Работа над отрывками из пьес А. Н. Островского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над отрывками из пьес А. Н. Островского.



 

Во время своей работы следующего периода, нужно каждую роль пройти по всем одиннадцати нотам, даже со ЗВАТЬ (но со ЗВА осторожней, там надо всех попрятать)

Отрывок из пьесы «Не в свои сани не садись» (2 действие, явление 3). На сцене Сергей Барадынко (Бородкин), Лена Вакулаева (Арина Федотовна) и Лена Кирьянова (Авдотья Максимовна). Александра Петровна наобум распределила ноты: Барадынко – ПРИ, Вакулаева – УД, Кирьянова – ОБЯ.

Ну что вы зеваете, здесь все очень нечисто! Ну что это за действие? Я не понимаю, что за действие делает девочка (Кирьянова). По-моему, ей было задано ОБЯ. Ну это же абсолютно непохоже! Там – УДИВЛЯТЬ, ОТДЕЛЫВАТЬСЯ, УТВЕРЖДАТЬ, ну, чуть-чуть ОБЪЯСНЯТЬ. И ПРИКАЗ тоже непохож (Сереже). Это действие «не готов», не похожее на ОБЪЯСНЯТЬ.

Показ отрывка. По ходу действия Кирьянову заменяет Люся Суринт, а ее – Аня Мальбек. Александра Петровна параллельно делает замечания. Обращаясь к Вакулаевой, у которой нота УД:

Это же тайна! Я такая таинственная…

Показ отрывка закончен.

Безобразие! Почему вы с книжками работаете? В принципе, так нельзя. Опытный артист может работать с книжкой. Он пристроен ОБЪЯСНЯТЬ, только не знает, какие слова ему надо говорить. Смотрит, не отстраиваясь ОБЪЯСНЯТЬ. Тут дальше он опять не знает, какие слова говорить – опять в книжку посмотрит.

Аня спросила: Как ОБЪЯСНЯТЬ, задавая вопрос?

Александра Петровна: Вообще ОБЪЯСНЯТЬ – там всегда понятно.

Аня: Если вопросительное предложение.

Александра Петровна показала, соединив УЗ и ОБЯ. Затем она заново распределила ноты. Теперь у Барадынко – ОБО, у Вакулаевой – ОТ, а у Кирьяновой – ПРЕ. Показ того же отрывка. По завершении:

Ну, все понятно: совершенно иной расклад ситуации.

Так, что является сейчас главным вольтом вашей работы? Когда вы говорите текст, у вас во фразе много ударных слов. Соответственно, это не живая речь. Ну, конечно, для технического упражнения, для тренировки мускулатуры можно делать все, что угодно. Но это не тренировка души, раз это неживая речь. А живая речь – это одно ударное слово. Это вещь, которая, в общем-то, совсем не освоена в актёрской профессии распространенным вариантом.

 И когда вам тягостно что-то смотреть на сцене, это, скорее всего, – артист делает все слова ударными. Когда артист  делает одно ударение во фразе, всегда смотреть легко. Когда много ударных слов – плохо.

Возвращаемся к работе над отрывками. Александра Петровна дала задание зрителям: если они видят, что нота не берется, нужно идти помогать. Отрывок из пьесы «Бесприданница» (2 действие, явление 6). На сцене Николай Янов (Карандышев), Настя Похмельных (Лариса), Женя Кириллова (Огудалова). Ноты распределились следующим образом (принцип тот же, наобум): Янов – УЗ, Похмельных – ПРО, Кириллова – УП.

Ну-ка, сделайте нормально УПРЕКАТЬ. А вторая девочка должна была делать ПРОСИТЬ? Ну, чего же вы такими ногами ходите, где ПРО? Где мобилизация? Это же ПРОСИТЬ, а не «разговаривать». А это разве УЗ?

Студенты еще раз попытались «взять свою ноту». В процессе работы Колю заменяет Марьяна Кушнир.

«Я вас не понимаю», – вот и все УЗНАВАТЬ. Ребята, если вы не заставите себя делать то действие, какое надо делать, вы ничего нового не приобретете. Вы как с выражением играли, так и будете с выражением играть. Если вы себя введете в эти рельсы, вы что-то новенькое найдете.

На сцене вновь Николай Янов (Карандышев), Настя Похмельных (Лариса), Женя Кириллова (Огудалова). Новое задание от Александры Петровны:

Ну, что ж, сыграем дурь абсолютную – все делают ноту ЗВАТЬ. Коля будет УТВЕРЖДАТЬ. Вам нужно чем-то категорически заняться и ЗВАТЬ его, чтоб он помог. Девчонки, ну-ка, начните шушукаться между собой.

Несмотря на подсказку Александры Петровны, логичного существования в заданных нотах не получилось. А почему?

