Воспитательная работа в воинской части с верующими военнослужащими организуется по следующим направлениям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитательная работа в воинской части с верующими военнослужащими организуется по следующим направлениям



1. Изучение религиозной ситуации в воинской части, которое включает определение уровня, степени и характера религиозности. Изучение религиозной ситуации в воинской части должно проводиться систематически: для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, не реже 2 раз в год, при прибытии в воинскую часть молодого пополнения, а для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не реже 4 раз в год.

2. Планирование системы взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями и организациями, которое осуществляется исходя из религиозной ситуации в воинской части. На основе анализа ее характера подготавливается план взаимодействия и сотрудничества с религиозными объединениями и организациями. Совместная работа с религиозными объединениями и организациями в воинской части отражается в Плане взаимодействия войсковой части с религиозными объединениями, общественными организациями на учебный год. Развивая данный вид сотрудничества на основе взаимного интереса в соответствии с потребностями верующих военнослужащих, гражданского персонала воинской части и членов их семей, следует учитывать особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая другие христианские конфессии, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии. Организовывая взаимодействие, необходимо акцентировать внимание на том, что деятельность религиозных объединений не должна наносить ущерб воспитательной работе в воинских коллективах, а также оказывать неблагоприятное воздействие на боеготовность и боеспособность воинской части, сплоченность и дисциплинированность военнослужащих, на их отношение к воинскому долгу.

3. Непосредственная воспитательная работа с верующими военнослужащими, которая осуществляется по следующим основным направлениям: реализация прав военнослужащих, членов их семей на свободу совести; духовное просвещение, нравственное воспитание верующих военнослужащих и членов их семей посредством взаимодействия с представителями религий; патриотическое воспитание личного состава на исторической роли религии в становлении и развитии России и ее Вооруженных сил; формирование морально-психологической устойчивости на основе религиозного мировоззрения верующих военнослужащих; профилактика самоубийств и неуставных взаимоотношений в воинской части на основе религиозного мировоззрения верующих военнослужащих; психологическая реабилитация военнослужащих, получивших ранения, посредством взаимодействия с представителями религий; забота о военнослужащих, находящихся на излечении в медицинском пункте воинской части.

Воспитательная работа с верующими военнослужащими, как правило, проводится в составе воинской части, подразделения и индивидуально. Обязательным условием должно быть добровольное участие военнослужащих.

Серьезным препятствием по реализации воспитательного потенциала религии в условиях ВС РФ является неподготовленность большинства офицеров в вопросах религии, отсутствие у них религиозной культуры. Большинство офицеров не только не знает основ вероучения той или иной религиозной конфессии, ее обрядов, особенностей психологии ее приверженцев, но не знает и предписаний их веры относительно воинской службы. Эта необразованность командиров при определенных обстоятельствах может стать причиной невольного оскорбления религиозных чувств верующих военнослужащих, возникновения конфликтов в воинских коллективах на религиозной почве, невыполнения верующим военнослужащим того или иного приказа, 

причиной уклонения верующих военнослужащих от исполнения ими обязанностей воинской службы.

Существенным препятствием на пути реализации воспитательного потенциала религии в ВС РФ является отсутствие продуманной политики в области взаимоотношений с религиозными организациями России. Зачастую военные руководители слепо копируют все действия, в том числе и глубоко ошибочные, которые в отношении религии совершают руководители нашего государства. Одна из этих ошибок – явное невнимание к таким традиционным для России религиям, как старообрядчество, ислам, буддизм. Это не только замечается религиозными организациями, но и вызывает с их стороны откровенно болезненную реакцию. Так, например, председатель Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России, он же председатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин в своей недавно вышедшей книге «Ислам: вера, милосердие, терпимость» пишет: «Нас всерьез беспокоит то, что некоторые руководители МО своими односторонними и непродуманными действиями расшатывают армию, ведут ее к расколу по национальному и религиозному признакам, противопоставлению православия всем другим религиям. Ведь только РПЦ имеет договор с МО о сотрудничестве. Появились первые православные храмы и священники в армии. Такая линия МО вызывает недоумение и множество вопросов у граждан. Разве армия наша состоит только из православных?»

