Лекция 14.Стратегии предотвращение социальных беспорядков в конфликте местных жителей и мигрантов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 14.Стратегии предотвращение социальных беспорядков в конфликте местных жителей и мигрантов.



    Для преодоления напряженности и конверсии номинальной  толерантности в  глубокую толерантность актуальной для России в целом и Ростовской области в частности является разработка системной политики адаптации и интеграции этнических мигрантов в принимающее сообщество.

    Политика интеграции должна учитывать не столько конъюнктурные, сколько долгосрочные вызовы. Особое внимание должно уделяться политике интеграции детей мигрантов, родители многих из которых слабо адаптированы к социальным реалиям принимающего общества.

    Необходимо учитывать различия в стратегиях адаптации представителей разных этнических групп мигрантов к принимающему сообществу, их возможности к адаптации и интеграции, все  сохраняющуюся социокультурную дистанцию между гражданами государств СНГ.[216]

    В предыдущих лекциях были выявлены и обозначены следующие проблемы, препятствующие адаптации и интеграции этнических мигрантов в принимающее сообщество Ростовской области:

- Маргинальность этнических мигрантов

- культурная;

- трудовая маргинальность и связанная с ней прямая и структурная дискриминация;

- пространственная (поселенческая).

- нелегальная миграция.

    При этом необходимо учитывать, что со стороны части принимающего сообщества в Ростовской области сильны ксенофобские настроения, выражающиеся в  рассовых предрассудах по отношению к некоторым этническим группам. Глубокая толерантность присуща лишь трети жителей Ростовской области. Номинальная толерантность характерна для приблизительно 60 процентов населения, еще около 8 процентов проявляют этническую нетерпимость.

    Так же важно учитывать, что из Ростовской области продолжается отток старожильческого, в основном - славянского, населения, которое замещается мигрантами из северокавказских республик и постсоветских государств Южного Кавказа и Центральной Азии, что нарушает сложившийся в прошлом этнический баланс.

    Для преодоления культурной маргинальности этнических мигрантов необходимо создать условия для изучения заинтересованными в адаптации и интеграции мигрантами русского языка как основного средства коммуникации, а так же истории и традиций российского народа, добрососедства и межэтнической дружбы. 

    Со стороны государства для решения в том числе и задачи стимулирования этнических мигрантов, не являющихся гражданами Российской Федерации, к преодолению культурной маргинальности  Государственной Думой принят Федеральный закон, устанавливающий обязанность подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации для отдельных категорий иностранных граждан[217].

    Кроме того, в настоящий момент в стадии рассмотрения находится проект федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации»[218], подготовленный ФМС России, в котором среди прочего предусматривается создание инфраструктуры, в том числе и центров информационной и правовой поддержки, центров социальной адаптации и интеграции, центров профессиональной подготовки и переподготовки, среди услуг которых предусмотрено обучение русскому языку, основам законодательства Российской Федерации, истории, информирование о культурных традициях народов России и правилах поведения, принятых в российском обществе.

   Предполагается, что иностранный гражданин, желающий получить разрешение на работу, патент или вид на жительство и не владеющий в должной мере знаниями русского языка, историей России и основами законодательства Российской Федерации для сдачи экзамена на получение сертификата может заключить адаптационный (для временного пребывания с целью осуществления трудовой деятельности) или интеграционный (для временного или постоянного проживания на территории Российской Федерации) контракт, который можно будет оформить в местных управлениях ФМС, и получить отсрочку для предоставления данного сертификата.

Как это предусмотрено в законопроекте, обучение будет проходить за счет иностранца или его работодателя. Предполагается, что в результате обучения иностранец сможет успешно сдать экзамен на получение сертификата. По окончании курса адаптации/интеграции мигранту будут выдавать заключение. В случае нарушений со стороны обучающегося контракт чиновники смогут расторгнуть.

    Предполагается, что «проект ориентирован на работу с  легальными трудовыми мигрантами, которые уже трудоустроены и готовы к выполнению определенных интеграционных обязательств». При этом немаловажное значение имеет тот факт, что условия проживания в Центре социальной адаптации и интеграции предполагается организовать на возмездной основе, а оплата за проживание участника проекта будет производиться работодателем. Учитывая, что мигранты, как правило, получают минимальную из возможных по отрасли зарплату, возникает опасение, что необходимость оплаты работодателем за участие в проекте приведет к урезанию доходов мигрантов, тем самым ухудшит их положение и приведет к оттоку желающих участвовать в программах адаптации и интеграции.