Коля, если у партнера действие ЗВАТЬ, ну разве можно у него перед глазами стоять? Это значит – убить партнера. У него действие ЗВА, ты же знаешь, что у него ЗВА, значит, не обращай на него внимания. И поэтому, если вы там сели рядом, то на мать (Огудалову) не смотреть, только на Ларису. Так, чтобы ей даже видно было, что вы на нее не смотрите.

После некоторых замечаний показ отрывка возобновился, однако Александра Петровна очень скоро его прервала:

Конечно, я вам очень трудное задание дала. Если бы мне такое досталось, я бы нашла какое-то…

Не договорив, Александра Петровна нагибается, закрыв лицо руками, и кричит: «Юлий Капитоныч! В деревню!» Действие после наглядного примера, казалось бы, должно «пойти». Но показ опять прерывается.

Если дана такая дикая задача, как ЗВАТЬ, то тут всю сцену можно заполнить: то под стул заползти, то под стол, то под ковер…

Коля, если вам дано действие УТВЕРЖДАТЬ, а у вас такая фраза, которая почти что вопросительная, значит, нужно найти главное ударное слово и его УТВЕРДИТЬ. Конечно, это ненормальная логика получается, а иначе, зачем пробовать-то разные действия? Разные действия приводят к другой логике, к другому характеру, к другим приспособлениям к партнеру. Они выводят артиста из банальности.

Если я знаю, что партнер меня ЗОВЕТ, то нельзя давать ему внимание. Если я ЗОВУ, то мне куда-то нужно его ЗВАТЬ. Может быть, сыграть это в разных комнатах (я сейчас про «Бесприданницу» думаю)? Вообще три комнаты на сцене построить. В одной комнате мамка кричит: «Юлий Капитоныч, Лариса-то у нас в деревню собралась!» Лариса из другой кричит: «Юлий Капитоныч, увезите меня быстрее в деревню!» А он из этой комнаты кричит: «А я не понимаю!» Если вы так проработаете весь отрывок, будете настойчивы, то выяснится, что вы там такую горячку устраиваете! Но если вы это сделаете…

На сцену вышла следующая тройка. Отрывок из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» (2 действие, явление 3). Ноты распределились следующим образом: Ольга Лосева (Мамаева) и Сергей Яковлев (Мамаев) – ЗВА, Лера Ломакина (Глумова) – ОБО.

Не останавливая показ отрывка, Александра Петровна похвалила Сергея: «Молодец, Сережа! Она (Лера Ломакина) к нему, а он к ней задом. И все время задом».

Этой тройке удалось продержаться в своих нотах почти до конца отрывка, но все-таки их пришлось остановить:

Потерял, потерял (Сереже). Мне показалось, что он не знал, куда двинуться в действии ЗВАТЬ. Да? «Я еду!» – такой текст? Надо сразу придумывать. «Я еду!» – крикнуть на улицу, чтоб закладывали (лошадей). Если б кто-нибудь из них от вас отвернулся задом…Но это ж надо придумать! Или в это время мамаша (Глумова) отвернулась и хочет что-то говорить свое, тогда ей: «Я еду!» Вот и будет ЗВАТЬ.

Александра Петровна дает новые ноты, роли остаются те же. Теперь у Яковлева – ОБЯ, у Лосевой – ПРЕ, у Ломакиной – ПРИ. Так как Сергею не удавалось «въехать» в заданную ноту, его заменил Сарен Илья. Показ прерывается замечанием:

В ПРИКАЗЕ нужно все фразы скрутить в одну: мелко, четко и действенно.

Далее последовал показ отрывка, а после него – новое задание: разбиться на тройки, каждый тянет карточку с нотой. Во время показа зрители следят за «безобразиями» (это может быть непопадание в ноту, нечистое выполнение и т.д.) в отрывке. Кто увидит три, тот встает.

Отрывок «На всякого мудреца довольно простоты». На сцене Илья Сарен (Мамаев) – ПРЕ, Лера Ломакина (Глумова) – ее нота осталась загадкой, Оля Лосева (Мамаева) – ОТ.

Затем на сцену вышла другая тройка исполнителей данного отрывка: Яна Большакова (Глумова) – ОТ, Ольга Громогласова (Мамаев) – ОТ, Люда Красинькова (Мамаева) – УД. Все ноты были понятны. Вот что сказала Александра Петровна, обращаясь к Яне:

Что ж в длинном монологе ОТДЕЛЫВАТЬСЯ перестала? «У него еще другое безобразие в голове: ему однажды сон приснился, там ангелы будто слетелись и говорят ему. А еще говорят: люби своих начальников». Надо стереотипы-то ломать.