Религиозная обстановка, сложившаяся в настоящее время в России и в воинских коллективах, предъявляет высокие требования к знаниям офицеров в области религиозных учений, что является важным условием успешного управления воинскими коллективами, решения ими поставленных задач. Не вызывает сомнений тот факт, что религия оказывает положительное влияние на духовность военнослужащих, тем более в условиях радикального обновления системы общественных ценностей.

Однако опыт религиозного воспитания военнослужащих позволяет сделать вывод, что имеют место и случаи негативного воздействия религиозного фактора на военную безопасность России. Возможно появление в воинских коллективах противоречий на религиозной почве; проникновение в структуру военной организации идей мистицизма и оккультизма; распространение среди военнослужащих идей религиозного пацифизма. К числу таких проблем, например, относятся: взаимоотношения между неверующими и верующими военнослужащими, численность и самоуважение которых значительно выросли; взаимоотношения между командиром воинского подразделения и религиозными группами в этом подразделении; взаимоотношения между религиозными группами внутри воинских коллективов.

По наблюдениям военных социологов, по мере увеличения количества верующих в воинских коллективах стали проявляться элементы «симпатий — антипатий» по признаку конфессиональной принадлежности военнослужащих, Так, например, 20% верующих заявляют, что им небезразличны религиозные убеждения сослуживцев. Отмечается проявление неприязни к другим религиям. Практически все традиционные конфессии негативно настроены по отношению к новым религиозным образованиям. Представители различных сект с антипатией относятся к традиционным конфессиям, в том числе к православию.

Известно, что на сегодняшний день в нашей стране весь сложный комплекс вопросов, связанных с удовлетворением религиозных потребностей верующих военнослужащих, регулируется всего семью пунктами двух законов нашего государства (п. 1-5 ст. 8 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 5 ст. 4 и п. 4 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»). Для сравнения – перечень законов и подзаконных актов, регулирующих вопросы обеспечения прав верующих военнослужащих в Германии, составляет целую книгу объемом в 169 страниц.

Современные ВС РФ еще далеки от совершенства в деле воспитания многоконфессиональной массы воинов, хотя в Уставе внутренней службы уже появилась статья, обязывающая командиров содействовать военнослужащим в отправлении религиозных обрядов. Но в государстве еще не решен вопрос взаимодействия со старообрядчеством, исламом и буддизмом. Это невнимание не только замечается их последователями, но и вызывает с их стороны откровенно болезненную реакцию, ибо социальная статистика свидетельствует, что 76% от общего числа верующих военнослужащих считают себя православными, 9% — мусульманами, 3% — буддистами, 2% — прочие. В частях, готовящихся к военным действиям, прослойка верующих составляет 30%, а в побывавших в боевой обстановке число верующих возрастает до 40%. Следовательно, знание и учет религиозной обстановки в воинском коллективе должны стать обязанностями его руководителей. В содержании воспитательной работы также требовалось бы учесть и то, что не все религиозные объединения России, члены которых призываются сегодня в армию, одобряют участие своих членов в операциях с применением оружия. Слабое внимание к этим вопросам или отсутствие такового вообще таит в себе скрытую опасность.

Влияние религиозного фактора на систему военной безопасности России в настоящее время незначительно, но оно имеет тенденция к  усилению. Мы свидетели того, что продолжается процесс увеличения (хотя уже и не такими быстрыми темпами, 20 лет назад) числа верующих в нашем обществе и, соответственно в Вооруженных силах, что повышает роль религии, как в светской, так и в военной сферах жизни; проявляют активность под религиозным флагом экстремистские силы на Кавказе и в Центральной Азии.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1. Нравственность представляет собой сложную ценностно-нормативную систему, выполняющую в обществе функции регуляции нравственных отношений и деятельности людей с позиций исторически меняющихся представлений о добре и зле, на основе добровольного и сознательного выбора личностью того или иного способа ориентации и поведения в обществе.

