Понятие «картина мира». Основы научной, религиозной и философской картины мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «картина мира». Основы научной, религиозной и философской картины мира



В результате онтологического поиска сущности бытия, который осуществляется не только через философское рассуждение, но и через научный эксперимент, логику доказательства, религиозные размышления, художественное творчество и пр., и в индивидуальном, и в общественном сознании формируется картина мира.

«Картина мира» – исторически изменчивый целостный образ действительности, формируется на основе мировоззренческих принципов, черезинтеграцию всех знаний, опыта человечества в определённый период развития общества.

Будучи результатом познания с одной стороны, и контекстом дальнейшего разворачивания познавательной, картина мира обусловливает специфический способ восприятия мира. Исторически первыми были мифологические и религи­озные картины мира. С накоплением научных знаний возникли различного рода естественнонаучные пред­ставления о мире (например, гелиоцентрическая, гео­центрическая теории и т.д.).

Научная картина мира

Научная картина мира(НКМ) целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий, принципов и теорий. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления о всей действительности, и естественнонаучную картину мира. Последняя– в зависимости от предмета познания – может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п.

В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная (и прежде всего физическая) картина мира строилась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом (с начала XX в.) – квантовой механики и теории относительности, а сегодня – на основе синергетики.

Религиозная картина мира

Основной элемент любой религиозной картины мира(РКМ)  – образ единственного Бога (монотеистические религии) или множества богов (политеистические религии). Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, а носит производный тварный характер, так как вторична, есть результат, проекция другой – настоящей, истинной реальности – Бога или богов. Тем самым религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Они-то и определяют жизнь людей во всей полноте ее бытия. Абсолютное бытие не может быть познано рациональным способом, ибо творению не доступен замысел Творца. Человеку в РКМ отводится роль дитя, которого любят, поощряют и возвышают по мере его стремлений и усилий приблизиться к Творцу и жить по его наставлениям. В различных религиозных конфессиях РКМ различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности и несовершенства земной жизни. Смысл жизни – уяснение единства с Богом. Опора на священные тексты, авторитет пророков, традиции.

Таким образом, специфической чертой религиозной картины мира являются разделение реальности на естественную и сверхъестественную сферы, причем первая считается зависимой от последней. Достижение сферы сверхъестественного бытия, понимаемого как единственно подлинное, становится целью человеческого существования. В зависимости от содержания вероучений можно говорить о картинах мира конкретных религий: буддийской, иудейской, мусульманской, христианской и др.

§ 4.3.1. Философская картина мира

Философские картины мира(ФКМ) очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: человек и мир. Это отношение может пониматься материалистически или идеалистически, диалектически или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п. Соотношение человека и мира в философии рассматривается во всем многообразии его аспектов – онтологическом, гносеологическом, методологическом, ценностном (аксиологическом), деятельностном и др. Именно поэтому философские картины мира так множественны и не похожи одна на другую.

В истории мировой культуры философские картины мира стояли ближе то к религиозной, то к научной картинам мира, но всегда отличались от них. Так, в пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения частных наук становятся предметом анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания (а не только внаучных), создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и познания.

Философия существенно отличается от любой частной науки прежде всего широтой предмета познания. Это означает, что философская картина мира включает в себя обобщенный взгляд на все элементы мира. Она видит мир как развивающуюся целостную систему объективных и субъективных факторов, требующих постоянного познания, обобщения и понимания ради уяснения смысла жизни человека. ФКМ менее исторически изменчива, чем НКМ, но более множественная (плюралистична), способна удерживать в себе единство разных точек зрения


§ 4.4. Формирование представлений о материи в истории философии и науки

Первые попытки определить понятие «материя» были предприняты в древней философии. Античные мыслители-материалисты отождествляли материю с каким-либо конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксимен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Аристотель под материей понимал совокупность четырех «стихий» (начал) – огня, воды, воздуха и земли. Попытку преодолеть подмену материи одним из видов вещества предпринял Анаксимандр, который первоосновой всего существующего считал «апейрон» – бесконечную, меняющуюся материальную субстанцию, недоступную восприятию органов чувств.

В философии Нового времени (XVII-XVIII вв.) материю понимали как субстанцию – некое однообразное, отличное от конкретных тел вещественное начало-носитель свойств: телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п. По Ф. Бэкону, материя – совокупность частиц, а природа – совокупность материальных тел. Для французских материалистов (Гольбаха, Дидро и др.) материя – система всех существующих тел, которые вызывают наши ощущения. У Фейербаха материя – это природа в многообразии всех своих проявлений, включая человека как биологическое существо.

По мере развития философии и науки понятие материи постепенно утрачивает чувственно-конкретные черты, но одновременно становится все более абстрактным. В диалектико-материалистической философии материя (объективная реальность) есть философская категория, обозначающая объективную реальность, существующую вне и независимо от человеческого сознания и данную ему в ощущения.

В отличие от материалистов идеалисты отрицают материю как объективную реальность. Для субъективных идеалистов (Беркли, Мах и др.) материя – это «комплекс ощущений», для объективных идеалистов (Платон, Гегель) – это порождение духа, «инобытие» идеи.

В конце XIX-начале XX в. последовал каскад научных открытий, существенно изменивших представления о материи и ее свойствах. Основные открытия были сделаны в естествознании:

1. Рентгеновские лучи и радиоактивность – результат спонтанного (самопроизвольного) распада атомов.

2. Идея квантов (М. Планк), в соответствии с которой испускание и поглощение электромагнитного излучения происходит дискретно, конечными порциями (квантами).

3. Открытие электрона (Д. Томсон) как составной части атомов.

4. Обнаружение Резерфордом того, что в атомах существуют ядра, и построение им планетарной модели атома, которую дополнил Н. Бор («модель атома Резерфорда – Бора»).

5. Выявление Луи де Бройлем корпускулярно-волнового дуализма: все материальные микрообъекты обладают одновременно и корпускулярными (прерывность), и волновыми (непрерывность) свойствами.

6. Теория относительности А. Эйнштейна, согласно которой существует тесная связь материи с движением, пространством и временем и происходит изменение этих атрибутов материи в определенных условиях.

7. Соотношение неопределенностей В. Гейзенберга дало объективную характеристику статистических (а не динамических) закономерностей движения микрочастиц.

Названные открытия показали, что атом не есть последний, неделимый «кирпичик» вещества и мироздания в целом. Крушение старых представлений о материи привело некоторых естествоиспытателей и философов к «физическому идеализму». Они стали рассуждать о том, что «атом дематериализовался», «движение происходит без материи», «материя исчезла» и т.п. Значит, полагали они, материализм как философское

направление потерпел крах.

Особенность концепции «физического идеализма» состояла в том, что в ней не было различения между естественнонаучными представлениями о материальных вещах и философской категорией «материя». Однако на деле оказалось, что делимость атома означала не «исчезновение» материи, а углубление и расширение наших знаний о материи и ее свойствах, а также открытие ее новых видов. Уже к началу XX в. окончательно выяснилось, что материя - не только вещество, но и различные виды полей – гравитационные, электромагнитные, ядерные. Была доказана неисчерпаемость, вечность и бесконечность материи.

Относительно недавно наука проникла в структуру элементарных частиц и вплотную начала исследование физического вакуума — своеобразного материального состояния, особого рода резервуара, из которого рождаются и в который переходят элементарные частицы. Таким образом, материя существует в многообразии своих видов, через них, а не наряду с ними.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.01 с.)