Отрывок из пьесы «Не в свои сани не садись». Лена Тимукова (Бородкин) – ОТ, Люся Суринт (Авдотья Максимовна) – УД, Аня Мальбек (Арина Федотовна) – так и не произнесла ни слова, поэтому мы не могли определить ее словесное действие. Отрывок был остановлен, не успев начаться:

Стоп! Вот это действие (Люсе) – то ли ОБО, то ли ОБЯ, то ли УД?! Вы так говорите: «Здравствуйте!» – сказала Александра Петровна, скопировав Люсю, которая постоянно «клевала» носом. А тут надо: «Здравствуйте!» – это я с вами здороваюсь. А это вот («клевать») – пристройка «снизу»: то ли ПРОСИТЬ, то ли ОБОДРЯТЬ. А так, это совсем не УДИВЛЯТЬ.

Отрывок из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты». На сцене Артем Боняков (Мамаев) – ОБО, Марьяна Кушнир (Глумова) – ПРЕ, Лена Лобанцова (Мамаева) – УЗ. Александра Петровна заметила:

Чувствуете, УПРЕК пошел? (к Марьяне). «Я вам намекаю, а вы не понимаете, и тогда я добавляю ПРЕДУПРЕЖДАТЬ – УПРЕКАТЬ. Ну, по-простому – да. А если этот барьер надо взять?

Артем, у тебя ОБОДРЯТЬ, а у Лены УЗНАВАТЬ? Это же совсем другой подтекст! Нужно придумать такие предлагаемые обстоятельства, чтобы ноты узнавались.

Отрывок из пьесы «Не в свои сани не садись». Сергей Барадынко (Бородкин) – УД, Лена Вакулаева (Арина Федотовна) – не проронила ни слова, Лена Кирьянова (Авдотья Максимовна) - ОТ. Показ очень скоро был приостановлен:

Стоп. Ну, все потерялось…Мы же смотрим, рисует ли художник голубой краской рисунок. А когда он рисует голубой, потом – черной, потом – белой, потом – желтой… А мы смотрим, может ли он голубой нарисовать?

Сергея Барадынко заменяет Сергей Яковлев, у него нота УД. После не совсем удачной пробы состоялся такой разговор:

Александра Петровна: …Я такой удивительный: обладаю такой информацией.

Сергей Яковлев: А можно УДИВЛЯТЬ и ОТДЕЛЫВАТЬСЯ?

Александра Петровна: Конечно, на самом деле можно. Все можно! Но мы сейчас рисуем рисунок одним цветом.

Сергей Барадынко: Получается – ты УДИВЛЯЕШЬ и ждешь реакции?

Александра Петровна: Конечно.

Сергей Барадынко: А если я ОТДЕЛЫВАЮСЬ?

Александра Петровна: Как соединить УДИВЛЯТЬ с ОТДЕЛЫВАТЬСЯ? ЭТО очень распространено: «Я все очень хорошо знаю и плевать мне на вас!» Тут такой самоуверенный человек. Это не очень приятный оттенок, если он такой есть в жизни.

Затем Александра Петровна обратилась к Кирьяновой:

ОТДЕЛЫВАТЬСЯ тоже не очень получилось. «Вы что тятеньку ждете? Не ждите. Он скоро придет». Если вы хотите ОТДЕЛЫВАТЬСЯ на каждом слове, это вообще… Поработаете – увидите, как фразы ломаются, как ударные слова меняются. Это от действия очень зависит. А действие в тексте не написано. Действие – наша с вами актерская забота.

 Отрывок из пьесы «Бесприданница». На сцене Николай Янов (Карандышев) –?, Настя Похмельных (Лариса) – ЗВА, Женя Кириллова (Огудалова). Наверное, Александра Петровна заметила, что студенты немного подустали («фальшивили» в нотах), и решила отпустить нас на перерыв. Но это уже другая история.

Беседа во время перерыва.

Коля Янов: Актеры должны играть так, чтобы им верили. В кино, наверное, лучше работать: там дубли, а в театре – нет.

Александра Петровна: В кино актеру требуется сыграть маленький кусочек. Там ты не играешь целое действие, ты сыграл маленький эпизод. И все равно, можно сыграть и это плохо, никак. А можно – великолепно.

Оля Лосева: А где легче?

Александра Петровна: Легче… Ну, там свои трудности жуткие есть. Я никогда не снималась в кино – не знаю, а так артисты хорошие говорят, что, конечно, отдают предпочтение театру, потому что это – творческая работа, которая непрерывно длится, и ты живешь, плывешь по этой реке. В кино не то: сначала поплыл здесь, а теперь тебя перенесли на другую часть планеты – плыви там. Так ведь кино-то сделано. Кино кусками делается.

Сергей Яковлев: Как вы относитесь к спектаклям по телевизору?

Александра Петровна: Я практически не смотрю телевизор, потому что считаю, что это гадость, которая жрет мои мозги. Как много на свете есть книг, литературы, музыки, живых людей, а я буду эту ерунду смотреть: отсеянную, отобранную, отщелканную… Я как телевизор посмотрю, как в помойке искупаюсь, не могу! Мне почти стыдно делается. Я, конечно же, вас уговариваю телевизор не смотреть вообще. Это просто нехорошая трата и позорная трата времени.