2. Возрастание роли морального фактора в современной вооруженной борьбе неразрывно связано с изменением качества «человеческого материала». И в этом смысле воинская деятельность имеет ярко выраженный нравственно-духовный аспект, который не только проявляется во всем ее содержании, но и существенно влияет на ее результаты и последствия.

3. Сложившаяся религиозная ситуация в российском обществе и воинских коллективах требует учета интересов всех законно действующих на территории России религиозных верований, соблюдая уважение к законам РФ и свободе совести, эффективного использования воспитательного потенциала религии в целях гармонизации межрелигиозных отношений в современном российском обществе и многоконфессиональных воинских коллективах.

§1. 6.     Наука и философия как формы мировоззрения

Научное мировоззрение – это система взглядов на мир принятая человекам через доказательство на основе экспериментального исследования проблем при преимущественной работе разума. Научное мировоззрение вызревает постепенно как результат усложнения труда, решения практических задач: измерений, вычислений, расчетов связанных с необходимостью строить сложные сооружения (ирригационные, дворцы, храмы, пирамиды), заниматься торговлей и обменом, создавать календари, заниматься навигацией и т.д. Появляются элементы геометрии, математики чисел (арифметики), астрономии, механики, медицины, практической логики. Общий знаменатель элементов этих видов научного знания заключатся в том, что они позволяют из одних, ранее полученных знаний, получать новые знания. Или же на основе знаний из одних предметов получать новые предметы, соответствующие заранее заданной, поставленной цели. Эта способность носит название рациональность, которую изучает логика или математика. Иными словами, научное мировоззрение формируется и постоянно развивается на основе знаний объективных законов природы и общества. Оно стремится к открытию всё новых и новых законов для преобразования с их помощью природы и общества ради улучшения жизни человека. Благодаря этому наряду с естественным миром создается искусственный мир, который часто называют «вторая природа». Эти два мира находятся в постоянном противоречии, разрешить которое нельзя в принципе, а убрать губительную для всех степень напряжения не способна методология ни одной из форм мировоззрения в отдельности. Действительно, научное мировоззрение, возникая как преодоление ограниченности религиозного и мифологического, ищет только естественные причины развития мира в целом, в мифологии много выдуманных, произвольных причин, в религии главные причины носят сверхъестественный характер. Эта объективно существующая ограниченность каждой из форм мировоззрения особенно значительно обнаруживает себя в периоды кризисного развития отдельной личности и общества в целом. Именно в кризисной ситуации человечество обнаружило в себе способность не только описывать мир в образах и рассказах, не только объяснять его через сверхъестественные силы или природные законы, но и понимать и понимать их сущность. На основе этого понимания и стало развиваться философское мировоззрение.

Философское мировоззрение – это система взглядов, принятая через понимание на основе рационального обобщения опыта мифического, религиозного и научного познания. Философия всегда вторична, то есть она возникает на основе всего богатства человеческого опыта и не стремиться ни одному из них противопоставить свое понимание мира. Суть философии в неустранимом стремлении человека понять причины всех причин, найти общее в различном, ответить на вопросы, на которые пока не нашли ответа другие формы мировоззрения. При этом философские ответы никогда не ставят точку в познании, они лишь намечают путь для развития всех форм мировоззрения, формулируют вечные вопросы, обеспечивая тем самым непрерывность познания мира человеком.  С самого начала философия была плюралистичной, таковой она остается и сегодня. На один вопрос в философии сосуществуют много ответов. В науке тоже на один вопрос бывает много ответов. Но в науке рано или поздно остается один истинный ответ, а все остальные ответы оказываются ложными. В философии подобная ситуация невозможна, хотя философия и наука рациональные виды мировоззрения. Отличие в том, что в науке больше рациональности. Она использует логику, математику, наблюдение и эксперимент, доказательство. Философия использует только логику, не использует математику. На наблюдение и эксперимент опирается лишь косвенно, потому что философские вопросы настолько сложны, что не могут полностью подтверждаться, или опровергаться наблюдением и экспериментом. Поэтому можно сказать, что философия начинается там, где заканчивается наука. Философия позволяет рационально познавать человеку то, что пока не способна познавать наука.