     С целью апробирования мер, предусмотренных вышеуказанным законопроектом, а именно - преподавания трудящимся-мигрантам русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации в сентябре 2013 года Федеральной миграционной службой были открыты первые центры социальной адаптации законных трудовых мигрантов в гг. Тамбове и Оренбурге[219].

    В Ростовской области реализация задач, изложенных в законопроекте «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации», возложена в том числе и на Управление Федеральной миграционной службы по Ростовской области.

    В 2012 году УФМС совместно с представителями диаспор, религиозных деятелей и преподавателей ЮФУ был разработан «Курс социальной адаптации мигрантов»[220], состоящий их трех основных учебных блоков: изучение русского языка как иностранного, история России и ее традиции, основы миграционного законодательства Российской Федерации. Кроме того, о важности изучения русского языка в целях адаптации и интеграции в принимающее сообщество говорится и на заседаниях общественно – консультативного Совета, созданного при УФМС по Ростовской области, в состав которого входят представители высших учебных заведений г. Ростова-на-Дону, лидеры национально-культурных автономий и диаспор (киргизской, армянской, узбекской, афганской, таджикской, азербайджанской), представители православной религиозной и армянской апостольской конфессий. А уже лидеры диаспор и автономий проводят разъяснительную работу с представителями своих этносов, помогая влиться в принимающее сообщество. Насколько эффективна эта работа оценить сложно.

    Помимо этого, в целях содействия реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Ростовской области и в рамках Концепции федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» постановлением Правительства Ростовской области от 16.01.2014 № 51 принят план мероприятий на 2014 – 2016 годы[221], в котором среди прочего предусмотрена организация курсов для трудовых мигрантов по изучению русского языка, истории и традиций России, основ миграционного законодательства Российской Федерации (совместно с УФМС РО).

    Курсы русского языка истории и традиций предназначены для этнических мигрантов, являющихся иностранными гражданами, но преодоление культурной маргинальности требуется так же и гражданам России - выходцам, например, из Северо-Кавказских республик. Не все из них в должной мере владеют русским языком, и так же, хотя, вероятно, и в меньшем объеме, нуждаются в приобщении к знаниям об истории и традициях жителей Донского края. Вероятно, необходимо, по аналогии с иностранными гражданами, предусмотреть возможности создания аналогичных курсов, вероятно, при участии национально-культурных автономий, существующих в Ростовской области.

    Помимо прочего, с целью преодоления культурной маргинальности детей этнических мигрантов, немаловажно обеспечить им возможность бесплатного обучения в школах, а так же обеспечить выделение мест в детских садах. 

    Решение данной задачи соответствует ожиданиям и жителей Ростовской области, и россиян в целом, которые на первое место среди проблем, связанных с мигрантами ставят незнание ими русского языка[222].

    С другой стороны, принимающее население также нуждается в элементарных знаниях традиций, обычаев, культуры, особенностей поведения и социальных коммуникаций мигрантов, прибывающих из других обществ. Просвещение принимающего населения – задача масс-медиа и масс-культуры, сферы публичной политики. Особое внимание следует уделять молодежи, намного хуже информированной о традициях посылающих сообществ стран постсоветского пространства, чем старшее поколение.

    Со стороны государства предусмотрены меры для решения задачи построения межкультурного диалога. В концепции федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»[223] предусмотрены такие направления деятельности, как распространение знаний об истории и культуре народов Российской Федерации; разработка учебных программ и совершенствование учебной литературы по истории народов России и культуре межэтнического общения, по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России; издание и поставки учебников, учебных пособий, художественной, научно-популярной, справочной литературы и мультимедийных изданий. А так же проведение информационной кампании с использованием возможностей информационных технологий, печатных и электронных средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и социальной рекламы, в которой предполагается:

- организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия, укрепления гражданственности и патриотизма, знаний о народах России,

- поддержка производства и размещения в теле- и радиоэфире социальной рекламы и иной видеопродукции,

- создание тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, интернет-проектов,

- издание и поставки учебников, учебных пособий, художественной, научно-популярной, справочной литературы и мультимедийных изданий.

