Категория бытия в истории философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категория бытия в истории философии



Представления о бытии начали формироваться уже в самых древних философских учениях. В античной философии большое внимание этой категории уделил Парменид (V в. до н. э.). Он считал, что: а) бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, т.е. оно вечно; б) бытие неподвижно и неизменно; в) бытие – это замкнутый шар (сфера), что означает его ограниченность и завершенность; г) знания о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение.

В философии Платона бытие подразделяется на три уровня:

а) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны;

б) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей; в) бытие предметов искусства.

В средневековой философии бытие чаще всего отождествлялось с Богом («Бог есть само бытие»), от которого, как полагали, происходит бытие отдельных вещей.

В эпоху Возрождения и в Новое время (XVI-XVIII вв.) формируются натуралистические представления о бытии как природе. Материалисты этого периода фактически отождествляли бытие с материей во всех ее проявлениях («телесная субстанция»). Д. Беркли обосновывал субъективно­идеалистическую концепцию бытия: «Существовать – значит быть в восприятии».

Важное место категория бытия заняла в немецкой классической философии. Гегель, противопоставляя свой диалектико-идеалистический подход в понимании бытия парменидовскому-метафизическому, подчеркивает, что «становление есть данность бытия». Категория бытия стала исходной при построении его «науки логики» как системы категорий.

Величайшая заслуга Гегеля состояла в том, что, во-первых, он категорию бытиянаполнил глубоким диалектическим содержанием, то есть рассматривал бытие в развитии. Во-вторых, философ придал категории бытия полярный характер, связав ее со «своим другим» – категорией «ничто». В-третьих, противоречие «бытие-ничто» Гегель сделал «мотором восхождения» в своей логике как последовательно развертывающейся системе категорий (качество, количество, мера, сущность и явление, содержание-форма, необходимость-случайность и др.). В- четвертых, Гегель выделил две формы объективного процесса – природу (бытие природы) и целесообразную деятельность людей (общественное бытие). При этом немецкий философ представил бытие как «инобытие духа», т.е. растворил бытие в мышлении (панлогизм).

Диалектический материализмназывает бытием материальные условия жизни людей, считает его первичным в процессе происхождения общества и определяющим в ходе его развития по отношению к сознанию, которое вторично, зависимым от бытия, но и активно на него влияет. Эта зависимость раскрывается через понятие «отражение»: идеальное есть активное творческое воспроизведение материального бытия. Диалектический материализм отождествляет понятия реальности, бытия и природы, рассматривая «общественное бытие и «общественное сознание» как диалектические противоположности единого целого – общества. Диалектический материализм в целом не отрицает, что сознание, мышление имеют бытие, но придерживается мнения, что бытие сознания, мышления порождено и обозначено через бытие материи, природы. В материалистической гносеологии бытие противопоставлено сознанию как объективная реальность, которая существует вне сознания. Диалектический материализм считает объективно-реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта; что бытие есть объективная реальность, а сознание есть отображение бытия. Вопрос о том, что первично – бытие или мышление, получил известность как одна из формулировок Основного вопроса философии нового времени.

Общественное бытие – понятие, введенное К. Марксом, подчеркивает, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Под общественным бытием («социальной материей») понимаются материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе становления человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания. В рамках учения об общественном бытии особое место занимает концепция производственных отношений, т. е. отношений, в которые люди вступают в процессе производства. Производственные отношения выступают как базис для многообразных форм общественного сознания (политических, правовых, научных, моральных и др.). В свою очередь, характер производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил общества, неодинаковым для разных обществ и разных стадий общественного развития. Принятая историческим материализмом периодизация всемирной истории представляет собой выделение ее стадий по типу господствующих производственных отношений. Понятиями марксисткой онтологии являются также «Базис и надстройка», «Общественное сознание», «Общественные отношения».

В философии XX в. проблема бытия активно обсуждалась в экзистенциализме применительно к человеческому существованию (Хайдеггер, Ясперс, Сартр и др.). Основное понятие данного философского направления – «экзистенция». Оно выражает форму бытия человека как способность «открыться» миру, «впустить в себя» мир и начать активно познавать его. Цель познания – увидеть принципиальную разницу между ситуацией сегодняшнего дня и миром возможностей как бесконечного горизонта выбора свободного и ответственного человека. Мир возможностей человека и называет экзистенциализм истинным бытием. Мир велик, он предоставляет каждому бесконечное множество «дорог», выбрать все из которых в принципе невозможно. В результате каждый из бытия выбирает своё существование. Получается, что любой человек всегда меньше своих возможностей, а бытие человека всегда шире его конкретного пространственно-временного существования.

 

 

Основные типы реальности

Само понятие бытия не обладает никакой двусмысленностью: оно однозначно и синонимично реальности вообще, взятой без разграничения на типы. В контексте размышления и общения такое разграничение не всегда необходимо, но когда оно требуется, следует специально оговаривать, о каком виде реальности идет речь. Разделение бытия на типы реальности – очень интересный философский вопрос, представляющий большой мировоззренческий и методологический смысл.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.006 с.)