Оля Лосева: А канал «Культура»?

Александра Петровна: Да, канал «Культура» – что-то.

Сергей Яковлев: Я имею в виду, спектакль по телевизору – это совсем другое? То есть лучше вообще не смотреть?

Александра Петровна: Смотря что. Вот когда был фестиваль спектаклей театра Фоменко, я, в общем, посмотрела все, что могла. Секреты искала их актерского искусства.

  Елена Анатольевна: «Таня, Танечка», помните, ребята, мы смотрели?

Александра Петровна: Какой там артист мощный, который сейчас не работает!

Люся: Вы говорили, что читать любите. Вы не читали писателя, который сейчас только-только стал знаменитым, Пуэнто Ривера?

Прошу прощения, но я, в отличие от Александры Петровны, ни разу не слышала об этом писателе ранее, поэтому не исключаю того, что его имя написано мною неверно.

Александра Петровна: Я уже, по-моему, слышала, что стоит прочесть, но еще не прочитала. А я вот Пришвина сейчас читаю с восторгом. Вы его в школе прошли и думаете, что все знаете. А я наслаждаюсь Пришвиным уже который месяц подряд.

Сергей Яковлев: А что вы из специальной литературы на первой ступени посоветовали бы читать, кроме «Режиссуры, как практической психологии»?

Александра Петровна: Знаете, Сережа, практически все. Все мемуары театральные, записки режиссеров, критику

Оля Лосева: А какую вообще не читать?

Оля Громогласова: Любовные романы, детективы.

  Александра Петровна: Там, где пошло, ребята. Времени просто в жизни не хватит! Как жить вообще интеллигентным человеком и не прочитать драматургию, всю, какая есть? Да жизни же не хватит! А вы говорите – белиберду читать. Конечно, если совсем делать нечего, голова пустая, тогда…

Аня Мальбек: Как вы относитесь к Булгакову?

Сергей Яковлев: К «Мастеру и Маргарита», в частности.

Александра Петровна: Гениальный человек. Меня всегда очень волнует, задевает, крутит это вот соединение судьбы художника, человека и его творческой, художественной работы.

Елена Анатольевна: Он, между прочим, артист был хороший. Я прочитала у Станиславского в письмах, что он даже сыграл в спектакле МХТа.

Александра Петровна: Как потрясающе разыгрывал дома все! А вот последнее, что я узнала. Вы знаете, что был артист Михаил Чехов? Что он был племянником Антона Павловича, он был сыном его старшего брата. Мамаша Чехова, Евгения Яковлевна, последние восемь лет в жизни была в «полумаразме», в безумии. А поскольку она была женщина такая ограниченная, больше всего на свете она любила себя жалеть. Все время говорила, что ей очень плохо. Истерики закатывала, скандалила, что никто ее не жалеет, не понимает. И вот вошел в комнату Миша. Вдруг на глазах у всех превратился в беспомощного старика и почти на коленях к ней подполз. И она поняла, что это еще более жалкое существо, чем она, и пожалела его!

Сергей Яковлев: Я читал у Марка Захарова в книге, что спектакль был, который на всех фурор произвел, «Дни Турбиных». Я не помню, где ставился.

Александра Петровна: Во МХАТе

Сергей Яковлев: Там вообще что–то такое было! В книге у Марка Захарова, не помню, как называется, написано, что-то там такое было во время этого спектакля...! Интересно, что же там случилось? И нигде не могу это узнать. Может быть, вы знаете?

Александра Петровна: Сережа, во-первых, я знаю, а, во-вторых, начинайте себя тренировать, чтобы название книги и автора запоминать.

Марьяна Кушнир: «Контакты на разных уровнях».

Александра Петровна: Насколько я знаю, по рассказам Петра Михайловича и моих старших родственников, ведь это вышло в 1926 году. Если вы читали «Белую гвардию», она отличается от пьесы. А уж как он эту пьесу делал, это написано в «Театральном романе». Там писатель Максудов (можно представить себе, что, рассказывая о Максудове, Булгаков маленько рассказывает о себе). Ему сказали, что его повесть «Черный снег» нужно переделать в пьесу. Максудов очень мучился, и вдруг у него представился в голове домик, а в домике ходят люди и разговаривают, а он это записывает. Так получилась пьеса «Дни Турбиных», в «Театральном романе» другая, конечно.