    В региональном плане мероприятий на 2014 – 2016 годы по реализации в Ростовской области Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в целях сохранения и развития этнических культур народов, проживающих на территории Ростовской области предусмотрены проведение 6 фестивалей, в том числе посвященных греческой, башкирско-татарской, белорусской (славянской), корейской культурам; проведение круглых столов, совещаний, конференций по тематике межэтнических отно­шений; подготовка и вы­пуск в эфир ин­тервью, диалогов и информацион­ных сюжетов, нацеленных на освещение основ­ных направ­лений реа­лизации государ­ственной нацио­нальной поли­тики Российской Федерации в регионе, гармониза­цию межэтнических отношений, а также материа­лов, рассказыва­ющих об истории и культуре наро­дов, проживаю­щих на террито­рии Ростовской области, в печат­ных и электрон­ных СМИ Ростовской обла­сти; проведение ин­формационных волн «Межэтни­ческая поли­тика», «Преемствен­ность поколе­ний» и другие мероприятия.

    Реализация данных планов будет способствовать построению межкультурного диалога, росту доверия и взаимопонимания между представителями этнических групп и принимающим сообществом, и тем самым — преодолению культурной маргинальности этнических мигрантов.

    В сфере преодоления трудовой маргинальности этнических мигрантов необходима программа мер по преодолению прямой и структурной дискриминации мигрантов.

    Преодоление прямой дискриминации может быть достигнуто посредством антидискриминационного законодательства. А так же через реальную борьбу с коррупцией, которая в большей степени процветает там, где есть возможность пользоваться внеправовым статусом этнических мигрантов. Кроме того преодоление прямой дискриминации достигается через повышение доступности социальных институтов для этнических мигрантов, а именно обеспечение доступа иностранных граждан к получению медицинского и социального обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации, как это предусмотрено в проекте федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации», а так же в планах деятельности УФМС по Ростовской области.

    Структурная дискриминация состоит в неравных возможностях включения в трудовую сферу. Одним из путей ее преодоления может служить заключение профессиональных контрактов на адаптацию и интеграцию.

    С одной стороны трудовому мигранту необходимо разрешение на работу, которое позволит избежать дискриминации в этой сфере, сопутствующей нелегальному статусу работника: даже если его пребывание в стране происходит на легальных основаниях, для осуществления трудовой деятельности иностранному гражданину необходимо разрешение на работу или патент, а для их получения необходимо предоставить в ФМС сертификат, подтверждающий знание русского языка.

    С другой стороны знание языка повышает конкурентные возможности в профессиональной сфере и позволяют устроиться на работу, соответствующую квалификации, вне этнических ниш. Государственной мерой поддержки в случае принятия ранее упомянутого законопроекта «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации» могут служить курсы адаптации и интеграции, о которых говорилось выше.

    Еще один путь избежать дискриминацию в трудовой сфере — это
профессиональная миграция. Такой вид миграции предусмотрен в ряде развитых стран, таких, как Австралия[224], Канада, Новая Зеландия и других, где профессиональная миграция является одним из основных источников притока переселенцев или временных работников, не стремящихся к смене гражданства. Реализация может заключаться через прямое привлечение работодателем подтвердивших свою профессиональную квалификацию трудовых этнических мигрантов в нужные сферы, где наблюдается дефицит кадров, при условии, что сферы не совпадают с этническими нишами. Или же может осуществляться как «независимая профессиональная иммиграция», когда иностранный специалист, желающий работать в стране, регистрируется в базах данных специалистов, проходит ряд проверок, и если его профессия востребована в стране, ему предоставляется трудовая виза и вид на жительство с возможностью свободного поиска вакансии. Главным критерием отбора является тот вклад, который претендент мог бы внести в развитие экономики принимающего государства или конкретного региона[225].

    Оба вида профессиональной миграции предусмотрены и в Российской Федерации. Для привлекаемого работодателем специалиста сначала необходимо получить от заинтересованного российского предприятия разрешение на работу. Для граждан стран безвизового въезда в РФ разрешение на работу выдается в отделе Федеральной Миграционной службы по месту работы. На это может потребоваться от одного до двух месяцев, в зависимости от того, есть у приглашающего предприятия разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы или нет. После въезда необходимо зарегистрироваться в ФМС по месту работы в течении 3-х дней. Рабочая виза для иностранцев продлевается в ФМС и не требует повторного выезда за границу. Для граждан стран, которым нужна на въезд в РФ виза, разрешение на работу необходимо получить до въезда, и на основании его в консульстве РФ в своей стране получить рабочую визу на три месяца, которую затем можно продлить на срок контракта[226].

