Дискуссия о кризисе системы мультикультурализма в ЕС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дискуссия о кризисе системы мультикультурализма в ЕС



     Западноевропейские страны стали применять стратегию мультикультурализма со второй половины ХХ века. Она была вызвана ростом потоков этнических мигрантав в Европу, сопровождавшихся повышением местного этнического напряжения, переходящего в вигилентные конфликты. Мультикультурализм был реакцией на прошлую политику этнической ассимиляции. Мультикультурализм предлагает мирное сосуществование различных культур в одной стране. Мультикультурализм — это концепция, которая предлагает признать, что все культуры равны и имеют одинаковое право на жизнь. Мультикультурализм отрицает принудительную ассимиляцию этнических мигрантов. Ассимиляция, использовавшаяся на протяжения прошлого века многими европейскими странами, в большинстве случаев себя не оправдала. Ксенофобия, фанатизм, фундаментализм, радикализм, экстремизм —лишь некоторые побочные результаты попыток проводить подобную стратегию в полиэтничной среде.

В основе системы мультикультурализма были  положены три принципа:1)признание государством культурного плюрализма важнейшей характеристики гражданского общества, 2) устранение препятствий, мешающих социализации маргинальных культурных групп,3)поддержка воспроизводства и развития разных культур.[139]

В 2011 г. ознаменовал новый этап в подходах к адаптации этнических мигрантов. Канцлер ФРГ А. Меркель, тогдашний президент Франции Н. Саркози, бывший премьер-министр Испании Х. М. Аcнар, премьер-министр Великобритании Д. Камерон и вице-премьер Нидерландов М. Верхаген в унисон признали крах политики мультикультурализма в своих странах. Осуществить задачи мультикультурализма на практике, по мнению европейских лидеров, оказывается непросто и даже невозможно.

   Николя  Саркози заявил, что идея мультикультурализма потерпела крах: «Конечно, мы все должны уважать национальные различия, – сказал он, выступая по французскому телевидению. – Но мы не хотим жить в обществе, где различные общины сосуществуют бок о бок друг с другом. Если вы приехали во Францию, от вас ожидается, что вы вольетесь в “плавильный котел” одной общины, национальной, и если вы не можете этого принять, вам не место во Франции. Мы слишком много внимания уделяли тем, кто приезжает в нашу страну, и недостаточно задумывались о тех, кто принимает приезжих».[140]
  Ангела Меркель, Дэвид Кэмерон,Хосе Мария Аснар ранее выражали подобную точку зрения о том, что мультикультурная политика в их странах не привела к должной адаптации этнических иммигрантов. Комментарии Ангелы Меркель о несостоятельности мультикультурализма были вызваны противоречивой книгой Тило Сарацина «Германия - самоликвидация», ставшей в ФРГ бестселлером. Автор утверждает, что «иммигранты уничтожают Германию». С точки зрения Сарацина «большая часть арабских и турецких мигрантов не только не желают, но и не могут интегрироваться в немецкую культуру, и, чтобы избежать ускоренной гибели нации, государству необходимо принять срочные меры, начав с радикальной перестройки системы соцобеспечения»[141]. После публикации книги в Германии проходили жаркие дискуссии, посвященные вопросу  адаптации иммигрантов.
Дэвид Кэмерон заявил, что политика мультикультурализма в Англии провалилась, и призвал молодых мусульман лучше интегрироваться в британское общество, чтобы противостоять экстремистским влияниям: «Из-за доктрины государственного мультикультурализма мы позволили разным культурам жить отдельной жизнью, отдельно друг от друга и от нашей основной культуры».[142]  По мнению Камерона, мультикультурализм разъединяет общество. В качестве примера он привел существующую в ряде общин практику насильственной выдачи девушек замуж во время поездок этнических мигрантов на историческую родину.[143]

По мнению Д. Рогозина, «крах европейского мультикультурализма был предсказан ещё десятилетие назад», «причем не только критиками справа - консерваторами и националистами, но и такими либералами, как Сейла Бенхабиб». В своих работах «она настойчиво и убедительно доказывала, что предоставление привилегий этническим и расовым группам противоречит либеральным основам западной демократии и несовместимо с фундаментальными представлениями о свободе и равенстве». Таким образом, «опасность повторения «римского сценария» - падения античного Рима под натиском варварских орд - выглядит уже не интеллектуальной провокацией Бенхабиб, а политической оценкой ситуации, складывающейся в Западной Европе»[144].

     Предполагалось, что новая европейская культура полностью отрешится от консерватизма, национализма и христианской религиозности, - и станет удобной «толерантной» средой для снятия старых конфликтов и адаптации вновь прибывающих мигрантов из стран Юга к «свободному миру». Произошло обратное:  местная культура Европы не привлекала иммигрантов. Массово переезжая в ЕС, они сохраняли свою самобытность и обособлялись от европейцев[145].

     Следствием затянувшегося кризиса политики мультикультурализма стало стремительное усиление правых националистических сил  Европы. Об этом свидетельствует возрастание поддержки гражданами европейских государств правых партий, в программах которых содержится антииммигрантская риторика и стратегия действий в поддержку аутентичных европейских культур, а также защита прав и безопасности европейцев.

Основной мотив  критической дискуссии связан с тем, что «толерантность и мультикультурализм в европейском исполнении работают не на интеграцию иностранцев или, тем более, их ассимиляцию (как в прошлые века), а на сегрегацию»[146]. Вместе с тем, принимались во мнимание культивируемые в среде мигрантов контркультурные протестные настроения, высокая криминогенность и социальная опасность для коренного населения, исходящая от этнических анклавов внутри европейских городов. Отдельный блок вопросов, порождающий противоречия - динамичное возведение мечетей в традиционно христианских странах Европы вплоть до выкупа объектов недвижимости и оснащения их под нужды прихожан исламского вероисповедания, полемика вокруг законов о запрете ношения паранджи и т.д.

Таким образом, есть основания рассматривать динамику происходящих в Европе социокультурных процессов как результат прошлых официальных политических решений по привлечению дешёвой рабочей силы и «освежения крови» экономического организма за счет миграционных потоков с одной стороны, а с другой - как продукт политических проектов - социальных экспериментов по искусственному формированию мультикультурной общности народов с идеологической наднациональной доминантой.

Одна из основных причин кризиса политики мультикультурализма в Европе - противоестественность попыток искусственного смешения культур там, где отправные исторические, социокультурные, хозяйственно-экономические, ментальные и прочие различия делают перспективу реализации таких проектов нереалистичной. Ставший традиционным для ЕС европоцентризм несовместим с мультикультурализмом. Особенно в том случае, когда основная нагрузка по содержанию вновь прибывающих пополнений в семьи мигрантов (живущих на социальные пособия) ложится на плечи налогоплательщиков из числа коренного населения[147].Кроме того, политика мультикультурализма в западных странах недооценивала развитие культуры титульного этноса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.008 с.)