Когда он написал эту пьесу, ее играли люди, которые очень хорошо знали дореволюционную Россию, – это круг дореволюционной интеллигенции. Итак, там играли люди, хорошо знающие эту среду. Не исполнители, которые играли интеллигенцию, а сами такие, что разговаривают с женщиной – встают, не сядут при женщине… Меня во вчерашнем спектакле артисты умиляли, когда Свидригайлов придумал сидеть при дамах. Меня это как-то напрягало (Александра Петровна говорит о спектакле «Некоторые сентиментальные сцены из «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского», сыгранном студентами актерского курса Консерватории).

Вежливость, все правила вежливости. Среди вежливых людей происходят скандалы и склоки и среди невежливых. Петр Михайлович, когда смотрел спектакль Эфроса «Три сестры», говорил: «Если они такие хамки, то в чем дело?» Если мы строим поведение вежливых, интеллигентных людей и они переживают трагедию? Тогда трагедия 1917 года была так близка всем: в зрительном зале сидела куча людей, у кого братья, сыновья, отцы погибли в белой армии. Там сидели, конечно, и те, у кого родители, сестры, братья были в Красной армии, но были и такие, у кого в белой.  Спектакль, пьеса – это было…прощание, вот что это такое. Там, кстати, вспомните, кто читал Булгакова, в том числе Белую гвардию», «Бег», нет никакого обольщения. Он не обольщался по поводу замечательной царской армии, где все было не вполне замечательно.

Но вот живут этилюди простые, честные, патриоты и один из них погибает. И тут зрители думают: «Так вот 10 лет назад у меня погиб брат.» Алексей пошел просто защищать мальчишек, как вы знаете по сюжету: он их всех распустил… В зрительном зале истерики, обмороки были

Сергей Яковлев: Вот это и было?

Александра Петровна: Это был все-таки мхатовский спектакль. Мхатовские спектакли были реалистичными, то есть они тебя погружали в жизнь. А публике как не погружаться-то с ними: они все это узнавали…и умирали. Это не то, когда театр все время говорит: «Нет, нет, ты не думай, что это жизнь, это мы тебе представляем». Посижу, посмотрю, как вы представляете. Чему же сопереживать? И, тем не менее, театру и сегодня это удается, особенно в детских спектаклях.

Каждый артист, каждый художник, каждый писатель всегда может согрешить или нанести вред зрителям, читателям, созерцателям, а может быть честным. Если он честный, то он занимается своим мастерством. А честность и самоуверенность может воспитываться в театральном ВУЗе. Чего только больше, честности или самоуверенности? Пристройки четверокурсников отличаются от пристроек первокурсников? Это что – честность, скромность? Нет, чтоб к четвертому курсу понять, что ничего не умею, ничего не знаю и горе, как на сцену пойду! Нет! Вы что? Я же уже на четвертом курсе.

Сергей Яковлев: А у некоторых нет.

Александра Петровна: Вот, вот это…За ними смотрите! Всю жизнь следите за этими художниками. Им трудно будет.

Люся: Я живу с девочкой с четвертого курса, и она постоянно каждый день причитает: «Я ничего не умею, я никакой режиссер, я такая плохая, я ничего не понимаю».

Александра Петровна: Нет, только постарайтесь различить, потому что «я же ничего не знаю, я такая слабая» – это что такое? Это слабость или наоборот? Она с вопросами к вам обращается?

Люся: Она спрашивает, но мы учимся немножко по-другому. Вот она, например, сказала: «Ты мне расскажи, что вы там с Александрой Петровной проходите, обязательно расскажи – я тоже хочу узнать».

Александра Петровна: Фактически вам надо узнавать, что делается там, а им, что делается здесь. Надо обязательно узнавать и взвешивать и думать, как это на ваши умения работает, пожизненные умения, так, чтоб совершенствовать свою работу, свою жизнь. Как Станиславский писал, что был богатым, имел семью, имел детей: а самое большое счастье – это работа. Конечно, надо быть вообще таким сдвинутым, чтобы счастьем была работа. А то некоторые считают, что счастье – это совсем в другом месте. Но если счастье – работа, другими словами, доминируют познавательные, идеальные потребности, если вы их укрепите в себе (я думаю, каким-то образом это укрепится в вас), то вы правда будете счастливыми людьми. Потому что от того, что ты узнаешь, тебе лучше, снова узнаёшь – тебе опять только лучше! Ты только богаче, богаче становишься. А у тебя еще и любопытство есть!

А сколько таких: «Представляешь, он народный артист, ему сейчас 60 лет и единственная у него тема: как его не понимали, как его не ценили, какие роли ему не дали сыграть…» – этомне рассказывают о несчастном человеке, народном артисте. Он несчастный человек. Его ест, его все время грызет, что ему чего-то не дали, не то дали…Ну, ладно.

Настя Похмельных: Как вы думаете, Александра Петровна, можно совмещать семью и такую работу?

Александра Петровна: Конечно, конечно!

Ребята: А многие говорят, что нет.