    В случае свободной трудовой иммиграции в Россию в соответствии со государственной программой "Содействие занятости населения"[227] для иностранного специалиста существует ряд льгот, если его специальность находится в Списке профессий вне квоты в текущем году[228].

    Вышеперечисленные меры ориентированы на иностранных граждан, находящихся в России или планирующих приехать в страну на легальных основаниях, и не затрагивают нелегальных мигрантов.

    Кроме того, трудовая маргинальность характерна также для внутренних этнических мигрантов, регулирование в этой области затруднено и конкретные направления ее преодоления не очевидны.

    Особенностью, характерной для Ростовской области, является пространственная локализация этнических групп в районах региона, выражающаяся в дисбалансе их расселения и создании этнических анклавов. И это происходит одновременно с оттоком старожильческого славянского населения из Ростовской области.  Пространственная локализация порождает пространственную маргинализацию этнических мигрантов, ее преодоление может быть достигнуто путем восстановления баланса расселения этносов.

    Для этого необходимо выяснить причины, по которым происходит отток старожильческого, в основном — славянского, населения из районов Ростовской области, и, если некоторые причины устранимы, с помощью мер стимулирования создать условия, чтобы отток населения прекратился.

     С другой стороны, так как нет возможности контролировать расселение представителей этнических групп, являющихся гражданами Российской Федерации через ограничение концентрации этнических мигрантов в районах их компактного проживания, то можно предположить, что доступным механизмом уменьшения концентрации и тем самым - смягчения пространственной маргинализации - может служить привлечение славян - добровольных переселенцев из-за рубежа в районы, где наблюдается нарушение этнического баланса в пользу кавказских этносов.

      В Ростовской области, с целью компенсации возникающего дисбаланса по этническому составу, а так же для задач ускорения этнической дисперсии в районах локализации предусмотрена региональная программы по оказанию содействия добровольному переселению в Ростовскую область соотечественников, проживающих за рубежом. Критерием эффективности данной политики необходимо считать восстановление баланса этнической групп в районах Ростовской области.

    Нелегальные мигранты, среди которых распространено девиантное поведение, являются одной из причин распространения рассовых предубеждений о наличии некоей предрасположенности ряда этносов к совершению преступлений. Направления деятельности для борьбы с этим явлением — это эффективная работа правоохранительных органов по предупреждению и раскрытию преступлений, а так же — непосредственно ужесточение мер, направленных на борьбу с нелегальной миграцией, повышение их эффективности. Без этого навряд ли удастся повысить лояльность местного населения как к этническим мигрантом, так и к органам власти в целом.

    Весь комплекс мер, направленный на преодоление проблем, связанных с задачами адаптации и интеграции этнических мигрантов и роста толерантности по отношению к ним со стороны принимающего сообщества может быть эффективен в условиях повышение доверия местного населения к органам власти, а в особенности — доверия официальной информации федеральных и местных властей, который недостаточен согласно данным социологического опроса [229]. Требуется постоянный диалог местной власти, этнических и гражданских ассоциаций по возникающим ситуациям социальной напряжённости местных жителей и мигрантов, включающий определение интересов сторон и проблем, требующих решения. Требуется реальная борьба с коррупцией и повышение прозрачности в органах власти всех уровней.

    Помимо прочего, в целях повышения эффективности региональных программ необходимо обобщение положительного опыта реализации программ адаптации и интеграции этнических мигрантов в других регионах Российской Федерации и пропаганда этого опыта.

    Следовательно, предотвращение социальных беспорядков в конфликте местных жителей и мигрантов зависит от комплекса общегосударственных стратегий, обеспечивающих преодоление маргинальности мигрантов в поселенческой, трудовой и культурной сферах, постоянного диалога региональной и местной власти и общества по поводу возникающих ситуаций межэтнической напряженности с принятием совместных решений, а так же от эффективности борьбы с нелегальной миграцией в Российской Федерации.