Сущность философии как мировоззрения – в размышлениях над всеобщими проблемами «мир – человек». Но парадокс философской рефлексии состоит в том, что философ, обращаясь к проблемам мироздания, рассматривает их через призму отдельного, исследует всеобщность как таковую. «Философское мышление есть логически выявленное и логически осмысленное обращение к самому себе, преобразование самого себя». Самопознание начинается с анализа непосредственного окружения, своего места в нем, с осмысления системы ценностных ориентации, установок, личностного опыта, затем с соотнесения с элементами общезначимости, общества и культуры в целом. Древние философские системы наглядно показывают эту очевидную истину: нельзя теоретически объяснять внешний мир, не обращая мышления «на себя», на формы, понятия, образы собственной мыслительной деятельности.

Отметим также, что философия, возникнув как высший, теоретический уровень мировоззрения, не «отменила» других разновидностей мировоззрения. Мифология, религия, искусство, наука, оккультизм тоже выполняют мировоззренческие функции. Более того, их существование является условием жизни самой философии, ее питательной средой.

Философский способ освоения мира, возникнув как теоретическое осмысление, может затем выступать как минимум на двух уровнях: на профессионально – теоретическом (как собственно философская система) и на духовно-практическом (как философствование). Философия в своем видении мира опирается не только на теоретическое, научное знание, в ее принципах и положениях находят свое выражение и другие формы духовной деятельности – мораль, искусство, религия и т.д. С другой стороны, чтобы быть действенной, философия должна спуститься с профессиональных «высот», где идут споры о категориях и дефинициях, и опредметить свои положения (например, в художественной культуре). Бытие философии зависит от ее способности существовать не только в системно - рационализированной форме, но и проникать в другие формы духовного освоения мира, «растворяться» в них.

Таким образом, разные формы мировоззрения существуют благодаря наличию нескольких познавательных возможностей человека. На основе доверия и веры как способности познавать мир без процедуры доказательства развиваются мифическое и религиозное мировоззрение, наука и философия являются рациональными системами взглядов на мир. Каждая форма мировоззрения играла и играет свою роль в жизни человека и общества, успешное развитие познания и преобразования мира возможно лишь при условии мирного взаимодействия всех перечисленных форм мировоззрения.

§1. 7.   Объект и методы философии

Краткий сравнительный анализ форм мировоззрения, осуществленный в предыдущем параграфе, показывает, что философия, развиваясь на основе знаний полученных в ходе развития мифа, религии и науки, имеет самый широкий объект познания. Объектом философии является весь мир в его внутренних связях и единстве в контексте поиска смысла жизни человека. Объект любого познания не однороден и может быть разделён на отдельные, относительно самостоятельные части, которые в этом случае приобретают статус предмета познания. Таким образом, предмет познания – всегда уже объекта. Любой элемент мира может стать предметом философского осмысления при соблюдении как минимум двух условий: способность субъекта познания допустить возможность сосуществования многих точек зрения и разных ответов на один и тот же вопрос; способность субъекта познания рассуждать об объекте познания в тесной связи с постижением сущности человека, ради понимания того, какое место занимает этот объект в жизни человека.

Не смотря на бесконечное многообразие элементов мира, притягивающих к себе философское рассуждение, современная философия выделяет четыре основных объекта философского постижения: бытие, познание, общество, человек. Философия как самостоятельная форма познания мира разработала свои, методы познания. Именно их изучению и посвящена познавательная деятельность каждого, кто решил освоить философию как учебную дисциплину. В силу объемности содержательного наполнения сущности философских методов в первой теме нашего учебника кратко определим эти методы в форме перечисления. Метод (от греч. methodos – путь, способ исследования, обучения, изложения) – совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике.