Александра Петровна: Ну, что вы…

Сергей Яковлев: Смотря, какую систему. Если брать вашу, нашу, Петра Михайловича, то там же что-то прочитаешь и уже задумываешься, что, допустим, это ЗВА или другие ноты, и видишь, что он (человек, партнер) хочет. Он же подсознательно все это делает, и ты его, получается, читаешь.

Александра Петровна: Конечно.

Сергей Яковлев: Так вот можно налаживать свои отношения.

Люся Суринт: Особенно, когда пристройки

Сергей Яковлев: Видно «сверху».

Люся Суринт: Да, «сверху» пристройку делаешь

Александра Петровна: Ребята, когда знаешь технику действий, тогда, к сожалению, знаешь гораздо больше.

Сергей Яковлев: Иногда даже разочаровываешься в человеке. Допустим, я, когда в школу прихожу к себе (а раньше я ничего этого не знал до училища), смотрю на учителей как-то по-другому.

Александра Петровна: Они для вас стали другими, вы читаете про них другое.

Сергей Яковлев: Они начинают ОТДЕЛЫВАТЬСЯ.

Александра Петровна: Сережа, на самом деле, вы же все-таки все вместе? Пришли, учитесь – значит все, что с вами было до сих пор, имело смысл. Поэтому каждое растение надо поливать разными составами. Нельзя все время поливать одним и тем же. И поэтому вы сейчас, жизнь на вас давит со всех сторон, всеми вариантами, какие только есть.

А насчет семьи мне просто кажется, что если тебе выпала доля греть некоторое количество близких людей, то нельзя от этого отказываться и надо брать на себя эту ношу. «Плевать мне на всех – у меня искусство»! Смотри, доплюешься… Ты и в искусстве начнешь плевать на все. Как-то брать на себя надо больше обязанностей. Семья – это обязанность. Как и со всякими обязанностями, там куча радости. За своими невестками вижу: «Ну почему все я должна делать?!» - каждая невестка говорит.

Сергей Яковлев: Сейчас страшно делать такой выбор, я вот боюсь: куда идти? В искусство дальше?

Александра Петровна: Сережа, это всегда так было.

Сергей Яковлев: Я боюсь.

Александра Петровна: Всегда так было, никогда не было по-другому. Человека, который выбирает искусство, во-первых, у нас таких мало, очень мало, другие не понимают. Потому что это бред какой-то. Как это называется: «…ни съесть, ни выпить, ни поцеловать. Мгновение бежит неудержимо, И мы ломаем руки, но опять Осуждены идти все мимо, мимо.» Чем мы занимаемся? Каким-то бредом, фантазией. Но если вы чувствуете, что только здесь вы счастливы, то надо заниматься. А уж если тут совсем как-то «ну, не знаю, счастлив – не счастлив», то тогда идите в педагоги.

Люся Суринт: А мне многие завидуют в моем городе. Они говорят: «Мы не можем быть такими расслабленными, как ты. Вот ты спокойно можешь подойти в очередь к любому человеку и сказать: «Пропустите, пожалуйста», а мы даже такого не можем».

Аня Мальбек: А у меня все подруги говорят: «Мы поедем в Училище Культуры на театральное отделение».

Ольга Лосева: Меня многие осуждают. Мне даже сестра говорит, она в Москве отучилась на журналиста: «Да куда ты лезешь! Ты представляешь?! Это же так тяжело! Оля, не надо! Это я полезла, а ты куда?»

Люда Красинькова: А у меня в поселке ставки на меня делают: одни ставят на то, что я закончу, а другие – на то, что брошу. Я приезжаю – спрашивают: «Еще не бросила?» «Нет еще».

Лера Ломакина: Вот вы говорили про правду. Что нужно учиться ее видеть, нужно ее делать. А есть такие случаи, когда один человек говорит, что это правда, я уверен, мы знаем твердо, нас много…А другой говорит: «Нет, вы что? Какая это правда?»

Александра Петровна: Золотко. Это я у Пришвина как раз начиталась. Да, это не простой вопрос, что такое правда. Пришвин говорит: «Вон там правда. Небо, деревья – это правда. Хотя деревья дерутся за солнце, но это правда. Конечно, в человеческом это дело сложнее: мы же не просто так, чтобы отсел подальше и дал мне больше компота, не об этом же…Там у нас много всяких желаний, у каждого человека.

Сергей Барадынко: Получается так же и со спектаклем, о котором мы сегодня говорили, «Преступление и наказание». Вам не понравилось…

Александра Петровна: Да. Для меня – это неправда.

Сергей Барадынко: А их режиссер считает, что это не так, что это правда. Многим зрителям понравилось.

Коля Янов: Каждый же воспринимает через себя.

Александра Петровна: Да, да, да. Совершенно с вами согласна. А для меня все это – театральщина.