 

Заключение

    Проблема социальных беспорядков в конфликтах местных жителей и этнических мигрантов остается крайне острой для современного российского государства, более того – имеет очевидную тенденцию к повышению своего значения для страны в силу дальнейшего роста миграционных потоков, и связанных с этим задач адаптации и интеграции мигрантов. Россия, являясь одной из наиболее стабильных в экономическом и социально-политическом отношении стран на постсоветском пространстве, привлекает миграционные потоки из бывших республик Советского Союза, находящихся в более сложной экономической ситуации, в основном — из республик Закавказья и Средней Азии. А так же, в силу неравномерности социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и их климатических особенностей, характерным направлением для внутренних миграционных потоков для Юга России является передвижение мигрантов из Северокавказских Республик в более благополучные регионы, одним из которых является Ростовская область. В настоящее время миграционные потоки в Россию и внутри нее достигли размеров, крайне затрудняющих контроль над ними со стороны государственных структур, ответственных за управление миграционной политикой.

    Неконтролируемая миграция влечет за собой целый ряд негативных последствий, к которым мы можем отнести следующие: изменение этнического и конфессионального состава населения принимающих регионов в результате прибытия значительного количества мигрантов; рост межнациональной напряженности, ксенофобских настроений в среде коренного населения и ответной реакции в виде структурной маргинализации и религиозного и националистического экстремизма в мигрантской среде, возникающие вследствие роста экономической конкуренции между коренным населением и мигрантами и их потомками; риск анклавизации как мегаполисов, так и отдельных районов в регионах страны, связанных с пространственной локализацией этнических групп; культурная маргинализация этнических мигрантов, препятствующая их адаптации и интеграции в российское общество и осложняющая контакты с старожильческим населением; криминализация мигрантской среды, рост преступности и правонарушений, совершаемых мигрантами; рост коррупции в органах власти и правоохранительной системе. Данные факторы могут способствовать политической и социальной дестабилизации государства, возникновению затяжных этнических вигилентных конфликтов на территории страны, что актуализирует вопрос о необходимости выработки эффективной миграционной политики, в том числе и в направлении адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество..

    Социальные беспорядки отличаются использованием конфликтными сторонами при провоцирующих инцидентах практики вигилантизма, групповой карательной самопомощи, в отношении друг друга и насильственным противодействием полиции, сдерживающей беспорядки. Вигилантизм в конфликтах местных жителей и этнических мигрантов противоположен переговорным и юридическим механизмам урегулирования споров. Участие в социальных беспорядках является действием повышенного риска из-за возможной ответной реакции внешней группы и полиции на проявление агрессии и насилия.

      Социальная напряженность – переходная стадия от легитимного порядка ведения конфликта местных жителей и мигрантов к групповой карательной самопомощи, вызывающей социальные беспорядки, а также наоборот, когда отсутствует применение насильственных действий. Социальная напряженность в этническом вигилентном конфликте имеет два уровня. Низкий уровень социальной напряженности характеризуется номинальной толерантностью и оппозиционным этноцентризмом конфликтных сторон. Норма номинальной толерантности требует временной терпимости условий достигнутого сторонами мирного соглашения. Её поведенческие правила культивирует оппозиционный этноцентризм, который, в свою очередь, является индикатором проявления низкой социальной напряженности в этническом вигилентном конфликте. Этнические мигранты и местные жители воспринимают друг друга по групповым аскриптивным и генотипическим признакам, что приводит к выстраиванию отношений по принципу «свой – чужой». Высокий уровень социальной напряженности отличается агрессивным этноцентризмом и распространением националистических идеологий. При социальной напряженности высокого уровня происходит переход от противостояния к конфронтации и социальным беспорядкам. Номинальная толерантность сторон, выраженная во временной терпимости достигнутых соглашений отрицается и переходит в агрессивный этноцентризм, который демонстрирует желание применить насилие в отношении другой стороны. Тем самым проявление агрессии и предубежденности в этническом вигилентном конфликте есть отрицание не только легитимного порядка ведения конфликта, но и межэтнической кооперации, доверия и межэтнической дружбы.