Всеобщий философский метод - обобщение – рассуждение на основе разносторонних знаний обо всех элементах мира ради выявления предельных основ их единства, общей сущности и принципов целостности.

Диалектический метод   – изучение объектов в их развитии и связи с другими объектами, через их единство и противоречия,

Метафизический  метод изучение объектов вне динамики и связи с другими. Иначе говоря, это изучение разнообразных явлений природы, общества и сознания обособленно, статично, однозначно, как неизменные и ни с чем не связанные. Эту методику противопоставляют диалектике. Однако даже диалектические методы начинаются с констатации какого-нибудь явления и его вычленения из основной массы, что уже само по себе предполагает метафизический подход. Лишь после этого возможно дальнейшее исследование связей и поиск закономерностей. Следовательно, метафизическое познание готовит материал для диалектического поиска.
   Формально-логический метод поиск умозаключений и суждений с целью формализовать знание, то есть дать каждому слову (термину, понятию, категории) точное определение (дефиницию) с целью уточнения границ его применения. Цель этого метода сделать каждое сообщение (текст, информацию) логически непротиворечивым, лишенным двусмысленности, формально узнаваемым, понятным для восприятия)
      Рефлексивный метод – метод самоанализа. В процессе рефлексивной деятельности мышления анализируется не объективная реальность как таковая, а то, как она отображается, какой вид принимает в сознании познающего субъекта, какие порождает противоречия и состояния. Рефлексия позволяет личности преодолевать сиюминутные оценочные эмоции. Значимость рефлексивных усилий возрастает в переходные эпохи смены социальных систем и переоценки ценностей.

Герменевтический метод   – развитие понимания объекта через интерпретацию и толкование сосуществующих смыслов знаков и смыслов, вживание в объект и эмпатию (сопереживание) к нему.

Аксиоматический метод – развитие философской концепции за счет дедукции

Прагматический метод – попытка объединить через обобщение процесс познания и его результаты в преобразовательной практике, уточнить значимость познания для человека, то есть, философские выводы должны быть проверены через экстраполяцию (распространение) на жизнь человека.
    Критический метод всесторонний анализ положительных и отрицательных сторон объекта, выяснение причин негативных тенденций развития, предложения по их изменению к лучшему.

Материалистический метод – рассуждение с позиции признания первичности материи и вторичности идеи в процессе происхождения и развития мира.

Идеалистический метод – рассуждения с позиции признания первичности идеи и вторичности материи в процессе происхождения и развития мира.

Эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)

Рационализм – философский метод и направление в философии, согласно которому истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума, и более того –выведено из самого разума.


Выбор того или иного философского метода в каждом акте познания обусловлен конкретным сочетанием объективных (независящих от субъекта познания) и субъективных (зависящих от субъекта познания) факторов..

 

§1. 8.   Разделы философии

Общую структуру философии составляют совокупность разделов, различающиеся по предмету познания. Знакомству с основным содержанием ведущих из них посвящён данный курс. В первом параграфе ограничимся лишь их перечислением:

Онтология – учение о бытии;

Гносеология – учение о познании;

 Социальная философия – учение об обществе;

 Философская антропология – учение о человеке;

Диалектика – учение о всеобщих принципах движения, о формах связей

Аксиология – учение о ценностях

Этика – учение о морали и нравственности

Эстетика – учение сущности переживания пространственных форм (прекрасное – безобразное)

Герменевтика – теория понимания.

Феноменология – учение о сущности и возможностях существования и развития сознания, о механизме созерцания объекта и постижения его смысла. Феноменология изучает не реальный объект, а процесс его постижения сознанием.

Логика –  наука о закономерностях и формах мышления

Философия истории – учение о причинах, движущих силах и перспективах истории

История философии – теоретическое обобщение хода развития философского познания во времени и географическом пространстве, о его причинах и перспективах развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.057 с.)