Лера Ломакина: А бесполезно, если я знаю, что это зацикленность, что даже, может быть, не моя правда, что она другая, но не эта, что он мне говорит, бесполезно объяснять.

  Александра Петровна: Даже, думаю, что объяснять даже не надо, а надо думать: «Интересно, а почему тебе это кажется правдой?» И начать у него выяснять, у этого человека. А уж это, конечно, самое интересное: как совершенно другое может казаться правдой?

Мария Петровых, это поэтесса 20-го века, подруга Анны Ахматовой (Анна Ахматова очень ее ценила). У нее есть такие замечательные стихи…

Мы однажды на моем актерском курсе устроили такое занятие: каждый должен был принести малоизвестного поэта, которого все вообще не знают. Ну, не Цветаеву, разумеется, Маяковского…Одна девушка принесла Уитмена. Она никогда, оказывается, не читала и с таким восторгом рассказывала, что открыла его! А я опозорилась, потому что я принесла Марию Петровых, и студент принес Марию Петровых – ничего себе угадали! У нее есть такие строчки: Ты думаешь, правда проста? Попробуй, скажи! И вдруг онемеют уста,                                         Тоскуя о лжи.

Аня Мальбек: Можно еще вопрос насчет правды? Вы вчера говорили, что мы должны копировать правду, и вам обидно, что мы попадаем в такие коллективы…

Коля Янов: В смысле, что лучше идти в педагоги, чем работать в театре.

Александра Петровна: Потому что очень трудно найти такой театральный коллектив, в котором режиссер думал бы не о карьере, а о правде. А раз он думает о карьере, то он будет говорить: «Да тут зрителям не понравится! Давай тут что-нибудь. Они нас не поймут!» А сам-то ты что? Почему ты считаешь себя умнее других? Если для тебя это проблема, то ты эту проблему и ставь! А если ты: «Все понятно! Пусть они играют», – получится, что артистов просто используют с их темпераментом, талантом, мордашками, фигурками, ножками…

Когда я ставлю свои спектакли, я чувствую благодарность, потому что у меня же только в фантазии, как все должно быть. Как у Булгакова: домик такой, а в нем все ходят и говорят. А они своими ногами, нервами, глазами живыми всё это делают! Боже, что делают? Вот уже то делают. А вот опять не то! А вот опять то…

Мне так счастливо живется, я уже старенькая – мне можно, я никого побеждать не хочу, а молодые хотят побеждать. У меня, в этом смысле, очень хорошая закалка была – жить рядом с Петром Михайловичем. Это когда интересно каждый день, потому что Петр Михайлович был неистовый исследователь. Ведь все, что мы с вами сейчас читаем, это на моих глазах создавалось. Сколько книг, сколько разговоров… «Откуда это общение берется?! На чем оно зиждется?» – то чем вы дальше заниматься будете,   параметры борьбы?

Или словесные действия. До сих пор никто нигде ничего такого не придумал. А это и психологам, и педагогам, и врачам, и в семейной жизни, и артистам нужно знать, а все делают вид, что этого нет!

Сергей Барадынко: Вам, наверное, надоедало, когда ваш папа все это делал при вас. Одно и то же практически. Почему вас затягивало?

Александра Петровна: Нет, мне, к счастью, Сережа, повезло. У меня еще и мама была, которая тоже этим всем интересовалась. Она была талантливой певицей. У нее было шаляпинское горло, то есть ей не надо было ставить голос – она могла петь в любой момент и сколько угодно. Но она из-за семьи бросила сцену совсем, потому что нужно было за дочерью ухаживать (губы Александры Петровны тронула легкая улыбка). Ей тоже это было очень интересно, поэтому в доме была атмосфера этого интереса.


Фрагменты протоколов лета

Карельская летняя Театральная Академия «Артсия» - 2006

IV

ИЗУЧЕНИЕ БОРЬБЫ

Предуведомление

 

Бесконечное многообразие вариантов и сочетаний позволяет совершенно непохожим и непривычным образом трактовать один и тот же драматургический текст, о чем свидетельствуют приведённые далее протоколы занятий по борьбе с вожатыми Театральной Академии, студентами-практикантами Карельского училища культуры и режиссерами-педагогами любительских театральных коллективов. Мы надеемся, что они помогут читателю представить себе содержание работы по освоению начинающими артистами данного раздела профессионального обучения. И напомним, что считаем своей главной задачей расширить представления и умения будущих артистов о «языке» действий.

Занятие первое

записала DVD Е.А. Аккуратова

Нужно строить такое поведение, чтобы цель человека была понятна, а для того, чтобы строить, нужно знать законы. Например, как законы словесного действия.  Так и законы…Хотела сказать слово борьба и заткнулась. Вы видали, конечно, как люди играют в теннис, в волейбол и т.д. В теннисе два человека с двух сторон площадки, они играют и это борьба – кто поймает, кто отобьёт. А Петр Михайлович сказал, что всякое наше общение – тоже борьба. Хорошо себя (своё поведение) поймать и вернуться на две минуты назад в своём поведении и понять, что это за борьба была. Естественно, у меня была борьба за ваше понимание. Я думала, какое слово найти из того, что я знаю и понимаю, чтобы оно было вам понятней и подошло.