Нами были проанализированы традиционные подходы в объяснении причин социальных беспорядков в этническом вигилентном конфликте. Примордиализм в биологическом и культурологическом вариантах предлагает микроуровневый анализ, акцентирует защитную мотивацию (угроза физическому и культурному выживанию) вовлечения старожильческого населения и мигрантов в социальные беспорядки. Накопление недовольства местных жителей поведением растущего числа мигрантов блокирует мотивацию правомерного действия и побуждает к карательной самопомощи, вызывающей ответную реакцию мигрантов. Инструментализм предлагает мезо- и макроуровневый анализ причин роста социальной напряжённости, переходящей в беспорядки, и объясняет беспорядки активностью националистических организаций и недостаточностью правительственного контроля местного правопорядка в условиях статусного неравенства местных жителей и этнических мигрантов. Экономический вариант инструментализма подчеркивает заинтересованность предпринимателей в применении труда растущего числа мигрантов-нелегалов, вызванных неконтролируемой миграцией, что приводит к росту коррупции, преступности и массовому недовольству местных жителей бытовыми условиями жизни и снижением уровня оплаты труда. К разновидностям инструментализма относится геополитический подход. Он акцентирует вовлечение в местный конфликт внешних сил, заинтересованных в своем господстве в регионе. Макроуровневый подход применяет конструктивизм, объясняющий негативную динамику социальной напряженности в межгрупповом конфликте распространением, в особенности через Интернет, идеологии национализма, трансформирующей оппозиционный этноцентризм в агрессивный этноцентризм. Особую позицию занимают сторонники либерального и критического подходов. Если первые связывают негативную динамику социальной напряженности, перерастающую в беспорядки, с отсутствием глубокой толерантности в межэтнических отношениях, то вторые – с недоступностью или слабостью правоохранительных структур.

    Все подходы объединяет общая идея, что отсутствие доверия между коренными жителями, мигрантами и местной властью вызывает рост социальной напряженности и карательную самопомощь в конфликте местных жителей и мигрантов. Эта идея позволяет учитывать вышеназванные традиционные подходы в рамках предлагаемой более широкой исследовательской перспективы, именуемой интегральным подходом. Он применен нами в объяснительной модели социальных беспорядков и управленческих средств предотвращения беспорядков в конфликте местных жителей и мигрантов. В основу модели положены три принципа: 1) многоуровневость причин социальных беспорядков в ЭВК; 2) социальная адаптация и интеграция мигрантов; 3) диалог власти и общественных организаций в управлении ЭВК.

 

    Ростовская область, являясь с точки зрения миграции одним из самых привлекательных регионов России, сталкивается и с типичными для Российской Федерации проблемами, связанными с этнической миграцией, и имеет ряд специфических особенностей. За последние 20 лет она две волны этнической миграции: первая — вынужденная миграция, характерная для 90-тых годов, и вторая — свободная миграция, характерная для 2000- ных. С 2008г. область имеет отрицательное сальдо миграции, при этом идет активный процесс замещения старожильческого, в основном - славянского, населения мигрантами из северокавказских республик и постсоветских государств Южного Кавказа и Центральной Азии. При этом изменение этнической структуры населения осуществляется не только за счет переселения граждан на постоянное место жительства в Ростовскую область, но и за счет длительного пребывания на ее территории трудовых легальных и нелегальных мигрантов из других регионов РФ и постсоветских государств. Возрастающая экономическая конкуренция этнический мигрантов и коренного населения провоцирует рост межнациональной напряженности, ксенофобских настроений в среде коренного населения и ответной реакции в виде структурной маргинализации и религиозного и националистического экстремизма в мигрантской среде.

    Результаты опросов, проведенных среди населения Ростовской области, свидетельствуют о сохранении  тенденции интолерантного уровня отношений местных жителей к этническим мигрантам. Выявлены уровни толерантрого отношения молодежи РО к этническим мигрантам. Уровень глубокой этнической толерантности демонстрируют порядка трети ростовских студентов. Уровень крайней этнической нетерпимости, радикализма составляет примерно 8%. Около 60% студентов следуют норме номинальной толерантности. Т.е. две трети молодежи испытывают неприязнь к иноэтническому окружению, что в целом соответствует общероссийским показателям среди всего населения. Учитывая, что три четверти участников опроса русские, следует отметить, что для значительной части русской молодежи характерна этнокультурная неудовлетворенность. Преобладающим в общественном мнении выступает точка зрения о реальном наличии некоей предрасположенности ряда этносов к совершению преступлений. Это рассовый предрассудок, распространенность подобной крайней этноценнтристской установки свидетельствует о двух причинах:

- о существовании проблемы мигрантов мигрантов-нелегалов, среди которых распространено девиантное поведение;

- о наличии влияния националистической идеологии на сознание респондентов, которая пробуждает экзофобию и провоцирует социальные беспорядки.

