действительно мудрой и счастливой и как с достоинством завершить ее?

Вечен ли мир или создан Богом? Смертна или бессмертна наша душа? Свободен ли человек в своих поступках и решениях? - характер и содержание таких вопросов выходят за пределы обычного человеческого опыта. И не философы придумывают эти вопросы. Их «придумывает» жизнь.

Философы – в силу своих способностей – ищут ответы на них. Философские вопросы всегда гипотетичны, но каждый шаг человеческой истории, каждый новый рубеж обретенного социального опыта открывает перед философским разумом неведомые ранее грани действительности, дает возможность найти все более и более весомые аргументы в философских спорах.

Обобщая многовековый опыт истории философии, можно сказать так: предмет философии – это высшие смыслы, цели и ценности человека и его культуры. Жизнь, творчество как каждого человека, так и общества в целом есть непрерывное диалектическое взаимодействие, взаимопереход противоположностей: материального и идеального, общественного бытия и общественного сознания. Человек – это реальный носитель и этого единства, и этого противоречия (антиномии). Вот почему вопрос об отношении мышления к бытию, духа к материи является основным, вечным вопросом философии. Лишь на первый взгляд может показаться, что речь здесь идет о вещах сугубо отвлеченных (абстрактно-гносеологических). Но эти абстракции обретают весьма конкретное содержание в реальном процессе социальной жизни, в истории: могут ли люди изменить свою жизнь к лучшему? С чего начать – с изменения, преобразования внешних, материальных условий жизни или с перестройки духовной, с ломки и переделки собственного сознания? Или же и то и другое должно осуществляться одновременно? Но возможно ли это?

Почему, зачем человек философствует?

Великий немецкий мыслитель Кант (XVIII в.) считал философию не только высочайшим уровнем теоретической мысли, но и вместе с тем «естественной склонностью души», присущей в той или иной степени всем людям, каждому человеку. Ибо «не хлебом единым» живет человек: он стремится иногда приподняться над обыденностью жизни, взглянуть на себя как бы со стороны, задуматься о смысле, о конечных целях происходщего. Каждый сколько-нибудь духовно развитый человек «немножко» философ, даже если он никогда не слышал такого слова.

Если бы философия (философствование) не затрагивала сокровенные струны души, не выражала высочайшие общественные интересы, не было бы и великих философов, творцов и созидателей грандиозных мировоззренческих систем и учений. Профессиональная (литературно оформленная) философия, в отличие от стихийного, любительского, «домашнего» философствования, опираясь на собственные вековые традиции, хранит и постоянно переосмысливает свою историю. На протяжении веков она разрабатывала определенный, только ей присущий способ аргументации, принципы и приемы концептуального построения и развития своего содержания, своих целей.

Древнегреческий ученый Аристотель (IV в. до н. э.) подчеркивал, что от философии не нужно ждать практической «пользы», т. е. решения частных, прикладных задач. Можно эту мысль передать так: философия — это не тактика, астратегия человеческой жизни; она есть удел свободного человека, она есть взгляд в вечность. Отметим, что в данном случае речь идет о философии как о самостоятельном направлении познания мира человечеством в лице выдающихся мудрецов, способных выразить в своих теоретических трактатах исторический опыт всех предшествующих поколений. Этот опыт накапливается через каждодневную практику каждого из людей, и через обобщение философствования этих людей в процессе обдумывания своих повседневных проблем и задач, своего прошлого опыта в совокупности его ошибок и удач, планов на будущее. Результативности подобной рефлексивной практики призвано помочь изучение курсантами всех социально-экономических и гуманитарных учебных дисциплин в целом и основ философии – в частности.

Итак, изучение учебной дисциплины «Основы философии» имеет вполне конкретные цели, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом, направленные на формирование общекультурных компетенций: расширение общекультурной эрудиции в целом и философской – в частности, укрепление и дальнейшее развитие навыков мышления, развитие абстрактного мышления, развитие навыков устной речи. Всё это призвано способствовать развитию способности: понимать сущность будущей профессии, организовывать свою деятельность, выбирать методы решения задач, принимать решения и нести за них ответственность, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, понимать сущность и социальную значимость военной службы в ВС РФ.

 

Что такое мировоззрение

     

Часто мировоззрение определяется как составляющая человеческого сознания: совокупность знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, которые предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. Мировоззрение также определяют как совокупность основных убеждений относительно природы, личной и общественной жизни, убеждений, которые играют определяющую роль в поведении, в совместной практической деятельности людей.

В общем виде мировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений о мире и человеке, о месте человека в мире, о цели и смысле его существования. Мировоззрение – это фундамент программы действий личности, социальной группы или общества в целом (что надо делать, к чему стремиться) и обоснование этой программы (почему именно эти цели наиболее важные здесь и сейчас). При этом мировоззрение – не просто знание, но их оценка и систематизация, а также отношение человека к миру. Именно поэтому мировоззрение позволяют делать выбор в конкретной ситуации. Отметим, что мировоззрение может быть системой продуманной и обоснованной, опираться на научные знания, иметь четко сформулированные цели и способы их достижения, а может быть и не продуманной, не ясной, включать в себя противоречивые представления. В последнем случае на выбор человека активнее влияют различные внешние обстоятельства и силы, мимолетные чувства, настроения, эмоции. Мировоззрения конкретных людей, таким образом, могут различаться степенью осознанности, продуманности, тем, что в них преобладает – интеллект или чувства, миропонимание или мироощущение.

Возвращаясь к философии, отметим, что любая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это не означает, что всякое мировоззрение является философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», т.е. первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие формы (виды)  мировоззрения мифологическое, религиозное, научное и т.д. При этом мировоззрения различных субъектов отличаются по глубине отражения мира. Первый самый простой вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием, которые фиксируют лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. На следующих, более глубоких уровнях отражения - мировосприятие и миропредставление в сознании создаются цельные образы отдельных элементов мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограниченно больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение с помощью абстрактного мышления, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное зрение. Именно философское мировоззрение своей сути призвано вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования развития мира и человека. Но, как уже было отмечено, философия – это не единственная форма мировоззрения.

Наконец, отметим еще один исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически вступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.012 с.)