Признаки борьбы

 

Какие признаки борьбы? Когда борьба реально существует? В теннисе всё понятно, хотя теннис – это пример реально протекающей борьбы. А в театре? Вот представьте, стоит человек на месте и говорит: «Я очень переживаю, ой, как я переживаю!» Чем отличается талантливый теннисист от бездарного? Он все поле видит и бежит туда, куда мяч летит, затем он отбивает мяч и ждёт, что будет с ним там на той стороне поля. Поэтому одним из главных признаков существования борьбы … Нет, по другому – признак того, что я имею цель – когда я добываю каждую секунду, когда слежу за результатом. Если я за результатом не слежу – то это моя цель в обороне, а не в наступлении.

Вы эти термины знаете? Что в борьбе один может наступать, а другой обороняться. Доблесть каждого артиста – найти, где он наступает со словами или без слов, но главное, чтобы наступал, а наступать - это значит добывать – ждать эффекта и результата. Когда я кидаю мяч в теннисе, не само же кидание мяча меня интересует, меня интересует – куда он полетит и что с ним будет дальше. Поэтому когда смотришь спектакли, в том числе и вашу «Снегурочку» и слышно в речи, что человек ждёт ответа, так это хорошая работа, которая соответствует законам человеческого поведения, законам наступления и соответственно что-то выражает.

Как только ты слышишь сплошные переживания, а добывания не слышишь, так, во-первых, ты перестаёшь понимать речь: когда человек хочет что-то добыть, он старается говорить внятно. А во-вторых, ты слышишь, как концы фраз кувыркаются вниз, даже если они говорятся громко, значит, они не добывающие – они обороняющиеся.

В жизни оборона распространена так же как   наступление, но если мне от вас ничего не надо, то это неинтересно. Взять, например, наши с вами занятия, я же по-другому бы говорила, если бы была в обороне и мне ничего бы  было не надо. Я могла бы быть при этом очень мобилизованной: быстрее проговорить текст, быстрее закончить занятие, быстрее всем всё объяснить, чтобы быстрее все всё поняли: «Я что ли должна стараться, чтоб вы поняли, меня это не касается»

А когда актёр начинает работать над ролью, то все что касается его персонажа, нужно максимально понять. У вас были когда-нибудь роли, в которых вам кажется, что вы были в обороне? Вы её специально строили или по раскладу получалось так. Вот великий артист Топорков (имела честь его много раз видеть на сцене) что бы и где бы он не играл – всегда добывал. На него наступают – от этого он в обороне, но у него же свой-то интерес в жизни есть и свой интерес он несёт.

Признаками наступления, заинтересованности, горячего интереса технология и занимается. Мастер своего дела знает эти признаки и понимает, когда они у него есть.

Живая речь и ударения

 

Первая вещь, над которой должен работать артист, – это живая речь. Каков признак живой речи? Одно ударение. Когда все слова главные – такая речь может быть только у артиста.

Александра Петровна раздает текст. Отрывок из пьесы Шекспира «Гамлет».

Найдите то место, где Гамлет просит сыграть на флейте. Начнём с предыдущей реплики. Попробуйте произнести эту реплику как живую речь.

Аня ( читает).О, мой принц, если моя преданность слишком смела, то это моя любовь так неучтива.

Александра Петровна. Вы сделали три ударения.

Читает Оля.

– Два ударения

Читает Лена.

– Одно ударение, но не очень красиво выделили слово. Вы хотели слово «любовь» выделить, но не надо его отделять от слова «моя». Я тоже думаю, что слово «любовь» главное, но на самом деле, что угодно может быть главным.

Слова «если», «чтобы», «что» никогда не отрываются от предыдущего слова, а вдох и смысловая пауза – это не точки.

Читает Марьяна.

 – Не, это всё ящики. Это когда без всякого содержания вот вам одно слово – «ящик пустой», другое слово – «ящик пустой» и т.д.

Читает Лена.

– Молодец, она там и противопоставление нашла.

Читает Катя.

Это чертёж.

Читает Наташа.

– Вы думаете, в неподвижном теле живая речь появится? Речь получается, когда хоть что-то появляется в теле. В неподвижном теле живая речь не получится. Это тоже признак живой речи. По последнему кругу.

Читает Оля.

 – Идея хорошая только недоделанная. Вы рукой-то на том же месте пошевелили. Тело, речь жест, мимика – это всё неразрывные вещи. Сначала важно научится делать одно ударение, но потом его нужно д



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.145 с.)