    Сложившееся отношение к мигрантам определено вне непосредственной коммуникации, но под влиянием Интернета и телевидения.

    Тревогу местного населения вызывают: обострение криминогенной ситуации, конкуренция на рынке труда, усложнение решения жилищного вопроса, рост уровня межэтнической напряженности, противоречие культурного взаимодействия и бытовые проблемы, что в целом совпадает с общероссийскими причинами неприятия притока мигрантов. Данные опросов свидетельствуют так же о наличии культурной, структурной и трудовой маргинальности этнических мигрантов вследствие их недостаточной адаптированности и интегрированности в российское общество.

Социальным беспорядкам в этнических вигилентных конфликтах в Ростовской области в 21 веке предшествовал рост социальной напряжённости в отношениях местных жителей и этническим мигрантов. Незаконное ведение экономическо-хозяйственных дел, провокационная демонстрация этничности и управленческая неэффективность муниципальной власти послужили ускорителем перехода конфликтов в фазу насильственной конфронтации сторон.

Предотвращение социальных беспорядков в конфликте местных жителей и мигрантов зависит от комплекса общегосударственных стратегий, обеспечивающих адаптацию и интеграцию мигрантов в принимающее общество, преодоление маргинальности мигрантов в поселенческой, трудовой и культурной сферах, постоянного диалога региональной и местной власти и общества по поводу возникающих ситуаций межэтнической напряженности с принятием совместных решений, а так же от эффективности борьбы с нелегальной миграцией в Российской Федерации.

     Современная Россия остро нуждается в оптимизации государственной миграционной политики в сфере адаптации и интеграции этнических мигрантов на территории государства. Необходимо совершенствовать, в первую очередь, деятельность структур, отвечающих за адаптацию мигрантов на территории России, в особенности — в области предоставления возможностей к изучению мигрантами русского языка и основ российской культуры и истории, а так же контроля за соответствием требованиям к знанию языка и традиций при получении разрешений на работу и вида на жительство.

    Помимо этого, необходимо совершенствовать систему отбора мигрантов, въезжающих в страну, и при этом эффективнее препятствовать нелегальной миграции. Задачи по оптимизации миграционной политики требуют более внимательного отношения государства к вопросам размещения мигрантов в тех регионах, которые действительно нуждаются в привлечении дополнительной рабочей силы при одновременном недопущении создания этнических анклавов на территориях субъектов Федерации.

    Необходимо совершенствование антидискриминационного законодательства и его неукоснительное исполнение. Все меры государственного регулирования в области миграционной политики не могут быть эффективными без реальной борьбы с коррупцией в этой сфере.

    Дальнейшее изучение представленной в данном учебном пособии темы имеет большое значение для  конфликтного управления. Необходимо продолжать исследования механизмов повышения эффективности управленческой деятельности в сфере предотвращения социальных беспорядков в межэтнических конфликтах и формирования межэтнического доверия и дружбы местных жителей и мигрантов.

 


[1]. Барт Ф. Введение // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий / Сб. ст. М.: Новое издательство, 2006.С. 17-20; Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. М., 2002; Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность: Сб. статей / Под ред. Н.М. Лебедевой. М., 2002. С. 27–28;Низамова.Л.Р. Сложосоставная концепция модерной этничности: пределы и возможности теоретического синтеза // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Том XII. № 1.С. 141-149;Садохин А.П. Этнология. М., 2000, с. 78–90;Скворцов Н.Г.Этничность: социологическая перспектива // Социологические исследования. 1999. № 1. 44 -47;Стефаненко Т.Г. Этнопсихология:— 4-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2009.С.179-180;Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности. М.: Изд. МГУ, 2011, С.52-60; Чернобровкин И.П. Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль. Ростов- на- Дону: Издательство РГУ, 2003. С.9-10.

 

 

[2] Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. 2000. С. 264

[3] Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. М., 2000, с. 61 – 62

[4] Azar E. аnd Farah N. The structure of inequality and protracted social conflict: theoretical framework//International Interaction. V. 7, 1981, pp. 317–335



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.044 с.)